Честное пионерское

"Июльский дождь" в марте

23 марта 2021 18:30
Снова в кино. Отреставрированная картина в прокате с 25 марта
 
 

 
В жаркий июльский день, прячась от дождя, вбежали в телефонную  будку на бульваре парень и девушка.  Девушка куда-то спешила, дождь был явно некстати.  Парню спешить было некуда, и он отдал ей свою непромокаемую  куртку. Девушка побежала, прыгая через лужи, и скрылась в дожде.  Она оставила парню свой телефон – он может позвонить и заехать  за курткой в любое время, дома всегда кто-нибудь есть.    
 

Так начинается славный фильм «Июльской дождь», вышедший в 1966 году. И так начинали его описание Марлен Хуциев и Анатолий Гребнев в своей заявке на литературный сценарий «Летний дождь» в 1964-м. 



«»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

 

СЦЕНАРНО-РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ VI ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО СЦЕНАРИОЙ ЗАЯВКЕ А.ГРЕБНЕВА и И.ХУЦИЕВА "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ"
 

Сценарно-редакционная коллегия VI творческого объединения обсудила заявку А.Гребнева и М.Хуциева на литературный сценарий "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ" и единодушно признала замысел авторов весьма интересным и перспективным.
Заявка дает довольно полное представление об идейной направленности будущего сценария. В основе его будут лежать глубоко волнующие нашу молодежь нравственные вопросы, вопросы места человека и его цель в нашем обществе.
В заявке намечено и весьма интересное стиливое решение будущего сценария и будущего фильма. В известной мере это будет фильм-размышления, где сюжет развития человеческих отношений и человеческого характера будет все время давать повод для мыслей о том, каким же должен быть идеальный человек нашего времени-не идеальный герой, а именно каждый человек, как богат должен быть его духовный мир.
Сценарно-редакционная коллегия приняла решение заключить с авторами договор на полнометражный сценарий художественного фильма "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ".


ЧЛЕН СЦЕНАРНО-РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Б.ГРИБАНОВ
7/4-64 г.

 


 
Сегодня, спустя более полувека, фильм продолжает жить. В 2020 году отреставрированная версия фильма «Июльский дождь» вошла в программу Международного Каннского фестиваля «Каннская классика» (Cannes Classics), которая ежегодно демонстрируют лучшие фильмы всех времен. 
 
 
25 марта 2021 года картина выходит в повторный прокат в российских городах.
 
 
Удивительно (или нет), проблемы, поднятые в картине, интересы людей и их ежедневные заботы, кажется, с тех времен почти и не изменились:
 
Героям Лене (Евгения Козырева) и Володе (Александр Белявский) около 30 — это время пересмотра своих взглядов, время, когда узнаешь себя чуть лучше и понимаешь о своих мечтах чуть больше. В начале фильма влюбленные собираются пожениться, но потом в сознании девушки что-то меняется, и она задумывается: а нужно ли делать этот шаг?
 
 


Вспоминает Марлен Хуциев: 
 
– Замысел «Июльского дождя» возник в Одессе. Возвращался я домой после ночной записи. Вдруг как хлынет дождь! Я забежал в телефонную будку, стою и представляю себе, как прячется сюда же от дождя девушка. Я ей отдаю куртку, она уходит, и так возникает история. Потом появилась идея, что это будет отсутствующий герой, а история не о том, что любовь начинается, а, наоборот, о разрушении любви.



 
Эти и другие воспоминания собраны в путеводителе к фильму, составленном журналом «Искусство кино». Это воспоминания и документы из архивов киностудии «Мосфильм» и Госфильмофонда РФ, большая часть которых опубликована впервые. И которые невероятно интересно изучать. 





«»

6 апреля

ДИРЕКТОРУ ФИЛЕВСКОГО АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ПАРКА

тов. РУСОВУ В.А.

Москва, ул. Дениса Давыдова 2



 

УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ!

Киностудия «Мосфильм» производит съемки фильма «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ».
Для натуральных съемок объекта «Бульвар» нам требуется 4 троллейбуса курсирующих по улице.
Прошу Вашего указания выделить 4 троллейбуса на 2 дня с 16 до 22 часов в период с 15 по 18 апреля 1966 года.
Выделенные троллейбусы должны быть поданы, согласно дополнительной заявки группы «Июльский дождь», в указанные в ней дни и часы примерно в район Покровских ворот за 3 дня до съемок.
Оплату произведем предварительно по Вашему счёту.


И.О. ДИРЕКТОРА VI-го ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
И. ГУРМАН

 

 
По нему можно проследить, как день за днем, месяц за месяцем создавалась кинолента. Как изменились образы главных героев и сюжет картины после череды заседаний худсоветов и замечаний редакторов. И из-за чего Андрей Миронов провалился на пробах на главную роль. А еще почему из финального монтажа была вырезана целая сцена с Георгием Жжёновым. 
 
По нему можно проследить целую отдельную жизнь, которая называется «Съемки». А после - пойти в кино. 

  


«»

12 октября

МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ СССР
товарищу ФУРЦЕВОЙ Е.А.



 

 

ДОРОГАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА!

Киностудия " Мосфильм" запустила в производство картину в постановке режиссера ХУЦИЕВА М.М. по его же сценарию в соавторстве с А.ГРЕБНЕВЫМ "ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ".
Долгие поиски героини привели к утверждению на главную роль молодой актрисы театра имени Ермоловой - Е.УРАЛОВОЙ.
Е.Уралова впервые введена в репетиции пьесы. Пристли Д. не будучи занята в остальном репертуаре театра.
Тяжелое положение с запуском картины в октябре месяце с уходящей осенней натурой вынуждает просить Вас, дорогая Екатерина Алексеевна, дать указание об освобождении актрисы Ураловой Е. от репетиций в театре для съемок.
Мы вынуждены обратиться и Вам за помощью т.к. театр отказал нам в этой просьбе.




С УВАЖЕНИЕМ
А.АЛОВ В.НАУМОВ

 



«»

ПРОБЫ ПО К/К "ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ"



1. ЛЕНА - Л. МАКСАКОВА / Т-Р ИМ. ВАХТАНГОВА /
ВОЛОДЯ - М. ВОЛКОВ / БДТ, ЛЕНИНГРАДА /

2. ЛЕНА - М. ВЕРТИНСКАЯ / УЧ-ЩЕ ИМ. ЩУКИНА /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ / АКТ. УЧЕТ /

3. ЛЕНА - О. ЯКОВЛЕВА / Т-Р ЛЕНКОМС. /

4. ЛЕНА - Е. КОЗЕЛЬКОВА / Т-Р СОВРЕМЕННИК /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ / АКТ. УЧЕТ /

5. ЛЕНА - В. БЫКОВА. / Т-Р ИМ. ПУШКИНА /
ВОЛОДЯ - М. ВОЛКОВ / БДТ, ЛЕНИНГРАД /

6. ЛЕНА - В. БЫКОВА. / Т-Р ИМ. ПУШКИНА /
ВОЛОДЯ - А. МИРОНОВ / Т-Р САТИРЫ /

7. ЛЕНА - Н. ФАТЕЕВА. / ТКА /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ /АКТ. УЧЕТ /

8. АЛИК - И. КВАША / Т-Р СОВРЕМЕННИК /

9. ЛЮСЯ - А. ВОЗНЕСЕНСКАЯ / Т-Р СОВРЕМЕННИК /
                  Т. НОЙОНЕН / ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО /
ВЛАДИК - А. МИТТА

10. ЛЕНА - Е. УРАЛОВА / Т-Р ИМ. ЕРМОЛОВОЙ /

11. АЛИК - Ю. ВИСБОР / ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО /

 

 


Вспоминает Марлен Хуциев: 
 
– У меня была смешнейшая проба к «Июльскому дождю» Гафта. Я его пробовал на главную роль, посоветовали. Вот пришел Гафт, поставили мы камеру. Я говорю: «Валентин, вы знаете что? Давайте мы снимем так: вы просто от персонажа расскажите про него, про этого человека, который Володя». – «Хорошо». Камера. Мы готовы, камера. Идет камера, Гафт напрягся и говорит: «Я Володя. Володя я. Я люблю Лену. Лену я люблю очень. Я Володя». И дальше этого он никуда. Это Гафт, этот чудо-актер, чудо-умница, чудо-поэт, а ничего не мог. А как этот? Еще Андрей Миронов пробовался. Он монолог произносил с таким текстом: «Мне нужна женщина, которая меня понимает». Мы снимаем пробы. Оттуда, кстати, возникла идея снять их на фоне окна, потому что мы тогда какой-то интерьер, декорацию подобрали, и на фоне окна стали снимать. И Андрей говорит: «А потом мне нужна женщина». Он говорит не «женщина, которая меня понимает», а «женщина». Я уполз в угол декорации, там уткнулся в стену и ржал. Слышу, что он монолог закончил, я оттуда, просто надрываясь от хохота, кричал: «Стоп! Стоп!»

 

 

 


Вспоминает Анатолий Гребнев: 
 
– В «Июльском дожде» есть реплика по поводу песен, которые поет под гитару наш герой Алик – Юрий Визбор. Кто-то спрашивает, чьи это песни. Ему отвечают: «Вадима Брусникина, художника. Днем он художник, пишет картины в духе академии: „Комбайны вышли в поле“, а по вечерам сочиняет эти песенки». Признаюсь, был у нас с Хуциевым тогда реальный прототип из нашей же среды... <…> под неким Вадимом Брусникиным, упомянутым в «Июльском дожде», подразумевался наш друг и коллега Александр Галич. «Комбайны» же, о которых он писал «днем» (в фильме, помнится, их поменяли на «мирный атом»), – это были сценарии, ничего общего не имевшие с «вечерним» занятием – песнями. Галич, смотревший нашу картину, намека не понял. Нас связывали отношения той необязательной московской дружбы, когда люди, кажется, близки, откровенны друг с другом и интересны друг другу от встречи до встречи, с интервалами иногда и в годы. Слово «связывали» поэтому употреблено неточно: люди в этих дружеских отношениях как раз ничем не связаны. Тема эта, кстати сказать, затронута в «Июльском дожде»
 
 



Вспоминает Юрий Визбор:
 
– В этом фильме я играл роль человека, который прошел войну. Тема эта была мне близка. Но мое поколение, которое ехало в последнем вагоне этого военного эшелона, – оно сохранило свое отношение к войне, и эта тема по-настоящему и мне дорога, и просто волнует. Но я сыграл роль такого человека, который, исходя из своих военных лет, военных переживаний, опираясь на них – они стали его духовным фундаментом, – он с большой иронией и неприятием относится к тому, что происходит на его глазах. Какие-то явления карьеризма, приспособленчества. Это была очень интересная и достаточно глубокая роль. Режиссер, Марлен Хуциев, я был с ним знаком с шестьдесят первого года, когда он снял знаменитую картину под названием «Застава Ильича» <…> вообще, фамилия Хуциев в шестьдесят первом году была нечто близкое к Рейгану. Так, по силе. И когда я с ним познакомился, он оказался очень хрупкий, тонкий, маленький, миниатюрный человек. Чрезвычайно интеллигентный. <…> И он начинал очередную картину – «Июльский дождь» – и пригласил меня на главную роль. На одну из главных ролей. К моему великому удивлению, меня утвердили. Я начал сниматься. Ну, я увидел мир кинематографа совершенно с другой позиции, которая абсолютно отличается от того, как его показывают на страницах журнала «Советский экран», предположим. <…> Марлен Мартынович был моим первым учителем. Профессия для меня была совершенно, абсолютно новая. Я узнал массу новостей, начиная от самых высот актерской игры, которые пытался постичь, и кончая тем, что пьяный гример однажды мне вместо седины налил лак для зубов. И меня мыли в течение двух часов. Ну разве что сырой нефтью не мыли, а всем остальным отмывали 








 
 
Последние годы жизни, вплоть до самой смерти, Марлен Хуциев был колумнистом журнала "Русский пионер". Ни раз в своих колонках он вспоминал "Июльский дождь":


"…А ведь только что писал про зиму, про сугробы — и вот лето за окном… Июль...
Дождь колотит в подоконник… Налетел, и прошел, и еще зеленее деревья, и какая-то невидимая птица высвистывает, как флакон с притертой пробкой…
Нужно закрывать сезон.
 
Перечитал написанное. Что-то меня удивило, в чем-то я просчитался… Персонажи ведут себя… ну, в общем, нарушают продуманный план — дело обычное, но что-то их многовато становится, а ведь расчет был другой…
 
Я люблю перечитывать черновики — по-моему, черновики и варианты гораздо интереснее окончательного результата. Черновиков набралось много, небольшой чемоданчик. (Такие чемоданчики назывались «дипломатами» и были чрезвычайно популярны, они подчеркивали значимость владельца. Я никогда ими не пользовался и не знаю, откуда такой чемоданчик оказался у меня. Но вот, пригодился.)
 
Перечитал черновики и увидел, сколько же нужного и стоящего (на мой взгляд) не вошло. Из-за торопливости, непродуманности, да мало ли… Жалко". 


 

 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Классный журнал