Честное пионерское

"Это серьезный вызов – делать выставку Поленова"

17 октября 2019 19:02
Сегодня на Крымском валу открылся главный выставочный проект Третьяковской галереи в новом сезоне - масштабная ретроспектива творчества Василия Поленова. Автор знаменитого "Московского дворика" и "Заросшего пруда" представлен не только как пленэрист, но и как автор монументальных картин на евангельские темы. Директор галереи Зельфира Трегулова призналась, что было непросто готовить этот проект после очень успешной выставки Ильи Репина, но пообещала, что посетители найдут ответ на вопрос - почему сегодня важно вспомнить о творчестве этого художника.

"Московский дворик". 1878

Поленов родился в том же 1844 году, что и Репин. Они с ним вместе учились в Академии художеств, вместе закончили в один год, вместе писали картину на тему «Воскрешение дочери Иаира» на Золотую медаль и вместе получили эту Золотую медаль Академии художеств. И мы делаем эту выставку вслед за невероятно успешной выставкой Ильи Репина, которая собрала в залах Третьяковской галереи более 600 тысяч человек. Это серьезный вызов – делать выставку Поленова после выставки Репина. Мы все, и в первую очередь кураторы выставки, ставили перед собой вопрос – что же значит для нас сегодня искусство Поленова, почему обращение к его творчеству важно? Что сегодня дает людям соприкосновение с творчеством Поленова? И постарались дать ответы на эти вопросы.

"Заросший пруд". 1879
 
Очень хотелось показать, что Поленов осуществил действительно настоящий прорыв в пленэризме. Он был первым художником, который принес в картину свет и цвет, придав им самостоятельную ценность. Поленов писал замечательные пейзажи, и мы начинаем выставку с его самых знаменитых картин – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Его пейзажи отличаются совершенно удивительной гармоничностью. Он всегда говорил о том, что искусство должно приносить людям счастье и радость, а иначе это не искусство. Его полотна таковы, что до сих пор они приносят людям счастье, радость и некое ощущение и состояние душевной гармонии. Но Поленов – автор не только тех трех знаменитых картин, известных всем с детства, он автор трех важнейших монументальных работ, посвященных евангельской тематике. В первую очередь это картина «Христос и грешница», которая впервые за 130 лет привезена в Москву из Русского музея. Это картины «Мечты», «На Генисаретском озере», а также целый большой поздний цикл картин из жизни Христа. Работы Поленова очень интересно соотносятся с работами Репина, в которых мы видим отсылку к евангельским сюжетам христианской иконографии, и с работами Николая Ге, творчество которого мы показывали здесь несколькими годами ранее.


"Христос и грешница". 1888

И, конечно, мы показываем Поленова как художника, который впервые в своих работах сформулировал важнейшие вопросы и проблемы, которые были развиты потом его младшими современниками – Врубелем, Серовым и огромной плеядой его учеников. Мы показываем его как удивительного педагога, без которого бы не было расцвета живописи на рубеже веков. И, конечно, мы показываем его как универсального художника, которому был интересен театр, архитектура, который сам был композитором и делал очень много для просвещения людей.
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал