Честное пионерское

Венецианский кинофестиваль: главные темы и фильмы, которые стоит посмотреть

11 сентября 2020 17:00
Заканчивается 77-й Венецианский кинофестиваль. В субботу, 12 сентября, жюри во главе с Кейт Бланшет назовет победителя. Без преувеличения, сам факт того, что этот киносмотр состоялся – уже событие: многие кинофестивали в условиях пандемии предпочли пропустить этот сезон. Накануне подведения итогов редактор сайта «РП» Надя Супрун поговорила с кинокритиком Андреем Плаховым, который сейчас находится в Венеции, и узнала о самых интересных премьерах

Обилие документальных сюжетов и другие особенности 
 
В этом году на фестивале в основной конкурсной программе представлено 18 картин из разных стран мира. Сравнивать текущий кинофестиваль с предыдущими Венецианскими фестивалями или с другими киносмотрами будет некорректно. Это тот случай, когда просто стоит подчеркнуть, что фестиваль состоялся.


 
Андрей Плахов: «Программа и сами фильмы не то чтобы отступают на второй план, но мы понимаем, что собрать конкурсные фильмы было чрезвычайно сложно - не только фестивали, но и сама киноиндустрия прекратила деятельность. Поэтому и фильмов, из которых можно было делать выбор, меньше, и качество ниже». 
 
В целом, на фестивале образца 2020 года прослеживается интерес к документалистике. Но документалистике, пропущенной через художественное видение. Во многих фильмах уходящего фестиваля за основу взяты невымышленные события или реальные личности. По словам Андрея Плахова, в последнее время интерес зрителей к документалистике действительно наблюдается. И не только в кино - нон-фикшн сейчас один из самых востребованных жанров в литературе. 
 
Андрей Плахов: «Большую роль играет развитие технологий. Сегодня камеры позволяют ближе подходить к персонажам, рассматривать буквально под микроскопом их внутренний мир, взаимоотношения, социальную среду. Кроме того, мы замечаем, как грань между документальным и игровым кино стирается, происходит взаимопроникновение. Собственно Венецианский кинофестиваль нам это и продемонстрировал». 
 
Именно таким фильмом является «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, который уже получил высокую оценку критиков и является одним из самых ярких событий киносмотра. 


 
Андрей Плахов: «Это игровое кино, даже в какой-то степени с сознательно внедренной театральностью. Но при этом там сильна документальная закваска. Естественно, картина преображена режиссером, но основа – документальная. Даже стилистически фильм сделан под эпоху, о которой идет речь. В нем много крючков, которые привязывают картину к традициям советского кино и к кино той эпохи в целом».
 


Эпоха, о которой говорит Андрей Плахов – 1962 год. Лента повествует о разгоне демонстрации в Новочеркасске, который вошел в историю, как «Новочеркасский расстрел». В результате тех трагических событий 26 человек были убиты и еще 87 ранены. В центре сюжета история убежденной комсомолки, которая верит в партию и светлое будущее. Но ровно до того момента, пока во время демонстрации не исчезает ее дочь-подросток. 


 

Еще один фильм с сильной документальной начинкой – «Ночь» или «Ночное» Джанфранко Рози. Режиссер уже дважды побеждал на фестивалях в Венеции и Берлине. И похоже, в этот раз он опять в числе претендентов на гран-при. 


 
Андрей Плахов: «Каждый раз он снимает как бы кинодокумент, но в некоторой художественной системе. То есть это нечто выходящее за рамки традиционного документального кино и в каком-то смысле приближающийся к игровому, но только все это основано на реальной жизненной ситуации». 
 
Картина повествует о жутких событиях на Ближнем Востоке. Терроризм, гражданские войны, ИГИЛ и огромное количество жертв – реальные истории от которых стынет кровь. 
  


Андрей Плахов: «Автору удалось проникнуть в сердцевину этих событий и показать их с человеческой стороны, в режиссер дает возможность увидеть этот кошмар глазами детей. Кадры с рисунками ребят, которые были в плену у игиловцев, оставляют сильное и жуткое впечатление».
 

Обращающим на себя внимание также является фильм Киёси Куросовы «Жена шпиона». Это своеобразный синтез ретро-триллера и ретро-мелодрамы, погруженного в современный контекст.  
Фильм рассказывает о судьбе «шпиона», который, понимая, что японский милитаризм пошел по пути разрушения и стал работать против политики Японии,  разоблачает эксперименты японской армии с биологическим оружием и опытами над людьми.
 


Все эти события хорошо показаны в фильме, но все-равно являются декорацией главной сюжетной линии, в центре которой взаимоотношения героя и его жены. В конце зритель обнаружит, что эта история любви не вымышленная, а прототип героини – реальная женщина. 
 


 

Тема женщин

Отдельно стоит сказать, что из 18 фильмов, представленных в основной программе – 8 сняты женщинами-режиссерами. Многие картины посвящены женским судьбам. Проще говоря, на фестивале в этом году было много «женского» кино. Хотя и с такой формулировкой могут поспорить. По словам Андрея Плахова, это не плохо и не хорошо, потому что главный критерий в кино – все же качество, а не гендерная принадлежность режиссера. 
 
Но если говорить о женских историях и о женщинах-режиссерах, то стоит выделить фильм, участвующий в основной программе - «Мис Маркс» режиссера  Сюзанны Никкьярелли


 
Лента повествует о дочери Карла Маркса, которая не только придерживалась марксизма, но еще и стояла у истоков феминизма в 19 веке. При этом она сама оказалась жертвой, заложницей отношений с любимым, что и привело ее к самоубийству.
 
Феминисткая повестка автоматически помещает картину в современный контекст, что, в общем, лишь делает фильм более объемным. 
 


Российское кино на фестивале

Помимо Андрея Кончаловского, Россию в Венеции представляли еще два отечественных режиссера: Иван Твердовский и Филипп Юрьев. 
 
Кинематографисты показали свои работы в секции «Венецианские дни», где заявлены преимущественно молодые режиссеры.
 
«Конференция» Твердовского повествует о страшном теракте на Дубровке и опять же связана с документальной темой. Однако это не реконструкция событий, а некоторый анализ посттравматического синдрома жертв этой истории, которые выжили тогда и пытаются выжить до сих пор.  


 
Второй фильм художественный. «Китобой» Филиппа Юрьева рассказывает о парне, который влюбляется в девушку из видеочата. 
 


Андрей Плахов: «Если взять эти три фильма, то чувствуешь и разнообразие, и потенциал российского кино.Потому что с одной стороны, -  у нас огромная история, с другой стороны  - география, где можно показывать разную жизнь. И кинематографисты этим пользуются. Думаю, что  именно это зрителей кинофестиваля и интересует, потому что они понимают, что Россия – это большая и сложная страна, не сводимая к одной краске. И на нынешнем кинофестивале это проявилось».
 

Что касается главного приза, то пока это загадка. Даже для критиков. Большие шансы забрать «Золотого льва» есть и у вышеупомянутых картин: «Ночь» Джанфранко Рози, «Мисс Маркс» Сузанны Никкьярелли, а также у фильма «Мир грядущий» Моны Фастволд Лерче. И очень высокие шансы у российской ленты «Дорогие товарищи».  
 
Андрей Плахов: «Мне кажется, что у Кончаловского самые большие шансы. Тем более он ветеран фестиваля и много раз получал призы, пусть и не главные. Возможно, этот тот самый случай, когда как раз получится взять гран-при». 

 



Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Классный журнал