Честное пионерское

В другом измерении

04 октября 2018 12:10
Поздний вечер, музей закрыт, люди общаются за бокалом шампанского в окружении шедевров Новой Третьяковки - так начинается каждый вечер "Т Фестиваля", который впервые в этом году проходит в Москве. Подобный формат, сочетающий визуальное искусство, музыку и слово, давно пользуется популярностью у посетителей крупнейших музеев мира (Галерея Тейт, Метрополитен-музей), но в Москве впервые этот формат удалось реализовать в залах Новой Третьяковки при поддержке благотворительного фонда "Мангазея" и галереи "Триумф". Куратор фестиваля, пианист и композитор Игорь Райхельсон рассказал "РП", почему "Т Фестиваль" - это ренессанс в формате музыкальных концертов, как выбиралась музыка и исполнители, и что ждет зрителей 6 октября и на последующих вечерах в Новой Третьяковке (фестиваль продлится до 1 декабря).
В Москве проходят десятки музыкальных фестивалей. В чем особенность «Т Фестиваля», его принципиальное отличие?
 
Мы пытаемся уйти от академического формата и обратиться к искусству в разных его проявлениях. Чтобы восприятие музыки происходило словно в другом измерении, мы начинаем концерты после девяти часов вечера, когда музей уже закрыт. Суббота, люди общаются за бокалом шампанского в окружении величайших полотен Новой Третьяковки - именно так начинается каждый вечер "Т Фестиваля".
 
Однажды, еще перед началом фестиваля, у меня спросили – ренессанс это или постмодернизм? Мне кажется, что это ренессанс. Давайте вспомним салонные концерты 18 века, как во времена Моцарта проводили музыкальные вечера: собирались зрители, кто-то читал свое новое стихотворение, кто-то демонстрировал художественное полотно, кто-то играл на музыкальном  инструменте. Мы задумывали, чтобы этот фестиваль был не просто музыкальным, а художественным – и этого эффекта во многом помогает добиться, конечно, Третьяковская галерея. Соединение музыки, изобразительного искусства, поэзии и перформанса, намеренный уход от прямолинейной подачи музыки в двух актах, ну и, конечно, сочетание особого музыкального материала.

Открытие "Т Фестиваля". Кристоф Барати
 
Как возникла идея фестиваля? И сколько вам потребовалось времени для ее реализации?
 
Идея возникла не у меня, а у моего друга Емельяна Захарова,  известного ценителя искусства, основателя галереи»Триумф», который очень плотно сотрудничает с Третьяковской галереей. Когда полтора года назад мы встретились с директором Третьяковской галереи Зельфирой Исмаиловной Трегуловой, ей эта идея очень понравилась, и я начал подготовку всей музыкальной части фестиваля.
 
У нас очень большая команда, чьей работой я по-настоящему впечатлен. Сделать все это за такой короткий срок было действительно непросто. Когда мы решали, какая музыка должна звучать, то исходили из того, что фестиваль проходит в залах искусства 20 века, поэтому сконцентрировались на русской и зарубежной современной музыке, музыке известной и незаслуженно забытой. Может быть, на этом фестивале, кто-то, приверженец высокой классики, откроет для себя новую музыку, почувствует особую атмосферу времени!
 
Выбранная вами и исполнителями музыка помогает лучше понять русское искусство 20 века?
 
"Т Фестиваль" - это прежде всего музыкальный фестиваль, и хотя мы и говорим о сплаве разных искусств, но основа – это все-таки музыка. Это прозвучит субъективно, но я считаю, что музыка – самый главный вид искусства, который человек воспринимает особенно тонко. Но когда музыка исполняется в таких «декорациях», конечно, изобразительное искусство усиливает общее впечатление. Каждый раз, приходя в Новую Третьяковку на репетицию, я не мог просто пройти по залам, чтобы не остановиться у полотен Малевича, Кандинского, Гончаровой. Конечно, когда человек оказывается поздно вечером один на один с этими шедеврами, это наполняет дополнительным смыслом его восприятие музыкальной программы.
 
Насколько зритель должен быть подготовленным, чтобы понять концепцию «Т Фестиваля» и получить удовольствие от вечера?
 
Это интересный формат, но он, безусловно, не для всех. Вы же понимаете, что и классическая музыка не для всех. Наши гости - люди с высокими духовными запросами, чуткие ко всему новому. Наш небольшой зал, вместимостью около 250 мест, каждый раз без усилий заполняется такой замечательной публикой.
 
Вы изучали опыт мировых музеев, которые проводят у себя подобные музыкальные концерты?
 
Когда я жил в Нью-Йорке в течение довольно долгого времени, я видел подобные концерты в Метрополитен-музее. В британской галерее Тейт тоже проходят похожие мероприятия, на которых собираются люди, чтобы пообщаться, посмотреть произведения искусства, послушать хорошую музыку. Это своего рода неформальный подход к восприятию музыки и искусства. Так что патент мы за формат нашего фестиваля, может быть, и не получим, но можем уверенно заявить о том, что в Москве такого раньше не было.

Борис Березовский
 
Впереди еще четыре концерта. Что ждет зрителей?
 
Следующий концерт – 6 октября, и он называется «Единение противоположностей». Попытаюсь объяснить, что мы имели в виду. Александр Князев – знаменитейший виолончелист и органист, а Борис Березовский – наша суперзвезда, он просто не нуждается в представлении. Безусловно, они противоположности во многих смыслах: и в восприятии музыки, и по каким-то личностным чертам характера. Но они играют вместе – вот оно, первое единение противоположностей. И тоже можно сказать о выбранной музыке – Скрябин, Рахманинов. Можно рассуждать поверхностно – вроде бы оба романтики, но у этих композиторов абсолютно разные подходы и восприятие эпохи, в которой эта романтика развивалась. Они шли по разным векторам, и поэтому Скрябин и Рахманинов – это в какой-то степени противостояние в рамках одного жанра, а мы исполняем и то, и другое в одном концерте. Получается противостояние и композиторов, и исполнителей. Этот концерт будет очень ярким: 5-ая соната Скрябина (это первая соната, которую он написал в одной части, и после этого писал только одночастные сонаты), также в программе избранные прелюдии Скрябина и знаменитая виолончельная соната Рахманинова. Эти музыканты играют так глубоко и проникновенно, что единение со слушателем случится непременно!

Александр Князев
 
26 октября выступит Юрий Башмет с «Солистами Москвы». Концерт будет посвящён музыке «Страны, которой нет». В программе композиторы, которые жили в эпоху советского союза. Мирзоян, Иванов-Крамской, Вайнберг – композиторы, которые, может быть, не так часто исполняются (хотя Вайнберг все-таки становится более популярным), но, тем не менее, это не Рахманинов, не Шостакович и не Прокофьев. Но это очень хорошая музыка, которая достойна внимания зрителей. Вайнберг – замечательный композитор, он всегда воспринимался как некое "отражение" Шостаковича, но чем больше проходит времени, тем понятнее становится масштаб этого композитора.

Юрий Башмет и "Солисты Москвы"

Пятый концерт 24 ноября“Intimate letters” - это высказывания композиторов о своих личных чувствах, потаенных мыслях. Прозвучит Фортепианный квинтет Шостаковича (за роялем будет Алексей Володин), также в программе мой струнный квартет, который «Бородинцы» играют довольно часто. В конце программы наши гости услышат Квартет №13 Мясковского.
 
Будет еще шестой концерт, который мы не планировали ранее. С помощью израильского посольства мы приглашаем знаменитого израильско-американского виолончелиста Мэтта Хаймовича, который будет играть 1 декабря ханукальный концерт (все партиты Филипа Гласса).

Квартет Бородина
 
Кстати, меня приятно удивила акустика. Признаюсь, я переживал сначала, что музейные залы окажутся неприспособленными для музыкальных концертов. Но акустика оказалось очень хорошей – не как в «Мариинском 3», конечно, - но прекрасно подходящей для камерной музыки. Уверен, что "Т Фестиваль" будет стремительно развиваться. К нему уже с большим энтузиазмом отнеслись спонсоры, и у нас есть предложения от партнеров на следующий год. Меня очень вдохновляет интерес публики к концертам, и я уверен, что у этого проекта есть большое будущее!
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал