Честное пионерское
"Июльский дождь" в марте
В жаркий июльский день, прячась от дождя, вбежали в телефонную будку на бульваре парень и девушка. Девушка куда-то спешила, дождь был явно некстати. Парню спешить было некуда, и он отдал ей свою непромокаемую куртку. Девушка побежала, прыгая через лужи, и скрылась в дожде. Она оставила парню свой телефон – он может позвонить и заехать за курткой в любое время, дома всегда кто-нибудь есть.
Так начинается славный фильм «Июльской дождь», вышедший в 1966 году. И так начинали его описание Марлен Хуциев и Анатолий Гребнев в своей заявке на литературный сценарий «Летний дождь» в 1964-м.
«»ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЦЕНАРНО-РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ VI ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО СЦЕНАРИОЙ ЗАЯВКЕ А.ГРЕБНЕВА и И.ХУЦИЕВА "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ"
Сценарно-редакционная коллегия VI творческого объединения обсудила заявку А.Гребнева и М.Хуциева на литературный сценарий "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ" и единодушно признала замысел авторов весьма интересным и перспективным.
Заявка дает довольно полное представление об идейной направленности будущего сценария. В основе его будут лежать глубоко волнующие нашу молодежь нравственные вопросы, вопросы места человека и его цель в нашем обществе.
В заявке намечено и весьма интересное стиливое решение будущего сценария и будущего фильма. В известной мере это будет фильм-размышления, где сюжет развития человеческих отношений и человеческого характера будет все время давать повод для мыслей о том, каким же должен быть идеальный человек нашего времени-не идеальный герой, а именно каждый человек, как богат должен быть его духовный мир.
Сценарно-редакционная коллегия приняла решение заключить с авторами договор на полнометражный сценарий художественного фильма "ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ".
ЧЛЕН СЦЕНАРНО-РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Б.ГРИБАНОВ
7/4-64 г.
Сегодня, спустя более полувека, фильм продолжает жить. В 2020 году отреставрированная версия фильма «Июльский дождь» вошла в программу Международного Каннского фестиваля «Каннская классика» (Cannes Classics), которая ежегодно демонстрируют лучшие фильмы всех времен.
25 марта 2021 года картина выходит в повторный прокат в российских городах.
Удивительно (или нет), проблемы, поднятые в картине, интересы людей и их ежедневные заботы, кажется, с тех времен почти и не изменились:
Героям Лене (Евгения Козырева) и Володе (Александр Белявский) около 30 — это время пересмотра своих взглядов, время, когда узнаешь себя чуть лучше и понимаешь о своих мечтах чуть больше. В начале фильма влюбленные собираются пожениться, но потом в сознании девушки что-то меняется, и она задумывается: а нужно ли делать этот шаг?
Вспоминает Марлен Хуциев:
– Замысел «Июльского дождя» возник в Одессе. Возвращался я домой после ночной записи. Вдруг как хлынет дождь! Я забежал в телефонную будку, стою и представляю себе, как прячется сюда же от дождя девушка. Я ей отдаю куртку, она уходит, и так возникает история. Потом появилась идея, что это будет отсутствующий герой, а история не о том, что любовь начинается, а, наоборот, о разрушении любви.
Эти и другие воспоминания собраны в путеводителе к фильму, составленном журналом «Искусство кино». Это воспоминания и документы из архивов киностудии «Мосфильм» и Госфильмофонда РФ, большая часть которых опубликована впервые. И которые невероятно интересно изучать.
«»6 апреля
ДИРЕКТОРУ ФИЛЕВСКОГО АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ПАРКА
тов. РУСОВУ В.А.
Москва, ул. Дениса Давыдова 2
УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ!
Киностудия «Мосфильм» производит съемки фильма «ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ».
Для натуральных съемок объекта «Бульвар» нам требуется 4 троллейбуса курсирующих по улице.
Прошу Вашего указания выделить 4 троллейбуса на 2 дня с 16 до 22 часов в период с 15 по 18 апреля 1966 года.
Выделенные троллейбусы должны быть поданы, согласно дополнительной заявки группы «Июльский дождь», в указанные в ней дни и часы примерно в район Покровских ворот за 3 дня до съемок.
Оплату произведем предварительно по Вашему счёту.
И.О. ДИРЕКТОРА VI-го ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
И. ГУРМАН
По нему можно проследить, как день за днем, месяц за месяцем создавалась кинолента. Как изменились образы главных героев и сюжет картины после череды заседаний худсоветов и замечаний редакторов. И из-за чего Андрей Миронов провалился на пробах на главную роль. А еще почему из финального монтажа была вырезана целая сцена с Георгием Жжёновым.
По нему можно проследить целую отдельную жизнь, которая называется «Съемки». А после - пойти в кино.
«»12 октября
МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ СССР
товарищу ФУРЦЕВОЙ Е.А.
ДОРОГАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА!
Киностудия " Мосфильм" запустила в производство картину в постановке режиссера ХУЦИЕВА М.М. по его же сценарию в соавторстве с А.ГРЕБНЕВЫМ "ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ".
Долгие поиски героини привели к утверждению на главную роль молодой актрисы театра имени Ермоловой - Е.УРАЛОВОЙ.
Е.Уралова впервые введена в репетиции пьесы. Пристли Д. не будучи занята в остальном репертуаре театра.
Тяжелое положение с запуском картины в октябре месяце с уходящей осенней натурой вынуждает просить Вас, дорогая Екатерина Алексеевна, дать указание об освобождении актрисы Ураловой Е. от репетиций в театре для съемок.
Мы вынуждены обратиться и Вам за помощью т.к. театр отказал нам в этой просьбе.
С УВАЖЕНИЕМ
А.АЛОВ В.НАУМОВ
«»ПРОБЫ ПО К/К "ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ"
1. ЛЕНА - Л. МАКСАКОВА / Т-Р ИМ. ВАХТАНГОВА /
ВОЛОДЯ - М. ВОЛКОВ / БДТ, ЛЕНИНГРАДА /
2. ЛЕНА - М. ВЕРТИНСКАЯ / УЧ-ЩЕ ИМ. ЩУКИНА /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ / АКТ. УЧЕТ /
3. ЛЕНА - О. ЯКОВЛЕВА / Т-Р ЛЕНКОМС. /
4. ЛЕНА - Е. КОЗЕЛЬКОВА / Т-Р СОВРЕМЕННИК /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ / АКТ. УЧЕТ /
5. ЛЕНА - В. БЫКОВА. / Т-Р ИМ. ПУШКИНА /
ВОЛОДЯ - М. ВОЛКОВ / БДТ, ЛЕНИНГРАД /
6. ЛЕНА - В. БЫКОВА. / Т-Р ИМ. ПУШКИНА /
ВОЛОДЯ - А. МИРОНОВ / Т-Р САТИРЫ /
7. ЛЕНА - Н. ФАТЕЕВА. / ТКА /
ВОЛОДЯ - А. БЕЛЯВСКИЙ /АКТ. УЧЕТ /
8. АЛИК - И. КВАША / Т-Р СОВРЕМЕННИК /
9. ЛЮСЯ - А. ВОЗНЕСЕНСКАЯ / Т-Р СОВРЕМЕННИК /
Т. НОЙОНЕН / ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО /
ВЛАДИК - А. МИТТА
10. ЛЕНА - Е. УРАЛОВА / Т-Р ИМ. ЕРМОЛОВОЙ /
11. АЛИК - Ю. ВИСБОР / ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО /
Вспоминает Марлен Хуциев:
– У меня была смешнейшая проба к «Июльскому дождю» Гафта. Я его пробовал на главную роль, посоветовали. Вот пришел Гафт, поставили мы камеру. Я говорю: «Валентин, вы знаете что? Давайте мы снимем так: вы просто от персонажа расскажите про него, про этого человека, который Володя». – «Хорошо». Камера. Мы готовы, камера. Идет камера, Гафт напрягся и говорит: «Я Володя. Володя я. Я люблю Лену. Лену я люблю очень. Я Володя». И дальше этого он никуда. Это Гафт, этот чудо-актер, чудо-умница, чудо-поэт, а ничего не мог. А как этот? Еще Андрей Миронов пробовался. Он монолог произносил с таким текстом: «Мне нужна женщина, которая меня понимает». Мы снимаем пробы. Оттуда, кстати, возникла идея снять их на фоне окна, потому что мы тогда какой-то интерьер, декорацию подобрали, и на фоне окна стали снимать. И Андрей говорит: «А потом мне нужна женщина». Он говорит не «женщина, которая меня понимает», а «женщина». Я уполз в угол декорации, там уткнулся в стену и ржал. Слышу, что он монолог закончил, я оттуда, просто надрываясь от хохота, кричал: «Стоп! Стоп!»
Вспоминает Анатолий Гребнев:
– В «Июльском дожде» есть реплика по поводу песен, которые поет под гитару наш герой Алик – Юрий Визбор. Кто-то спрашивает, чьи это песни. Ему отвечают: «Вадима Брусникина, художника. Днем он художник, пишет картины в духе академии: „Комбайны вышли в поле“, а по вечерам сочиняет эти песенки». Признаюсь, был у нас с Хуциевым тогда реальный прототип из нашей же среды... <…> под неким Вадимом Брусникиным, упомянутым в «Июльском дожде», подразумевался наш друг и коллега Александр Галич. «Комбайны» же, о которых он писал «днем» (в фильме, помнится, их поменяли на «мирный атом»), – это были сценарии, ничего общего не имевшие с «вечерним» занятием – песнями. Галич, смотревший нашу картину, намека не понял. Нас связывали отношения той необязательной московской дружбы, когда люди, кажется, близки, откровенны друг с другом и интересны друг другу от встречи до встречи, с интервалами иногда и в годы. Слово «связывали» поэтому употреблено неточно: люди в этих дружеских отношениях как раз ничем не связаны. Тема эта, кстати сказать, затронута в «Июльском дожде»
Вспоминает Юрий Визбор:
– В этом фильме я играл роль человека, который прошел войну. Тема эта была мне близка. Но мое поколение, которое ехало в последнем вагоне этого военного эшелона, – оно сохранило свое отношение к войне, и эта тема по-настоящему и мне дорога, и просто волнует. Но я сыграл роль такого человека, который, исходя из своих военных лет, военных переживаний, опираясь на них – они стали его духовным фундаментом, – он с большой иронией и неприятием относится к тому, что происходит на его глазах. Какие-то явления карьеризма, приспособленчества. Это была очень интересная и достаточно глубокая роль. Режиссер, Марлен Хуциев, я был с ним знаком с шестьдесят первого года, когда он снял знаменитую картину под названием «Застава Ильича» <…> вообще, фамилия Хуциев в шестьдесят первом году была нечто близкое к Рейгану. Так, по силе. И когда я с ним познакомился, он оказался очень хрупкий, тонкий, маленький, миниатюрный человек. Чрезвычайно интеллигентный. <…> И он начинал очередную картину – «Июльский дождь» – и пригласил меня на главную роль. На одну из главных ролей. К моему великому удивлению, меня утвердили. Я начал сниматься. Ну, я увидел мир кинематографа совершенно с другой позиции, которая абсолютно отличается от того, как его показывают на страницах журнала «Советский экран», предположим. <…> Марлен Мартынович был моим первым учителем. Профессия для меня была совершенно, абсолютно новая. Я узнал массу новостей, начиная от самых высот актерской игры, которые пытался постичь, и кончая тем, что пьяный гример однажды мне вместо седины налил лак для зубов. И меня мыли в течение двух часов. Ну разве что сырой нефтью не мыли, а всем остальным отмывали
Последние годы жизни, вплоть до самой смерти, Марлен Хуциев был колумнистом журнала "Русский пионер". Ни раз в своих колонках он вспоминал "Июльский дождь":
- Все статьи автора Читать все
-
-
02.11.2021Туман не обман 1
-
06.10.2021Путеводитель по МЕКФ-7 0
-
01.09.2021#АМневШколуНеНадо 0
-
09.05.2021В свинце 0
-
12.04.2021Назад в космос 0
-
14.02.2021Апокалипсис вчера сегодня и завтра #Снег 1
-
31.10.2020Книга или жизнь 3
-
12.10.2020Ну давай у листьев спросим... 1
-
08.07.2020Такая сулила гроза 2
-
09.05.2020Письма с фронта 1
-
23.04.2020Кругосветка онлайн 0
-
20.06.2018Фотообзор: #ЧМ2018 0
-
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Классный журнал
-
-
1.10.24№ 122Атом со шпинатом 994 1
-
30.09.24№ 122Футбол с черепами 1224 1
-
29.09.24№ 122Атом и лилипуты 1137 1
-
28.09.24№ 122Спасение на вершине 1226 1
-
27.09.24№ 122Футбол по талонам 1602 1
-