Честное пионерское

Анонс номера от главного редактора

01 сентября 2021 16:30
Мы в этом номере играючи сыграли с читателями в одну игру, значение которой они, может быть, поймут. Но для этого придется прочитать номер. И если они дочитали, то они, значит, и выиграли. Но и мы тоже. И эта игра с читателями ведь продолжается в журнале уже 13 лет. И удивительное дело: в выигрыше-то все.

 
Поначалу читатель может подумать, что музыкант Андрей Макаревич размышляет об игре. Перебирает слова, подбирает синонимы. Но разумеется, это о музыке. Конечно же, это о красоте. И очевидно, что всякая музыка и красота заканчивается одним — любовью. И очень внимательно надо прочитать эту колонку: любовь музыканта и его инструмента должна быть взаимной. Иначе — криминал какой-то. 
 

Писатель Дмитрий Быков в доступной поэтической форме изложил жизнь и творчество великого писателя Достоевского. Любой том ЖЗЛ про Федора Михайловича теперь не нужен — есть это стихотворение. Тут и биография, и библиография, и литературоведческий анализ. Удобно, современно, полезно. 
 
 
Все мы по уши в игре. Режиссер Иосиф Райхельгауз подробно и убедительно рассуждает — или объясняет, — почему так. Ведь не ради наживы стремимся мы к рулетке, не только азарт управляет нами. Мы носим на плечах шинель Башмачкина или прячем за пазухой топор Раскольникова, чтобы быть самими собой. Или все-таки хотим стать кем-то иным, чужим? Надо дочитать режиссерские наблюдения до конца, чтобы понять. Или просто задуматься.  

С разных сторон подбирается к теме игры певец Лев Лещенко. Во многие игры ему довелось поиграть — на сцене, за сценой, на спортивных площадках и полях. Признается, что по натуре человек не рисковый, но тут же говорит про «игру с судьбой». А как же играть с судьбой, не рискуя? Тем более когда заранее известно, чем все это кончится. 

 
Российский адвокат Александр Добровинский довольно подробно рассказывает историю своего голого гольфа. Случай, с одной стороны, забавный, с другой — драматический и поучительный. А потому что нечего раздеваться на чужбине, да еще вступать в игру с немками и немцами. Всякое может случиться — вот и случилось. 
 
 
В колонке актрисы Александры Захаровой читателю предстоит встретить целую галерею игроков. Причем, как сама автор их аттестует, — это асы игры. Причем и на сцене, и везде. С ними, с асами, она общалась, дружила, играла. А как иначе, если растешь в семье, где папа учит покеру, едва тебе стукнуло десять лет? 
Мы, конечно, предполагали, наивные люди, что старший вице-президент Private Banking Банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер напишет в номер что-нибудь про деньги. Или хотя бы про игру на них. Но не тут-то было. Дмитрий пишет про спорт. В принципе, как человек, форсирующий сорок пять этажей, как будто на пожаре, имеет право и про спорт. Но получается-то все равно про игру. Но точно не на деньги. Так даже интереснее. 

 
Ради эффекта присутствия шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов выдвигается на места, где разворачивались «Бесы», — в губернский город, который, не будучи поименован в романе, опознается по меткам, оставленным в тексте Достоевским: он как-никак там прожил полгода, возвращаясь с каторги. Но выясняется, что не только шеф-редактор «РП» рыскает по «бесовским» маршрутам. А еще и тот, кого мы рискнули в этом номере считать пионером-героем. По системе Достоевского. 
 
 
Тут и такие попадаются рассуждения в номере: мол, да, был заядлым игроком Достоевский, но зато благодаря этому какого «Игрока» написал. Однако сам Достоевский переживал свою игроманию как мучение. Значит, спасать надо человека. Чем и займется штатный следопыт «РП» Николай Фохт на ближайших страницах. 
 

Вот, скажем, толстовцы — с ними все ясно. Известно про пищевые их запреты, про этикет, про опрощение. А достоевцы? Какие они, кто? Развивая главную тему номера, посвященного Достоевскому, шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов причисляет к достоевцам несколько таких столпов западной культуры, которые, может, и стали-то столпами только потому, что достоевцы. 
 
Дежурный наблюдатель «РП» Александр Рохлин именно там, где положено быть наблюдателю, если главная тема номера — Достоевский. Там, где происходили события романа «Преступление и наказание», и там, где роман был написан. А это, в общем, одни и те же локации. Читатель, будь готов к тому, что наблюдатель превратится в участника. Вот к чему приводит иммерсивность. 
 
 
Сегодня бессменный ведущий уроков мужества «РП» Николай Фохт сделает то, чего от него давно уже ждут ученики. Раскроет тайну, в чем же состоит самое главное мужество. Но декларацией наставник не ограничится. Будет рассказана и поучительная история, в доказательство. Мужество не терпит голословности. 
 
 
НАСТОЛКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКИ. Фотоувеличитель. «Рулетка — это игра по преимуществу русская», — подмечает в «Игроке» англичанин Астлей. Роман Достоевского с игрой был тяжек и безвыигрышен: «Хуже всего, что натура моя подлая и слишком страстная: везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил. Это прежде всего забвение всякой мерки во всем… Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому вниз головой…» Проигравшись в пух и прах, он начинает роман «Идиот» тоже как игру с непредсказуемым исходом: «Рискнул, как на рулетке: “Может быть, под пером разовьется!”». После десяти лет запойной игромании — чудесное исцеление: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет». Как знать, окажись под рукой у Федора Михайловича такие настольные игры, как в нашем «Фотоувеличителе», и не занесло бы его на рулетку. Но ведь и «Игрока» бы тогда не было. Потому что написать такое мог только игрок. 

Всю эту кашу заварил Достоевский — так считает писатель Виктор Ерофеев. Все это ковыряние в мелочах, в грязном белье, троллинг, буллинг и шейминг — весь, короче говоря, интернет. В соучастники своего сенсационного вывода Ерофеев призывает целую ветку персонажей, вымышленных и когда-то реальных. Ну и без самого Федора Михайловича не обошлось. 

 
В принципе, как про русского человека за границей, так и про иностранца все уже сказано у Федора Достоевского. Но Ольга Ускова, основательница группы компаний Cognitive Technologies, продолжает расследование. Первый вывод, который делает наша колумнистка, — за рубежом русские люди трусливы. Далее — сюжет, как всегда элегантный и содержательный. Но в результате все приходит опять к Достоевскому. 
 
 
В номере про игру, конечно, невозможно обойтись без футбола. И вот вам одна из немногих, а может, и единственная колонка в номере, в которой есть игра, но нет Достоевского. Потому что футбол еще не изобрели при Достоевском. Хотя почитайте исторический экскурс журналиста Александра Горбунова на тему «власть и футбол». Да разве ж это не «достоевщина»?! 

 
Читатели «РП» в курсе, что 6-й президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов способен не только поставить и решить шахматную задачу. Или написать колонку прозой. Он способен откликнуться на главную тему номера стихами. Стихами получается молниеносно и сразу по существу. Шах и мат, как говорится. И вся игра. 

Музыкант Максим Кучеренко, как оно и положено музыканту, в своей колонке легко парит над заданной темой. У него эпилептик Достоевский на одной волне с экзистенциалистами и рок-молодогвардейцами из «клуба 27». Гоголевский Ноздрев оказывается родственником Парфена Рогожина. Эпилептоиды зависают в даркнете. Максим Кучеренко может себе позволить такое парение — он-то уже вакцинировался. Музыкой. 
 
 
Ученый-биоинформатик Михаил Гельфанд не стал лукавить, а признался сразу как духу: не близок ему Федор Достоевский. Зато близок Герман Гессе с «Игрой в бисер». А дальше он подробно объясняет, как отличить хорошую научную статью от плохой. И вот мы что хотим со всей субъективностью заявить: Михаил Гельфанд написал хорошую статью. Хотя нам, конечно, ближе Достоевский, чем Гессе. По крайней мере — в этом номере. 
 
 
Очень хорошо, что Софья Борисовна наконец разбогатела. Но и обрушилось на нее сразу многое. Дьявол призвала к ответу, а также оказалась С.Б. в реминисценции «Игрока». Но у нас богатая старуха выиграла, а отыгрываться не стала, хотя и попала в больницу со всеми своими деньгами. Писатель Игорь Хуциев продолжает нагнетать напряжение. 
 
 
У Сергея Петрова много пересечений с Достоевским: работал ведущим на FM, был следователем, как Порфирий Петрович, сам русский писатель. Но удивительным образом мы узнаем из его колонки, что Федора Михайловича автор не любит. За игру и за кое-что еще. Доказательства и улики у Петрова, как всегда, железные. 

 
Не раз, не два в этом номере помянуто сакраментальное «Что наша жизнь? Игра!». Ну, допустим, игра. Но по каким правилам? Какие ставки? Что считать победой, что проигрышем? Вот тут-то психологи приступают к работе. Они не останавливаются на констатации, они разбирают игры нашей жизни до последнего винтика, чтобы потом собрать заново, нам же во благо. Психолог Лена Фейгин делает это в каждом номере «РП». 
 

Не скажешь, что Федор Михайлович был святым. Пагубных страстей не избежал, его помнят игорные заведения Баден- Бадена, Гомбурга. Но вот к спиртному писатель относился равнодушно. Посмотрим, как «увяжет» Достоевского с алкогольной рубрикой бывалая горнистка «РП» Вита Буйвид. Пьяному и море по колено, не то что классика. 
 
 
Большое лето было. Жаркое, настоящее. Есть что вспомнить. Ничего удивительного, что сегодня гастронавт-любитель «РП» Николай Фохт ассистирует в приготовлении овощного соте с курицей. Блюда дачного, летнего. Рецепт, как всегда, прилагается — можете и по осени готовить. Вспоминая лето. 

Главный редактор «Russia today» Маргарита Симоньян написала талантливый выстраданный текст, первую часть которого мы публикуем в этом номере. Хорошо, что «Русский пионер» остается площадкой, свободной от политики, а наши авторы со всех сторон баррикад — такими, какие они есть на самом деле, или даже такими, какими хотят быть. Одни плюсы от этого. Минусов нет. Так будет и дальше. То есть и вторую часть опубликуем. 
 

А также рассказ Майка Гелприна и новая литература «РП» «Пробел».
 
 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Классный журнал