Честное пионерское

"На меня свалилась еще одна работка": как Вера Мухина создала символ СССР

02 июля 2019 17:15
Вчера Вере Мухиной исполнилось бы 130 лет. ВДНХ не могла остаться в стороне от этой даты и организовала лекцию историка Павла Нефедова. Если бы вы на ней побывали, то, проезжая по Проспекту Мира, другими глазами взглянули бы на главную работу скульптора - "Рабочего и колхозницу". Создавая ее, Вера Мухина и представить не могла, что скульптура станет не просто частью пропаганды и массовой культуры, но в итоге оторвется от своей материальной оболочки и превратится в один из самых ярких символов Советского союза. Мы на лекции побывали и публикуем небольшой фрагмент, из которого вы узнаете, почему Вера Мухина была не в восторге от поручения создать скульптуру для русского павильона в Париже, на каком месте в Москве могли бы стоять "Рабочий и колхозница", и кому все-таки принадлежит идея - поставить их вместе в едином порыве.

Проект Б. Иофана

Идея поставить на крышу русского павильона в Париже скульптуру рабочего и колхозницы принадлежит архитектору Борису Иофану. В его первоначальном проекте для Всемирной выставки уже была скульптура рабочего и колхозницы, которую выполнил Вячеслав Андреев. Но это был просто проект. Когда он был утвержден, решили провести второй конкурс – теперь уже среди скульпторов. Конкурс закрытый, то есть четырем скульпторам прислали письма, где было сказано – вам поручили в порядке закрытого конкурса изготовить проект скульптуры. Отказаться от такого предложения было нельзя. Четыре автора: Вячеслав Андреев, Вера Мухина, Матвей Манизер и Иван Шадр. То есть архитектурный проект включал в себя такую грандиозную статую, что потребовал провести еще один конкурс – среди скульпторов.


Эскиз Б. Иофана 

Конечно, сам дуэт рабочего и колхозницы придумал не Иофан. Эта идея носилась в воздухе довольно давно. Известен первомайский плакат 1921 года, на котором уже были изображены рабочий и колхозница. На предвыборном плакате коммунистической партии Германии 1930 года они даже стоят примерно в такой же позе, как в итоге у Мухиной.

Вера Мухина не очень обрадовалась письму от советского руководства. В тот момент она была занята работой над скульптурой водолаза, которая ее очень увлекала. И она сетовала, что ей подсунули участие в этом конкурсе. Конечно, она не знала, насколько судьбоносной будет эта история, настолько она перевернет ее жизнь. В одном из ее писем подруге читаем: «Здесь на меня свалилась еще одна работка – участие в конкурсе на 18-ти метровую группу на русском павильоне в Париже. Большая честь и большая беда, так как проект Иофана мне не нравится… Вероятно, эта работа съест все мое лето. Забыла вам добавить, что это две фигуры из нержавеющей стали. Ни у кого из нас подобного опыта, конечно, нет. И жаль, что экспериментировать приходится на такой ответственной вещи». 
 
Мухина единственная расположила серп и молот неправильно - серп ободом наружу. Потом это было исправлено, но во всех ранних эскизах у нее был этот вариант. Но это не помешало ей выиграть конкурс – в итоге утвердили именно ее рабочего и колхозницу.


Борис Иофан и Вера Мухина 

Интересный момент с выбором Мухиной. Она провела молодость в Париже, и потом она делает статую для этого города. В этом есть какой-то смысл, какая-то очень правильная идея. Она должна была хорошо представлять себе, для какого места делается эта скульптура. Хотя бы подсознательно. Мне кажется этот факт ее биографии крайне интересным – через некоторое количество лет после учебы она вернулась в Париж таким триумфальным образом, уже зрелым скульптором привезла в Париж скульптуру, которую поставила в самом центре города напротив Эйфелевой башни. Это очень эффектный поворот судьбы.
 
После того, как художественные задачи были решены, началась колоссальная инженерная и технологическая работа. Как сделать, чтобы это все стояло, и чтобы павильон не развалился от тяжести этой скульптуры? Даже при всех исключительно изощренных решениях, она все равно весила 80 тонн. Как сделать ее такого размера, чтобы не искажались пропорции? Как сделать так, чтобы снизу она выглядела так, как она должна выглядеть? Все эти задачи решались исключительно в сжатые сроки: в декабре 1936 года была сделана модель, а уже в марте 1937 года скульптурная группа была закончена. Модель была сделана в масштабе 1:15, и потом уже с этой модели делались фрагменты, из которых на месте собиралась вся скульптура. Для начала был разработан каркас, который потом «обшили» очень тонкой сталью. В Париже эта сталь была толщиной полмиллиметра - экономили.
 
Почему сталь? Только сталь обладает достаточной пластичностью. Иофан воображал что-то вроде алюминия, но алюминий не обладает такой пластичностью, из него нельзя сделать такую форму.
 
Первоначальная сборка была произведена в Москве. Инженер Петр Львов – это человек, который собственно реализовывал всю техническую составляющую этой работы.
 
На Всемирной выставке в Париже 1937 года благодаря французским организаторам, которые хотели внести интригу, павильоны СССР и Германии стояли ровно друг напротив друга. «Рабочий и колхозница» с одной стороны и германский орел – с другой. Несмотря на то, что немецкий павильон был выше, все однозначно признавали, что советский павильон одержал полную моральную победу. Эта скульптурная группа была настолько динамична, настолько ярко выражала заложенную в нее идею. А немецкий павильон сравнивали с крематорием, уж очень мрачный у него был вид. И орел наверху производил довольно странное впечатление.


Всемирная выставка в Париже в 1937 году 

После завершения выставки было принято решение – вернуть скульптуру. Это отдельная тема для исследований – как, с какими аргументами принималось это решение. Конечно, никто этого не предусматривал. Все архитекторы и скульпторы были давно в Москве. Выставка закончилась, и ее демонтаж производился уже в 1938 году. Но в итоге скульптуру разобрали, доставили в Антверпен, а оттуда специальным пароходом в Ленинград, откуда ее переправили в Москву.
 
В столице далеко не сразу было принято решение поставить «Рабочего и колхозницу» здесь, на ВДНХ. Сохранился проект установки скульптуры на рыбинском гидроузле. Мухина не хотела и не планировала, чтобы эта скульптура стояла на сельскохозяйственной выставке. Это окраина Москвы, ровное место - с визуальной точки зрения это не совсем удачное решение. И потом она всю жизнь, а после ее коллеги, продолжали бороться за то, чтобы эту скульптуру куда-нибудь перенесли. Также у нее был проект установки на Воробьевых горах. Она все время хотела поставить ее на какое-то более выразительное место. Иофан тоже пытался – у него был весьма неожиданный проект 1966 года – проект установки скульптуры на стрелке Москва-реки и Обводного канала, то есть там, где сейчас стоит Петр Первый. Был вариант поставить на Манежной площади.
 
В 2003 году был демонтаж скульптуры. После реставрации она уже была установлена на павильоне, который внешне весьма сильно напоминает то, что было в Париже. В остальном он, конечно, 
не имеет никакого отношения  к тому, что было в 1937 году. Часто спрашивают – что подлинного осталось в той скульптуре, что сейчас стоит над нами, от той, что была в 1937 году. Отвечу словами архитектора Юрия Аввакумова, который два года назад читал здесь лекцию о «Рабочем и колхознице». Я его во время этой лекции спросил: «Юрий, как вы считаете – в той скульптуре, которая здесь стоит, вообще от 1937 года что-то осталось? И он ответил – чем меньше останется от 37-го года, тем лучше». Вполне достойный ответ.  

Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал