Честное пионерское

Хорошо посидели. На чемоданах

07 июня 2018 13:45
На Другой сцене театра "Современник" прошли "Пионерские чтения" журнала "Русский пионер", посвященные темам двух последних номеров - "Компромисс" и "Чемодан". Мы и подумать не могли, что у этих двух тем так много общего. Колумнисты "РП" - кто своим ходом, кто на перекладных - но все благополучно добрались до конечной станции. Без компромиссов в этом пути тоже не обошлось. А вот что считать компромиссом - попыталась понять редактор "РП" Елена Жихарева.

Другая сцена «Современника» принимала «Пионерские чтения» не раз – и всегда ярко, тепло, со звенящей тишиной в зале во время выступлений и громкими аплодисментами после. Кто бы мог подумать, что у двух тем – «Компромисс» и «Чемодан» – так много общего. Все мы несем, тащим, толкаем неподъемный груз из необходимых, а может быть, не таких уж и вынужденных, как нам казалось, компромиссов – этого добра хватило бы не на один чемодан. И уж лучше брать на колесиках, иначе и с места не сдвинешься и сгинешь на этом вечном вокзале, дожидаясь поезда, которого нет в расписании. 
 
Колумнисты «Русского пионера» умудрились вывернуть чемодан наизнанку – и сделали это искренне, талантливо, а главное – бескомпромиссно.


- Традициям мы нашим не изменяем или изменяем очень редко. На этот раз изменять не будем, поэтому у нас Андрей Бильжо начинает и тем самым выигрывает, - открыл «Пионерские чтения» главный редактор «Русского пионера» Андрей Колесников.
 
Андрей Бильжо долго интриговал и не мог выбрать, какую колонку читать: из номера про «Компромисс» или из номера про «Чемодан». Спрашивал у зала, мы помогали как могли, и в итоге услышали историю о бескомпромиссном Козлове, который ненавидел олимпийского мишку и лечился у доктора, похожего на Розенбаума.


- Я очень давно хотел, чтобы Маргарита Симоньян прочитала эту колонку, - представил следующего чтеца Андрей Колесников. - Мне казалось, это очень важно. И она очень хотела. Но получается это только сейчас. Это не имеет прямого отношения, казалось бы, к двум последним темам. Эта колонка была напечатана номером раньше, и она точно не про компромисс. Может быть, про собранный чемодан…
 
Маргарита Симоньян прочитала колонку о своей бабушке, которая умерла в начале этого года: «Сегодня 20 февраля. В твоем огороде отцветает белая слива. Ты просила десять. Он дал тебе двадцать два». Городская внучка рассказала историю своей деревенской бабушки, – историю солнечную, как сочинское небо; яркую, как спелая хурма; стремительную, как горная речка; и немного горькую, как кинза, которая всегда росла в ее огороде. Колонка непростая – каждая деталь в ней, как спусковой крючок. Нажмешь на него – и сорвется голос, и повиснет тишина в зале, и сделаешь вдох поглубже и продолжишь…
 
Колонка следующего чтеца, Джахан Поллыевой, лишний раз доказала бездонность «чемоданной» темы: «Чемодан – символ разных (если не сказать противоположных) эпох. Его брали нарасхват в самые тучные годы и в голодные времена. С ним беспечно отъезжали «на воды» и убегали от верной смерти. Он был в руках у искавших удачи и уходивших на войну. Помогал собирать милостыню и хранить бесценные рукописи. И с одинаковым успехом служил как возвращенцам, так и изгнанным с родины».

Экс-глава Центризбиркома Владимир Чуров, когда вышел на сцену, признался, что в свое время не знал, что такое «луи вюиттон». И рассказал историю, после которой он на всю жизнь запомнил, как выглядят знаменитые чемоданы.


- У нас сегодня один важный дебют, - представил следующего колумниста Андрей Колесников. -  Хотя какие, казалось бы, могут быть дебюты у актрисы Дарьи Мороз? Уже столько всего испробовано. Но ничего подобного – сегодня у нее дебют в «Русском пионере» и дебют на «Пионерских чтениях».
 
Дарья Мороз подтвердила, что для нее этот дебют не менее важный, чем для «Русского пионера»: «Даже сочинения в школе за меня писала мама. Я никогда ничего не могла написать. Этот текст был написан благодаря некоторым жизненным обстоятельствам. И на данный момент это, наверно, единственное, что я могла бы написать». В колонке Дарьи Мороз не было историй о потерянных чемоданах, путешествиях или гастролях. Она заглянула за «подкладку» и увидела то, что не каждый смог бы увидеть: «Странно, что в определенный момент ты сам станешь той «вещью», которую сложат в чемодан и отправят в путь. И тогда ты заполнишь деревянную пустоту собой. Тогда придется аккуратно уместить внутри страхи, радости, смелость, боль, силу, слабости, стойкость, хитрость, любовь, неприязнь, волю, жесткость, нежность, поступки, наконец... В деревянной темноте нет места жадности до ненужного. Перевеса не случится».
 
Имя Олега Павловича Табакова не прозвучало в тексте, но и без лишних слов было понятно, как родилась эта колонка, и почему Дарья Мороз решила написать первый раз в своей жизни.
 
Режиссер Константин Богомолов репетирует в Санкт-Петербурге, поэтому не смог выступить в «Современнике». Но он записал свою колонку, и его голос звучал в зале, а на экране, как строчки суфлера, бежал текст. Как на ленте транспортера, слово «чемодан» убегало вверх. Чтобы его поймать, придется дождаться видео на сайте «РП» и прочитать колонку вместе с автором.


- Разрази меня гром, но интонации двух последних колонок, Дарьи Мороз и Константина Богомолова, были абсолютно похожи, - поделился своим наблюдением ведущий «Чтений» Андрей Колесников.

- Мой текст, видимо, вырос в какой-то степени из текстов Кости, - согласилась Дарья Мороз. - Хотя он его не видел и не читал, но так получилось, что они как-то очень совпали. Для меня это очень личный текст.
 
Композитор Александр Журбин разложил по полочкам, как по нотам, все виды компромиссов. На одни из них он советовал идти, ни секунды не сомневаясь, а от других (например, компромиссов с совестью) всячески предостерегал.


- Я прочту результат одного компромисса, - начал свое выступление писатель Дмитрий Быков. - Я собирался это дать в номер, но мы с Колесниковым решили, что мы придем к компромиссу, и этот текст я прочту на «Чтениях». А в номер мы напечатаем стишок.
 
Дмитрий Быков всю колонку разгадывал кроссворд. Ответы пересекались и перпендикулярно, и по диагонали, иногда приходилось убирать лишние буквы, но в итоге кроссворд был разгадан - все вертикали и горизонтали сошлись в нужной точке перед самыми аплодисментами.
Писатель Виктор Ерофеев выбрал колонку из номера «Компромисс», хотя главный редактор «РП» Андрей Колесников» ждал, что он придет на «Чтения» с «Чемоданом пустых бутылок» (так называется колонка Виктора Ерофеева из летнего номера). Но автор решил иначе и прочитал про свое бескомпромиссное советское детство.
 
Актриса «Современника» Дарья Белоусова для родной сцены выбрала колонку о мучениях конформиста, который убивает свой талант бесконечными компромиссами. Может возникнуть вопрос: откуда Дарья Белоусова знает так много о конформистах и компромиссах? Все просто – она изучила врага, чтобы знать его в лицо. Так что за нее можно не волноваться – ей конформизм точно не грозит.
Закрывала «Чтения» актриса Ольга Аничкова. После рассказа о своих любимых чемоданах, в которых уместилась вся ее жизнь, она дала слово своему альтер эго – малоизвестной актрисе:
 
малоизвестная актриса
решила из страны свалить
и все что нажито за годы
вошло на раз в ручную кладь
 
малоизвестная актриса
гастроли любит просто страсть
все что в отеле не прибито
прекрасно влезло в чемодан
 
«Пионерские чтения» уходят на каникулы. Тема сентябрьского номера – «Дороги». Не путать с чемоданами, потому что это ну совсем другая история.
 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Я есть Грут
    7.06.2018 17:25 Я есть Грут
    Чтецы рванули кто куда.
    На самолёты, поезда.
    И лишь один silver Кирилл
    До жути рад, что не отбыл...
Статьи по теме
Классный журнал
 
Новое