Честное пионерское

"«Форма воды» бесит меня до крайней степени"

23 мая 2018 18:45
Один из самых влиятельных людей Голливуда, Роберт Макки, снова в Москве. Вы не увидите его лицо на экране и не прочитаете его имени в финальных титрах. За последние 34 года преподавания он обучил более 100 тысяч студентов созданию захватывающих историй. Семинары Роберта Макки посещали Джулия Робертс, Питер Джексон, Дайан Китон и многие другие звезды кинобизнеса. Он обучал сценаристов таких сериалов, как «Во все тяжкие», «Подпольная империя»»,«Викинги», «Клан Сопрано». Перед тем, как провести семинары в Москве, Роберт Макки дал пресс-конференцию для журналистов. Мы расшифровали некоторые фрагменты беседы, из которых вы узнаете, почему сценаристы-женщины не умеют продавать свои сценарии, в чем главная беда фильма "Форма воды", и почему Роберт Макки не любит рассказывать о своих любимых фильмах и не признает тренды.
Игнорировать тренды, учить вечному
 
То, чем я занимаюсь, не имеет никакого отношения к состоянию киноиндустрии. Я стремлюсь к тому, чтобы обучать людей вечным формам. Я не просто избегаю разговоров о трендах, но и полностью их игнорирую. Потому что я знаю, что если я буду говорить своим ученикам, чтобы они копировали то, что имеет успех сейчас, они будут отставать лет на десять. Все то, что мы видим сейчас реализованным, началось очень давно. Просто представьте: сначала сценаристу приходит какая-то идея, затем в течение, например, года он пишет сценарий, потом он его продает, потом фильм получает финансирование, начинается кастинг, продакшн и тд. 10-летний период – это то время, которое отделяет идею от того, что мы видим на экране. И поэтому, если вы будете копировать то, что выходит в прокат сейчас, то вы всегда будете отставать на 10 лет, потому что именно тогда зарождались современные тренды. Именно поэтому гораздо важнее находить вдохновение где-то внутри себя, в своих проблемах, в проблемах семьи, общества. И по этой причине я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно.
 
Форма давно не удивляет, но вот содержание…
 
За последние годы меня ничего не удивило с точки зрения формы, техники. Но что меня действительно удивляет и восхищает – это содержание работ. Можно говорить о двух моментах. Во-первых, аудитория 21 века находится в очень плотной коммуникации с художником и, соответственно, наоборот. В ходе этого процесса очень сильно возросла моральная внутренняя сложность, богатство персонажей. В этом плане мы продвинулись даже сильнее, чем Ингмар Бергман или Федерико Феллини в прошлом веке. В прошлом, как правило, этические полярности раскидывались по всей структуре действующих лиц, были просто положительные персонажи и отрицательные. Разумеется, были и внутренне конфликтующие, сложные герои, например, Раскольников в «Преступлении и наказании». Но сейчас многомерность персонажей возросла в разы. В этом плане очень показателен сериал «Во все тяжкие». Главный герой сериала имеет 16 измерений, 16 внутренних противоречий, конфликтов. И это очень серьезный прорыв, это действительно потрясает, и что характерно, зритель тоже жаждет этого. Второй момент – это длительность историй. Раньше мы говорили о двух-трех часовых фильмах. Сейчас телевизионные сериалы, которые безумно популярны, - это уже 50, 75 или даже 100 часов истории. И арка этой истории охватывает годы, и это совершенно потрясающий беспрецедентный масштаб. Если взять 1000-страничный роман, то это очень серьезная книга, это большой текст, но на телевидении это всего лишь первый сезон. И таких сезонов может быть семь, восемь, десять.
 
Предпочтения американской киноакадемии – это политика
 
«Форму воды» нужно смыть в унитаз, там самое место этому фильму. Я очень часто спорю с результатами премии «Оскар». На самом деле, для меня именно номинации на «Оскар» являются показателями качества. А решение, кто получит статуэтку, – это почти всегда политика. Для Голливуда очень важен маркетинговый PR-аспект. Киноакадемики стремятся к тому, чтобы их воспринимали как некое сообщество художников, которое осознает мировые тренды, проблемы, общественные и социальные вопросы. Именно поэтому очень часто «Оскар» получает фильм, подобный той же «Форме воды», которая была снята латиноамериканским режиссером. Они стремятся показать, что чувствуют и понимают различные политические, расовые вопросы. Приветствуется нужная доза политкорректности к гендерным вопросам и тд. В какой-то мере это очень политическая повестка дня.
 
Женщины-сценаристы талантливее мужчин
 
Много лет назад я вел мастерскую, где пару раз в неделю ко мне приходили 8-10 сценаристов.  Там были и мужчины, и женщины. И что характерно, женщины были гораздо талантливее. Но мужчины добивались того, чтобы по их сценарию снимались фильмы. Они проявляли гораздо больше упорства, они не сдавались. В то время как женщины сдавались, боялись, предпочитали бросить карьеру и рожать детей. В конечном итоге они просто не проявляли достаточной настойчивости. И я считаю, это связано с тем, как мы воспитываем наших детей. Мы стремимся к тому, чтобы мужчины были целеустремленными, агрессивными, а девочки подчинялись и рожали детей. Ситуация сейчас меняется, и будущее для женщин-сценаристов прекрасное. У меня есть очень хорошие ученицы, которые добились успеха.


 
Ну просто бесит
 
Претенциозность. Больше всего меня раздражает претенциозность: когда люди ценят себя больше, чем они того заслуживают. Наверно, если сформулировать, что такое претенциозность, для меня это желание человека отличаться просто ради того, чтобы отличаться. Чтобы за примерами далеко не ходить, «Форма воды» бесит меня до крайней степени. Фильм, который старается отличаться, пытается быть произведением искусства, но даже в малой степени им не является. Там как бы все компоненты есть – сексуальность какая-то, претензия на глубину, но нет. И еще раз нет.
 
Не имею любимчиков
 
Я стараюсь не мыслить в таких категориях, как «любимый фильм», «лучший сценарист». Когда я называю имена, вы начинаете судить меня на основании этих ответов. Я не хочу попадать в какую-то категорию. Один из сериалов, который я сейчас смотрю с огромным наслаждением, это «Диета из Санта-Клариты». Это невероятно смешной сериал про женщину-каннибала. И я не хочу, чтобы меня судили на основании того, что мне нравится совершенно глупая развеселая комедия. Поэтому у меня нет любимчиков, у меня нет списков, но при этом для журналистов могу сказать, что мне очень понравился российский фильм «Левиафан». Это лучший фильм, который я посмотрел за последний год. Это невероятная мощь. После просмотра было ощущение, что меня с огромной силой ударили в живот. Очень серьезное кино.



Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Я есть Грут
    24.05.2018 02:11 Я есть Грут
    Понтов действительно полно.
    И большинство из них - фуфло.
    Грамотный дед, хоть и оттуда.
    Мозгов в нём точно на два пуда.
Статьи по теме
Классный журнал