Честное пионерское
"Со вторым романом я билась очень долго"
22 марта 2018 19:17
В гостях у Литклуба "Русского пионера" на этой неделе была лауреат литературной премии "Большая книга", автор романа "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхина. Совсем скоро, в мае этого года, выйдет вторая книга Гузель Яхиной - "Дети мои", посвященная жизни немцев в Поволжье с 1918 года до Великой Отечественной войны. Гузель рассказала участникам Литклуба, как непросто шла работа над второй книгой, почему прием, придуманный для одного романа, не работает для другой истории, и сколько попыток нужно автору, чтобы создать настоящего литературного героя. Публикуем фрагмент беседы.
Роман «Зулейха открывает глаза» появился из сценария, который стал своеобразным планом будущей книги. Но тот же прием не сработал при написании второго романа. Гузель Яхина рассказала участникам Литклуба «Русского пионера», почему для каждой истории нужен свой подход.
Я не буду скрывать: конечно, я думала, что рецепт, который я использовала для написания первого романа, будет применим и ко второй книге. Тем более, что в первом случае это получилось удачно. Поэтому я начала «выращивать» свой второй роман тоже из сценария.
Вторая книга «Дети мои» посвящена теме - немцы в Поволжье. Точнее, это объект описания, тема гораздо шире, но предмет описания – это жизнь немецкой коммуны, которая образовалась на Поволжье в 1918-ом году и существовала до вступления СССР во Вторую мировую войну. У меня был написан очень большой, на три часа экранного времени, сценарий на эту тему. Но в итоге из этого сценария в роман не вошло ничего. У меня было несколько сценарных попыток, где я пробовала зайти с других сторон, с другими героями. Но не получилось. Вообще, со вторым романом я билась очень долго. Помимо сценарных заходов, которые, к сожалению, ни к чему не привели, были заходы литературные, которые также оказались тупиковыми. И только достаточно долго побившись головой о стену, я в итоге нашла совершенно литературное решение, которое в итоге и позволило написать книгу.
Как я сказала, во втором случае идея со сценарием не получилась. Более того – я поняла, что это вредно. Тот рецепт, который найден для одной книги, нельзя взять и механически использовать для другой, невозможно по одному и тому же трафарету взять и написать второй роман. Это я поняла на собственном опыте. Мир каждого романа в идеале должен быть уникальным. И тот способ, которым вы его пишете, он тоже должен быть придуман именно для этого романа. И тот язык, которым вы его пишете, тоже должен быть особенным. Поэтому вторая книга абсолютно другая. В процессе моих мучений и исканий я понимала, что в итоге получается та же самая «Зулейха», и только после неудачных попыток я поняла, что надо делать все по-другому. И поэтому я сделала литературный текст. Второй роман к кино имеет очень мало отношения. Мне кажется, эту историю вообще невозможно рассказать языком кино.
Гузель Яхина (фото предоставлено агентством Elkost)
Участников Литклуба интересовало, что в работе автора первично – идея, тема или герой? Гузель Яхина поделилась своим опытом.
Надо, чтобы совпали две вещи. Должна быть психологическая тема, которая вытекает из того героя, о котором вам хочется рассказать. И должен быть некий предмет описания, интересный автору, - то есть то, что вы будете конкретно описывать. В случае с «Зулейхой», например, это был, с одной стороны, образ крестьянки – забитой, не понимающей, в какой большой стране она живет, образ деревенской женщины, которая, когда видит огромную карту СССР, совершенно немеет от восторга и страха. И с другой стороны, - это тема раскулачивания. Когда сливается интересный тебе герой, которого ты чувствуешь, и тема, которая тебе интересна, на стыке рождается история.
В случае со вторым романом было также: есть тема, с которой я определилась сразу, - это немцы в Поволжье. И мне был нужен главный герой, которого, правда, пришлось поискать. Немцы в Поволжье – это просто гигантская тема, это космос. Если туда погружаться, то это можно делать бесконечно. Тем более, что это вообще другой язык, другая культура, которую можно сравнить с камушком, вставленным в оправу. Эту культуру принесли люди из другой страны и как бы вставили ее в Поволжье, где эта культура обособленно жила, развивалась внутри себя, перемешивалась сама с собой. Если тема была понятна, то героя я очень долго искала. Изначально я хотела делать историю про татарского мальчика, который попадает в семью немцев Поволжья. На этой идее был основан сценарий, о котором я упоминала. Но, как я сказала, это очень «пахло» «Зулейхой». Потом я стала думать, что, может быть, стоит сделать историю девочки, живущей в немецкой семье, куда попадает татарский мальчик, и глазами девочки посмотреть на этого татарского мальчика, на все, что происходит вокруг, на то, как она вырастает. Это был второй большой заход, который тоже в итоге ни к чему не привел. И в конце концов я написала историю глазами отца детей, который их воспитывает. В центре – его жизнь, а дети вообще появляются только ближе к середине истории. Главный герой – классический «маленький человек» в русской литературе, но он немец. И он сам по себе вроде бы вообще никто, такой мышонок, за которым однако стоит великая немецкая литература и большая культура. И когда он становится частью этой культуры, он вдруг преображается, он начинает расцветать. Этот герой мне был интересен. И он сошелся с темой «немцы в Поволжье». На этом стыке и появился роман.
- Все статьи автора Читать все
2
3028
Оставить комментарий
Комментарии (2)
- Классный журнал
-
-
9.12.24№ 124О доброте и пользе 320
-
6.12.24№ 124Дядя Сереж, прости 1093 2
-
5.12.24№ 124Мы строили, строили и наконец построили 491 2
-
4.12.24№ 124Добротень 632
-
2.12.24№ 123Обманный фонд 697 2
-
Только лишь с чистого листа.
Подход к проблеме эксклюзивный.
И результат, бесспорно, дивный.