Честное пионерское
"Я ничего не знаю о войне"
05 июля 2019 08:46
В Московской школе управления Сколково прошел закрытый показ фильма "Дылда", получившего приз за лучшую режиссуру в программе "Особый взгляд" на Каннском фестивале. После просмотра режиссер Кантемир Балагов ответил на вопросы зрителей и признался, что до прихода на курс Александра Сокурова в Нальчике даже не знал, кто это, но после первой же встречи решил у него учиться. Мы выбрали несколько ответов Кантемира Балагова о том, почему в его фильмах так мало слов, почему не надо искать философский подтекст, а надо самим его создавать, и какой фильм он теперь мечтает снять.
Философский подтекстЯ так не люблю вопрос про философский подтекст, который я хотел донести. Можно я отвечу словами одной из моих любимых книг Марии Степановой «Памяти памяти». Там есть прекрасная фраза – «свобода от смысла позволяет добавить свой собственный». Мне не хочется проявлять диктаторство и объяснять, что именно я хотел сказать. Мне кажется, это прекрасно, когда у каждого свое кино, каждый понимает по-своему. Многие интерпретации зрителей намного богаче того, что я вкладывал. Не буду разочаровывать.
«У войны не женское лицо»
В 2015 году я услышал новость, что Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию за книгу «У войны не женское лицо». И мне стало интересно, что это за книга. Я купил ее, прочитал, и после этого я решил, что хочу про это снимать. Я понял, что я ничего не знаю ни о войне, ни о подвиге, ни о подлости, которая происходит на войне. Я понял, что ничего не знаю о женщине, которая пыталась начать мирную жизнь после войны. Мне это стало интересно с человеческой позиции, с гражданской и с режиссерской, потому что мне интересно исследовать свою женскую сторону, свою какую-то женственность с помощью фильмов. Это уже второй фильм, где главный герой – женщина, и мне комфортно пока с ними. Я понимал, что первым фильмом "Теснота" я не осилю такой большой масштаб, но уже со вторым фильмом я подумал, что я могу осилить эту тему. Я обратился к Александру Ефимовичу Роднянскому, мы написали первый драфт с Тереховым, и пошло-поехало. Но в итоге в «Дылде» все собирательные образы: что-то мы взяли из личных дневников, что-то из «Блокадной книги» Гранина. То есть сказать, что это экранизация книги Светланы Алексиевич нельзя ни в коем случае.

Кадр из фильма "Дылда"
Давление наград
И да, и нет. Это как светотень. С одной стороны, я понимаю, что мне будет легче снять третий фильм, но, с другой стороны, работая над «Дылдой», я ощущал неимоверный страх и ответственность – в первую очередь, перед собой, потому что с первым фильмом всегда есть шанс, что может повезти. Ты накапливаешь опыт и просто выплескиваешь все в первый фильм. Есть элемент удачи. Каждый новый фильм – все больше и больше ответственности. У любого режиссера есть фильмография из потрясающих фильмов и фильмов не очень. Я боюсь того момента, когда я … или, может, я уже снял фильм не очень… или когда-нибудь его сниму.
Мало слов
Я воспринимаю кино как территорию чувств. Слова идут от головы, а эмоции – от души, от сердца. И мне хочется, чтобы в первую очередь зритель мой фильм почувствовал, а уже потом понял. И поэтому такая концепция – меньше слов и больше эмоций.
Фильм-мечта
Мне кажется, это очень пошлая мечта, но хочется снять «Божественную комедию». Еще хочется отрефлексировать войну в Чечне. По понятным причинам сейчас это, мне кажется, неисполнимо и невозможно.
До Сокурова
Я не снимал фильмы. Мне как-то отец купил «зеркалку», чтобы я фотографировал свадьбы в Нальчике. Там была функция видеозаписи, и я начал снимать «коротышки». В итоге мы с друзьями снял веб-сериал. Моими кумирами были Тарантино, Нолан, Иньярриту. Я отправил десять серий Сокурову, мы с ним встретились. Он предложил поступить к нему на курс с одним условием, что я не буду эстетизировать насилие и мат в кино, что в принципе было у меня в этом сериале, он это видел и понимал, куда меня несет. Я согласился и ни капли не пожалел. До нашей встречи я не знал, кто это, мне просто сказали – тут какой-то режиссер по имени Сокуров набирает курс – попробуй. Я погуглил и пошел к нему на курс. Меня удивила наша первая встреча, потому что он показал нам японский театр «Кодо», где мужчины выступали на барабанах. Меня это настолько поразило, что я понял, что хочу учиться у этого человека и, ни секунды не раздумывая, отказался от всех своих принципов в кино.
1
2320
Оставить комментарий
Комментарии (1)
-
5.07.2019 18:00 Евгений СапрыкинПосле Дудя интересно почитать
- Классный журнал
-
-
19.05.25№ 126Вернуть нельзя оставить 46
-
18.05.25№ 126Ночь после танцев 163 1
-
18.05.25№ 126И затанцуют все 132 1
-
17.05.25№ 126Аттестат танцевальной зрелости 231 1
-
16.05.25№ 126Координация должна быть идеальной 242 1
-