Честное пионерское
Тишинка
30 июля 2019 10:06
За Большим Голицинским прудом в Парке Горького появился необычный павильон - "Презервация тишины". Авторы проекта считают, что тишина в мегаполисах нуждается в не меньшей защите, чем объекты исторического наследия. Специальные материалы, геометрия павильона и архитектурно-конструкторские решения почти полностью поглощают звук внутри - и это при том, что у павильона нет крыши и дверей. Автор проекта Сергей Касич рассказал "РП", как ему удалось защитить тишину в большом городе.
Фото: soundartist.ru
Как возникла идея подобного архитектурного сооружения?
Идея появилась примерно в 2009 году. Сначала это был просто концепт публичного места в городе, которое было бы максимально тихим и при этом доступным для граждан. Профессиональные безэховые камеры от обычных людей спрятаны либо в серьёзных акустических студиях, либо в испытательных и научных институтах. Тогда я просто обсуждал эту идею с коллегами в Термен-Центре МГК им. Чайковского.
В 2013 году я завершал своё обучение в Институте "Стрелка" одним комплексным проектом, посвящённым городским данным. Тогда концепт тихих публичных точек снова актуализировался, но уже в новом ракурсе. Я добавил туда экологический элемент и снабдил архитектурной аллюзией. Термин "презервация" я употребляю именно по аналогии с "презервацией архитектурных памятников".
В целом можно сказать, что на моей защите в "Стрелке" "Презервация тишины" уже была кратко описана именно в том виде, в котором далее на протяжении нескольких лет пыталась воплощаться в жизнь. Институт хранит все итоговые проекты выпускников в виде многотомников. Там можно найти мои первые скетчи, сделанные в фотошопе.
Фото: soundartist.ru
Сколько минут нужно провести внутри, чтобы отдохнуть от большого города и восстановить силы?
Сколько минут нужно провести внутри, чтобы отдохнуть от большого города и восстановить силы?
Мне это неизвестно. Замечу, что базовая суть проекта именно в "презервировании" (сохранении) тишины. С этой точки зрения, эколого-терапевтическая задача - вторична. "Презервация тишины" - это современный проект, так что можно посмотреть на него с точки зрения так называемой модной акторно-сетевой теории. Основной актор у нас - это городская тишина, которую мы пытаемся защитить с помощью специальной конструкции.
Хорошим результатом я бы назвал падение уровня шума при входе внутрь. По замерам нашего акустика, оно в определённом спектре доходит почти до 30 ДБ. Это весьма ощутимый эффект, который ощущаешь, когда заходишь внутрь. Интершум убирается так резко, будто его подровняли "фейдером", и это при том, опять же обращаю внимание, что у "Презервации тишины" нет дверей и крыши - это открытая зона. И это эффект, которого мы хотели добиться.
Хорошим результатом я бы назвал падение уровня шума при входе внутрь. По замерам нашего акустика, оно в определённом спектре доходит почти до 30 ДБ. Это весьма ощутимый эффект, который ощущаешь, когда заходишь внутрь. Интершум убирается так резко, будто его подровняли "фейдером", и это при том, опять же обращаю внимание, что у "Презервации тишины" нет дверей и крыши - это открытая зона. И это эффект, которого мы хотели добиться.
Интересно поведение людей внутри: все, кто входят (даже компании детей и подростков) начинают говорить тихо либо шёпотом. Даже если не читали описания. Работает ли здесь неожиданное присутствие другого человека, или неосознаваемый элемент визуальной “храмовости” всего дизайна конструкции, или ещё более базовый рефлекс от того самого лёгкого эффекта оглушения при входе..?
Как рождалась концепция? Были ли какие-то другие варианты этого объекта, которые потом были отброшены?
Примерно в 2015 году я начал работать с профессиональными архитекторами. С тех пор мы создали большое количество моделей. Точно не скажу сколько. Многие из них показаны в обзорном видео, доступном на странице проекта.
Большую часть моделей мы создали совместно с бюро СХЕМА и инженером-акустиком Филиппом Сологубом. Они же соавторы конструкции, которая установлена сейчас в Парке Горького. Конечно, огромное количество моделей прошли отсев. Но мы подчёркиваем, что данный концепт может быть воплощён различными формами. Есть основной принцип: отражать шум снаружи и поглащать его внутри, при этом не должно быть дверей и крыши. А дальше мы изобретали форму, исходя из бюджета, доступных материалов, сроков строительства, размеров, акустики, свойств площадки и других факторов.
Акустическая экология жизненно необходима для больших городов, где очень высокое шумовое загрязнение. Планируется ли установка подобных объектов в других парках Москвы?
Мой идеальный план - это, конечно, установка постоянной конструкции в черте города. Хотя бы одной. Как показал опыт этого года, построить что-либо в Москве - очень тяжело и необыкновенно дорого. Даже временный обьект, который сейчас водрузился в Парке, стоил гораздо дороже (не только финансово, но и в нервно-психологическом исчислении), чем мы ожидали. Не из-за цены материалов и изготовления, а из-за сложности логистики и согласований.
Мне бы очень хотелось, чтобы первая настоящая "Презервация тишины" возникла именно в Москве, потому что здесь я её придумал. Мы старались, и хоть результат неидеальный, но он существует в реальности. Но этот проект временный - павильон будет разобран в конце сентября. В остальном, на данный момент условий для продолжения и развития проекта в России пока я не вижу.
1
1875
Оставить комментарий
Комментарии (1)
-
8.08.2019 11:22 Алла АвдееваНе то домовина без крыши и креста, не то маленький барак из «Озёрного» , не то приют последний Влада Цепеша.
- Классный журнал
-
-
24.12.24№ 124Коты прилетели 1396 2
-
23.12.24№ 124Держать нос 1547 2
-
22.12.24№ 124Будьте добры 1357 2
-
21.12.24№ 124Семена добра 41116 1
-
20.12.24№ 124Быть добру! 1541 2
-