Честное пионерское

Исчадие псевдонима

30 марта 2017 11:46
Журнал "Русский пионер", как известно, выпустил все книги Натана Дубовицкого ("Околоноля", "Машинка и Велик", "Дядя Ваня"). Именно наш журнал открыл этого автора читателям. И вот недавно появляется информация, что некий Натан Васильевич Дубовицкий на ресурсе "самиздата" опубликовал книгу "Ультранормальность". Сразу возникает вопрос, почему ему потребовался "самиздат", если его книгу готовы напечатать все крупные российские издательства. Но достаточно прочитать оглавление, чтобы понять, что реальный Натан Дубовицкий не имеет к этому сочинению никакого отношения. Наш постоянный колумнист Виктор Ерофеев объясняет, почему.
 
Псевдоним — опасная игра. Фактически запрещенный прием, если говорить о его непредсказуемых последствиях. Мог ли дворянин-волжанин Владимир Ульянов под своей собственной фамилией состряпать кровавую котлету русской революции? А вот припрятавшись не за Ульяной, а за Леной, став Лениным — он пошел на всё, ему всё стало позволено. Псевдоним от манерной мистификации может довести до литературного террора.
 
Но я рассматриваю сейчас случай, скорее, не столько в стиле хоррор, сколько — литературного конокрадства.
 
Многие до какого-то срока ломали голову над авторством романа «Околоноля». Во всяком случае, было от чего поломать голову. Вопреки законам российской Истории тот, кто занимается политикой, оказался способным написать роман, заслуживший театральной постановки и многочисленных отзывов. Я тоже откликнулся на это необычное в наших краях явление.
Возможно, это была тонко проведенная беседа о том, что иной власти, кроме как сегодняшней, кремлевской, в России невозможно представить, и потому роман мог прочитываться и как ее оправдание. Там были вложены реальные личностные эмоции и очевидное литературное дарование. Там были, если всмотреться, и намеки на будущие возможности народу и власти прогуляться под ручку. Правда, тогда еще не было козырного повода. Потом он обрисовался: в форме полуострова.
 
В Истории мы находим волны самозванства в смутные времена. Является ли неожиданное раздвоение Дубовицкого (о чем и пойдет здесь речь) символом смутного времени в нашей словесности? Ведь это редкий случай, когда успешный псевдоним крадут и занимаются литературным самозванством. Но вот мы встречаемся с таким раритетом. Вышла книга «Ультранормальность». На обложке автором значится Н.В. Дубовицкий. Не просто Натан, но еще и с инициалом отчества, в котором тоже свой намек.
 
С коммерческой точки зрения это неплохо продуманная акция. Голова читателя запудривается предисловием, из которого самозванец должен выйти истинным, а не придуманным Дубовицким. К коммерческой составляющей книги добавляется и ее залихватский жанр криминальной футурологии. Действие происходит в политически осмысленном 2024 году, когда некий Дракон должен выйти в отставку после своего президентского правления длиной в четверть века.
 
Неизвестный автор-самозванец взялся приколоться, но как у него с литературными данными? Он представляется мне игривым смутьяном, блогером-хохмачом, решившим скрестить металлургию (будущая профессия героя) с филологией, но забуксовавшим в бурном потоке собственных мыслей и слов.
 
Владимир Набоков, начиная с первого романа, любил выводить в своих книгах фигуру смачного пошляка, который перевирает слова, считая, что занимается словотворчеством. Достаточно перечислить названия глав, где многое похоже на радостный бред, чтобы убедиться: набоковский пошляк — ребенок по сравнению с автором «Ультранормальности». Судите сами:
 
ГЛАВА А. ВЗУВАЖЕНИЕ
ГЛАВА Б. ПАРТИЙНОСТЬ БЫТИЯ
ГЛАВА В. ПРОБЕЗДНЕНИЕ
ГЛАВА Г. НЕВОРОБЕИСТОСТЬ
ГЛАВА Д. РАССОЦИАЛИЗАЦИЯ
ГЛАВА Е. СЕРЕНДЕНЬ
ГЛАВА Ж. ПЕРЕЛИЧИЕ УЧАСТНИКОВ
ГЛАВА З. ПРИСТУП НЕПЕРЕСКАЗИЛЬНОСТИ
ГЛАВА И. ВЫДОМАШНИВАНИЕ
ГЛАВА К. ДЕСЕМИОЗИС
ГЛАВА Л. КОНФЛЮКТУАЦИЯ
ГЛАВА М. ПЕРЕГРОМ
ГЛАВА XIII. ДРАКОН И ЗОЛОТО
 
Ну здорово! Прямо исчадие словотворчества, исходящее из исчадия псевдонима. Если после этого все-таки вопреки всему захочется пролистать книгу, то приготовьтесь к новым словесным деформациям, а также к доморощенной футурологии. Автор столь беспомощен в прорабатывании будущих реалий, что его беспомощность кажется вполне нарочитой.
 
Возможно, главным мотором книги является речь таинственного незнакомца о связи слов и реальности, звучащая, как смутное эхо философии имени. Нет слова — нет реальности. А дальше, как следствие этой давно уже разработанной мысли, сопровожденной набором причудливых и придурочных примеров, рождается тема смерти. В водовороте авторских слов гибнут мать героя и отец героини. Ну и пора заняться расследованием…
 
Ясно, что у нас родился новый псевдо-Дубовицкий, юркий коммерческий проект, который взял у оригинального Дубовицкого только одно: успешный шахматный ход псевдонимом. Жаль, что идея литературного конокрадства нашла не слишком хорошего скакуна. Но литература все стерпит. Даже то, что к ней не обязательно должно иметь прямое отношение.
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (3)

  • Тимофей Ш.
    30.03.2017 12:44 Тимофей Ш.
    Недели не прошло как вы изучили общественную реакцию и по итогам оного на планерке постановили, что роман писал все-таки не Сурков. Понятно почему он у вас печататься не захотел)
  • Сергей Кашеедов Писать о литературном произведении, которое не читали, придираясь к оглавлению (которое, кстати, вызывает интерес), это, конечно, достойно литературного журнала. Господа, это гребаное днище! Чем вы в таком случае отличаетесь от полудурка Чеснакова, который первую страницу прочёл и давай везде рассказывать в духе "Не читал, но осуждаю", прицепившись к фамилии автора. Какая разница, Сурков это написал или Чадаев, если никто не взял ответственность за теракт, это ещё не значит, что теракт ни о чем(((
  • Сергей Демидов
    6.04.2017 22:40 Сергей Демидов
    Наш журнал открыл Натана....
    А может все было по другому...
    В начале создали РУССКИЙ ПИОНЕР под Натана, а затем уже созданному журналу подвели автора НАТАНА....
    Какой-то балбес сказал : Натан -это Сурков и олухи царя небесного до сих пор бегают с этим...
    Поменял ориентацию Натан -Сурков и решил развестись с Русским Пионером...
    Сказал до свидание и опубликовал новое произведение в другом месте, сменив немного псевдоним...

    Ультранормальность....
    Написать отклик и представить его на людское обозрение вряд ли стоило, так ОТЛИК ЕРОФЕЕВА пустое место...
    Пуст Ерофеев, как бочка из под огурцов...