Честное пионерское

Март: тема "Сеть"

01 марта 2017 10:56
Номер про Сеть мы сделали вместе с Mail.ru Group. А с кем же еще? От этого «Русский пионер» стал еще более сетевым, но не менее бумажным. А Mail.ru стал более бумажным (хотя до этого не был бумажным вообще), но не менее сетевым. И только сама Сеть не выиграла и не проиграла. Просто в результате наших общих усилий оказалась полностью разоблачена.
Владелец газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев в колонке, открывающей номер, собственно говоря, закрывает его: что в этой теме к чему, а также кто в ней кто, становится исчерпывающе ясно. Никаких амбиций, только факты.

Режиссер Марлен Хуциев сознается, что поначалу он отнесся к интернету несерьезно. Но имеет мужество признать, что Всемирная сеть оказалась и глубже, и крепче, и полезнее, чем казалась на первый взгляд. Хотя на его личных взаимоотношениях с интернетом это никак не отразилось.

Так получилось, что нашего колумниста, режиссера Юрия Грымова назначили художественным руководителем театра «Модерн». Это первая его колонка в новом статусе — и, как выяснилось, очень подходящая к теме номера: Юрий Грымов спорит со Станиславским и утверждает, что театр начинается вовсе не с вешалки. А с сайта.

Музыкант Андрей Макаревич так старался проникнуть в самую глубину, что запутался в сети и, слава богу, выкарабкался — а то бы не видеть нам последнего его альбома, напечатанного, между прочим, во всеуслышание «Русским пионером».

Певец и композитор Юрий Лоза, судя по всему, ненавидит Сеть. В крайнем случае — любит. Но совершенно точно не может без нее обойтись. И даже не пытается. Тем более что Сеть — это в конце концов единственный повод отказать в дружбе Брэду Питту.

Писатель Эдуард Лимонов начинает день с того, что включает себя в Сеть и чувствует себя ее паучком. О том, какие паучки в ней имеют для него смысл, кроме него, паучка, — его колонка. Но главное: Леха или не Леха?

Писатель Евгений Водолазкин лицом к лицу сталкивается с «Одиночеством в Сети» и пытается понять, почему у сегодняшней интернет- словесности появились отчетливые черты Средневековья. И, похоже, понимает.

Режиссер, сценарист и продюсер Анна Меликян утверждает, что Сеть — это главный поисковик любви. Не голословно утверждает, а берет в свидетели фейсбук, свой аккаунт. И трудно не согласиться с автором, у которого есть такие истории.

Сергей Васильев, глава инвестиционной группы «Русские фонды», вспоминает, каким был интернет 90-х, и рассказывает об идее, вдохновившей его вложить деньги в Рамблер. Сергей Васильев написал уже две книги. Возможно, эта колонка в «РП» даст представление читателям, о чем будет третья книга, которую он сейчас пишет.

Один из немногих гуру компьютерных игр Сергей Орловский волнуется насчет того, что ждет нашу цивилизацию через 20 лет. Впрочем, он-то знает, что может быть все что угодно, кроме одного: компьютерные игры уцелеют в шабаше «цифры». И хотя роботы оставят без работы одну половину человечества, он, Сергей Орловский, войдет, это ясно, в другую.

Заместитель генерального директора Mail.ru Дмитрий Сергеев пытается отгадать главную загадку интернета, пишет себе письма в 2014 год и раскладывает все по пунктам. Приятно иметь дело с системным человеком. Если бы еще эти письма не рвал и не выбрасывал... 

Библеист, публицист и писатель Андрей Десницкий напоминает, что убедительнее всех появление Всемирной сети обосновал академик А.Д. Сахаров — и он же увидел главную ловушку Сети. Попались ли мы в нее или есть в интернете ловушки и пострашнее?

Телеведущая Ольга Бузова временами стоит одна против диванной партии в Сети и будет стоять, сколько сможет. А что ей остается: ведь она — номер 1 в этой Сети. По количеству подписчиков, разумеется.

Чтобы найти настоящего пионера-героя, корреспонденты «РП» отправляются иной раз за тридевять земель. Но сегодня ситуация уникальная: пионер-герой сам вызвал Александра Рохлина. Правда, вызов Александр принял, когда был таксистом, а не корреспондентом «РП». Хотя корреспондент «РП» всегда готов к встрече с настоящим героем. Даже когда за рулем такси.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский проехал в начале XX века по России и запечатлел страну на фото в цвете. Спустя сто с лишним лет учитель московской «Романовской школы» Василий Дрючин создал единственный в России музей, посвященный пионеру русской цветной фотографии. Корреспондент «РП» Елена Жихарева знакомит читателей с учителем и его учениками.

Эта рубрика — как помнит читатель — создана для того, чтобы улучшать и подправлять историю. Чтобы в истории было меньше катастроф и бед, чтобы добро побеждало, а зло было наказано. Но ведущий рубрики Николай Фохт наводит порядок не только в реальной истории, но и в вымышленной — хотя попробуй отличить правду от вымысла в «Королеве Марго» Дюма.

Предъявляя главную тему этого номера — «Сеть», — Игорь Мартынов предоставит слово тем, кто предугадал и по мере сил вообразил глобальную сеть задолго до ее рождения. Русские писатели, фантасты, ученые. Русские корни того, что выросло в интернет.

Бессменный ведущий уроков мужества «РП» Николай Фохт вспоминает прошлое, когда Сеть только зарождалась. И обнаруживает, что в настоящем у Сети есть противник, который не видит ее будущего. Пришло время мужественных поступков.

В No 66 композитор Александр Журбин впервые выступил на страницах «РП» в жанре путевой прозы и убедил читателей, что не боится обвинений в верхоглядстве. И признался, что находит в этом творческие ресурсы. Сегодня в «Уроке географии» — продолжение творческого отчета Александра Журбина о своих путешествиях. Значит, ресурс не исчерпан.

Когда заходит речь про искусство интернета, или искусство в интернете, то в первых рядах сетевых художников просматривается Алексей Владимирович Куделин, он же — Вася Ложкин. Да и не было бы, верно, такого художника без интернета. Да он и сам не скрывает, как стал художником: «Я нигде этому не учился и рисовать не умею. Просто в 1996-м нашел на помойке рулон ватмана и стал рисовать на нем гуашью пытки и поножовщину. Затем в 2000 году я сделал несколько картин на холсте маслом и стал заниматься оформлением спектаклей в театре подмосковного города Солнечногорска, где я живу. А когда появился интернет, то по совету жены завел себе “ЖЖ” и разместил какую-то картинку. Люди стали писать: “Круто!”, “Давай еще!”». Много набралось уже картинок. И на выставки, и на галереи хватает. А главное — на экспозицию в «Русском пионере».

О том, как витиевато и непредсказуемо плетутся сети, когда в процессе плетения участвуют муж, жена и некий Порфирий Петрович, узнают читатели из рассказа Виктора Ерофеева, открывшего, таким образом, еще одно прочтение главной темы этого номера.

Сеть может далеко завести. Может женщину Груню превратить в мужчину Александра. Что может быть хуже? Хуже может быть то, что в Александра влюбится реальный маркетолог Ольга. А потом они подружатся, в реале, Груня и Ольга. В общем, в колонке дизайнера Оксаны Бутман все сложно.

Музыкант Алена Свиридова видит в сети конкретный символ несвободы и погибели — и в рыболовецкой, и в сетке-авоське своего детства, этой мини-тюрьме для двух бутылок молока. А что же Всемирная сеть? И про нее найдутся у Алены свои суждения. Сознательно спорные — потому что неравнодушные.

Художник и писатель Андрей Бильжо исследует историю любви Кротова и Барсуковой. Началась она в Сети, продолжилась в постели. А после снова ушла в Сеть, да там и осталась. А номер «Русского пионера» как был по-настоящему и в высоком смысле этого слова бумажным, так и будет. И в этом Андрей Бильжо тоже отдает себе отчет.

Артистка театра «Современник» Дарья Белоусова в своей колонке выводит такую формулу Сети, которая может вывести нас из нее. Но в итоге читатель понимает, что пишет она формулу любви, которая ведет, как всегда, к необъяснимому.

Вместе с автором колонки Екатериной Истоминой читателю предстоит пережить культурный, а точнее сказать, информационный шок. Причем не где-нибудь, а во Франции, где, казалось бы, с сетями интернета полный порядок. Казалось бы.

Поэт Наталья Резник живет в США и работает там программистом. Наталья пишет короткие и длинные стихи. «Поехать согласилась только крыша» и «Гиппопотам — как много в этом звуке» — ее. В своей колонке про судьбу сетевого поэта Наталья соглашается с выводом, что ничего просить не надо, что сами предложат и дадут. Она права: мы сами ее нашли и сами попросили написать в «РП».

Иному было бы трудно перекинуть мостик от апостола Петра к проститутке Машке. Поэт и актриса Ольга Аничкова сделала это изящно, прошла аки по суху: сеть рыбака Симона — Машкины колготки в сеточку. И нет в этой ассоциации ничего вызывающего. Потому что кто не без греха, да и любая сеть красива... А уж от ажурных колготок к  малоизвестной актрисе переход вообще не вызывает вопросов.

Истории писателя Сергея Петрова всегда, с одной стороны, парадоксальны, с другой — невероятно логичны. Петелька — крючок, улика — обвинение, слово — дело. Поэтому, когда Сергей благодарит Иосифа Сталина за свой счастливый интернет, это только на первый взгляд неожиданно. Логично, там все логично.

Наш главный автопилот Ф1 Даниил Квят совершает в своей колонке умопомрачительный по смелости камингаут: его бабушка с дедушкой, которые живут в Уфе, разбираются в интернете лучше, чем он. И еще: бумажная карта лучше, чем навигатор. А в телефоне у него нет ни одной игры. Вот так мудрость настигает некоторых в самом расцвете лет.

Победительница телепроекта «Пацанки» Юлия Ковалева в сложной и, не побоимся этого слова, поэтической форме описывает мир нулей и единиц и постигает условность, которая стала синонимом единства.

Звезда сериала «Универ» Алексей Гаврилов утверждает, что его зовут Красный Змей ГА, в честь древнеиндийского бога Ганеша. И признается, что он — или его лирический герой? — заплутал в сетях где-то между Землей и Венерой. Читателю предстоит узнать, сможет ли Змей выпутаться.

Ведущая алкогольной рубрики «РП» Вита Буйвид объявляет, что готова преподать читателям курс сетевой безопасности. Поскольку ведение рубрики вынуждает Виту так или иначе, но регулярно тестировать алкогольные напитки, то она не понаслышке знает, какие опасности подстерегают нетрезвого человека, выходящего в Сеть. От некоторых можно уберечься. Но это смотря сколько выпить.

Гастронавт-любитель, повар-энтузиаст «РП» Николай Фохт в своей рубрике представляет блюда экзотические. А порой такие, которые знакомы со школьных, со студенческих времен. Но готовит их с новым смыслом. И с новым вкусом.

С редактора сайта журнала «Русский пионер» Елены Жихаревой мы начинаем новую рубрику: «Начальная школа». Вот вам первые стихи, которые написала в своей жизни Елена Жихарева. Ну и что, что последние. Может, и хорошо, что последние. И даже скорее всего. Но ведь сохранила, сберегла то, с чего, можно сказать, начинала. Бережно к этому относимся и мы: то есть печатаем. И дальше будем печатать то, с чего начинали другие, такие же успешные люди: и стихи, и прозу. Ведь с чего-то же начинал каждый из нас. И многие сберегли это, случайно или сознательно. Несите нам. Нам это нужно.

Месяц назад начал свою работу очередной, уже третий по счету Литературный клуб «Русского пионера». Этот хорош тем, что им заведует писатель Александр Кабаков. Членам клуба повезло, конечно. И кажется, это то немногое, что им не надо объяснять. Мы публикуем фрагменты учебных работ членов клуба именно сегодня, чтобы через пару месяцев опубликовать новые фрагменты и чтобы стало ясно, что было и что стало. И при чем тут был Александр Кабаков.
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал