Честное пионерское

Не только канонические образцы соцреализма

25 апреля 2021 12:05
27 апреля 2021 года Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» откроет в Центральном выставочном зале Союза художников России на Крымском Валу масштабную экспозицию произведений социалистического искусства, за которое не стыдно.


Отправной точкой выставки станет исследование коллекции и архива РОСИЗО – одной из ведущих институций, работавших во времена СССР в рамках системы государственного заказа. Архивы РОСИЗО содержат не только канонические образцы соцреализма, но и выдающиеся произведения 1920–1930-х годов, свидетельствующие об альтернативных художественных поисках; работы, которые должны были стать основой легендарной выставки «Индустрия социализма»; а также целый корпус произведений 1960–1980-х годов.

В экспозиции представлены работы Бориса Голополосова, Екатерины Зерновой, Александра Лабаса, Виктора Мидлера, Владимира Люшина, Кузьмы Николаева, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Николая Терпсихорова, Дмитрия Налбандяна, Веры Мухиной, Льва Кербеля, Сарры Лебедевой, Веры Адамчевской, Сергея Коненкова, Татьяны Яблонской, Станислава Гончарова, Яна Осиса и других из фондов ГМВЦ «РОСИЗО», Третьяковской галереи, Русского музея, Исторического музея, Музея современной истории России и многих других. Всего 30 участников. 

О наиболее ярких картинах «Русскому пионеру» рассказала куратор выставки, искусствовед Александра Харитонова.
 



"Пионеры". Чернышев Н.М. Нач. 1920-х – 1929 гг.


Бумага, акварель. 84 × 65. ГЦМСИР

Николай Чернышев – ученик Валентина Серова. Преподавал во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, в ленинградском Институте пролетарского изобразительного искусства. Принимал участие в оформлении первых революционных праздников в Москве. В 1920-х увлекся темой пионерии, которая стала приметой времени. Ведь Всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина, образованная 19 мая 1922 года, была очень похожа на скаутское движение.
 



"Женский цех завода Севкабель". Загоскин Д.Е. 1936 г. 


Холст, масло. 200 × 215. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Произведения 1920–30-х годов не просто отражают производственную тему, но панорамно демонстрируют «новый образ новой страны» и всеобщий энтузиазм в строительстве коммунистического будущего.

Монументальные полотна населены героями труда: это рабочие и крестьяне, стахановцы и метростроевцы, свободные и равноправные советские женщины (делегатки, вузовки, работницы, спортсменки, матери) в моменты совершения трудовых подвигов и в минуты отдыха.
 

 

"Коммуна заводской молодежи". Штанге И.Д. 1937. 


Холст, масло. 200 × 210. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» 

Успехи промышленности и сельского хозяйства – одна из важнейших тем живописи соцреализма. Новая власть рассматривала коммуны как главную производственную силу. Сразу после окончания Гражданской войны в России в качестве социального эксперимента создали первые коммуны – детские, для беспризорников. Далее в коммуны стали объединяться целые семьи: они жили в общих домах, питались в общих столовых, дети воспитывались в общих яслях, детских садах и школах. Общежития-коммуны создавались как при различных предприятиях, так и стихийно – самими молодыми людьми, вдохновленными идеями обобществления быта и разрушения патриархальной семьи.
 



"Слет планеристов в Коктебеле". Журавлев (Жуков) В.В. 1937.


Холст, масло. 165 × 204. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» 

Многие художники обращались к теме воздухоплавания. Благодаря новым самолетам у них появилась возможность увидеть землю сверху и попытаться передать в полотне ощущение полета, невесомости.
 



"Пляж на Москве-реке (близ Ленинских гор)". Луппов С.М. 1937.


Холст, масло. 73,8 × 121,5. МО «Музей Москвы»

Сергей Луппов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1917 году, где его учителями были Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Абрам Архипов. Создавал монументальные полотна на историко-революционную тему и вместе с тем всегда оставаясь певцом человеческого тела и поклонником «бурного» цвета, много картин посвятил становлению физкультурного движения в стране.

В 1920–1930-е годы Сергей Михайлович отражал в своем творчестве новые идеалы и установки советского образа жизни, в том числе спорт и развитие физкультурного движения. В наследии художника есть несколько масштабных многофигурных композиций, посвященных спорту: футбольным состязаниям и физкультурным праздникам. Картина в представлении художника не только изображение коллективного отдыха и занятия спортом, а гимн физической красоте и силе нового человека. 




"В.И. Ленин на прогулке с детьми". Дейнека А.А. 1938.


Холст, масло. 136 х 190. Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации

История канонического образа Ленина в советском изобразительном искусстве восходит к концу 20-х годов, когда начинается организованное повсеместное и целенаправленное изображение Ленина как вождя октябрьской революции, изменившей мир.

Первоначально именно в образах Ленина отрабатывается этот канон – от поисков и экспериментов до «большого стиля», – и лишь впоследствии в этой модели Ленина заменяет Сталин.

Ленин и дети – традиционный сюжет советской ленинианы, в котором В.И. Ленин общается с детьми, проявляя свои лучшие качества 
 доброту, простоту, мудрость. 
 



"Колхозники приветствуют танкистов". Зернова Е.С. 1937.


Холст, масло. 135 × 178 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

В 1930-х годах в Красной армии на фоне усиления боевой мощи Германии стали проводиться регулярные военные учения. В то время практически две трети населения СССР проживало в сельской местности, и уровень образования и навыков обращения с техникой призывников из сел и деревень в целом был удручающе низок. Развитие военной техники и способов ведения боевых действий в середине ХХ века привели к резкому повышению требований к грамотности личного состава вооруженных сил любого государства. 

Советское руководство прекрасно осознавало эти проблемы, и до войны были организованы курсы ликвидации безграмотности, где солдат наравне с воинским делом обучали элементарно читать и писать. Кстати, отчасти этим обуславливалась необыкновенная популярность Рабоче-крестьянской Красной армии среди молодежи, которая не только не стремилась «откосить» от службы в армии, но рвалась служить. А к офицерам, да и просто к красноармейцам, относились с большим уважением. На картине Екатерины Зерновой мы видим, как жители деревни вышли встречать танки, возвращающиеся с военных манёвров.
 

 

"Хрущев Н.С. среди рабочих-строителей". Китаев А.И. 1961.


Холст, масло. 198 × 380. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Тема встречи Н.С. Хрущева со строителями неслучайна: вторая половина 1950-х – время активного расселения бесчисленных коммунальных квартир. Именно в период правления Хрущева началась массовая застройка городов жилыми домами – «хрущевками». 

В центре Никита Сергеевич Хрущев – руководитель нового типа, энергичный, демократичный, в светлых одеждах, на фоне открытой строительной площадки. 
 



"Ленин в Жювизи". Пустовойт С.Г. 1985. Из цикла "Ленин в Париже"


Холст, масло. 70 × 100. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Ко второй половине 1930-х годов изображения лидера революции все более и более мифологизируются, а найденные ранее живописные формулы тиражируются и превращаются в расхожие идеологические клише. В середине 1980-х годов этот образ становится объектом сюрреалистических стилизаций в серии Сергея Пустовойта «Ленин в Париже».
 



"Передача". Мария Сафронова. 2018. Из серии "Опытное поле".  


Холст на дереве, масло. 39,5 × 46 

В качестве постскриптума выставки представлен специальный проект с участием современных российских художников, которые не являются прямыми продолжателями «советской школы», а, скорее, занимают позицию чутких аналитиков и исследователей. Так советские реалии находят отражения в картинах художников.

Типовые дома в сочетании с остатками архитектуры ХIХ века и сталинскими зданиями; зеленые парки с типовыми бетонными советскими скульптурами; центральная площадь с покрытой серебряной краской фигурой Ленина, где проходили парады и демонстрации. Все играли в одни и те же игры, у всех были одинаковые одежда и игрушки, и весь вещественный мир вокруг был одинаково аскетичным. Этот минимализм оказывает влияние на художницу до сих пор.


 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал