Честное пионерское

"Автор приходит как власть имущий"

27 мая 2019 10:25
В 8-ом сезоне Литклуба "Русского пионера" одним из гостей нашей литературной мастерской был писатель Дмитрий Быков. Он задал нашим курсистам непростой вопрос: "Зачем писателю стиль?" В начале встречи он прочитал первые абзацы трех произведений, чтобы на их примерах показать - когда у автора есть стиль, а когда его слишком много. Участники Литклуба, не без подсказок, но узнали авторов по нескольким строкам. А вы бы смогли угадать?
Мы начнем с вами с обсуждения трех зачинов, вызывающих довольно бурную полемику. Потому что, как вы понимаете, самое главное в произведении – это начать. Как говорил Бонапарт: "Главное в нашем деле ввязаться в драку". Давайте рассмотрим три зачина трех эпических произведений. Некоторые из вас, особо продвинутые, легко мне назовут авторов.

Итак, первый зачин:


 
Второй: 


 
И третий зачин:


 
Последнее – это Трумен Капоте.
 
Ну это без вопросов – разумеется. А второе? Сэр Генри лежал на диване… Ну, ребята!
 
Конец 19 века.
 
Это я и сам знаю. Еще я знаю, что автор был большой эстет, назовем это так. И это его единственный роман. Подсказка: два последних автора – гомосексуалисты.
 
Оскар Уайльд?
 
Ну, естественно. «Портрет Дориана Грея». А первый очень легко узнать. Зачин эпический, стиль плохой, и чувствуется, что повествование будет в десяти томах.
 
Солженицын?
 
Ну, конечно. «Красное колесо». Теперь обсудим, какой зачин хороший, а какой плохой.
 
У Оскара Уайльда хороший.
 
Чем он хорош?
 
Мне кажется, он хороший, если вы готовы читать долго, долго и долго.
 
Я бы не сказал, что уайльдовский зачин рассчитан на долгое чтение, тем более, что роман маленький. Уайльдовский зачин, скорее, рассчитан на то, чтобы читатель испытал наслаждение. Приятно описывать три вещи – еду, секс и отдых, расслабленность. Сэр Генри пребывает в прекрасной комнате, курит папиросы и нюхает цветы боярышника – приятно ему, хорошо. Герои Капоте вкусно едят. И сейчас произойдет необычайное. Хуже всех читателю Солженицына, конечно. Ясно, что предстоит долгая дорога, и вся в углубинах и изрезах. И в этих изрезах будет все повествование.



Что я хочу сказать этим нехитрым анализом. От стиля требуется всего две вещи. Он не должен быть претенциозным, то есть он не должен каждую секунду кричать – я стиль. Потому что даже в одной фразе Солженицына мы найдем много диалектизмов и авторских неологизмов. Помнилось, зорное утро… И вторая вещь, которая требуется от стиля: уже в первой фразе читатель должен понимать, зачем ему читать дальше. То есть нужен некий крючок, который бы его цеплял.
 
Пелевину принадлежит очень точное определение: стиль должен быть, как прозрачная вода. Сквозь него должно быть все видно, и читатель не должен на нем фиксироваться. Но, конечно, помимо этой прозрачности и ясности, стилю должна быть присуща некоторая инерция движения. То есть он должен вас тащить.
  
Мое единственное требование к стилю – это плотность. Каждая фраза должна быть максимально информативной. Насыщенность бывает трех видов – либо это насыщенность действием, либо насыщенность деталями, либо насыщенность какими-то … психологическими нюансами, авторской личностью. Когда я читаю Толстого, я не всегда получаю представление об интерьере или портрете, но авторская личность прет на меня отовсюду. Я чувствую, что это пишет человек физически сильный, резкий, нетерпимый, опытный, аристократичный, военный. Толстой требовал от стиля, чтобы в нем были приметы силы. Автор приходит как власть имущий. И когда вы начинаете текст, то вы должны его начинать как власть имущие. Вы вошли в комнату, и всем стало понятно, что вы имеете право здесь присутствовать.
 
В июле начнется 9 летний сезон Литературного клуба журнала "Русский пионер". Если вы хотите стать участником, следите за нашими анонсами.
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал