Честное пионерское
Мечтоносец
12 мая 2016 16:30
В МХТ им. Чехова в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера нового спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечта сбывается». История о вечных и простых человеческих ценностях - браке, любви, семье, рассказанная современным языком в стиле голливудского фильма. Мятущийся редактор ruspioner.ru Елена Жихарева весь спектакль не знала, кому верить и кого слушать. Так есть любовь или нет?
Жестоко. Жестоко поступил с нами Иван Вырыпаев. Написал манифест своему опыту, прошел какие-то невидимые рубежи, облек в слова годы бессонных ночей, беззвездного неба, часы разговоров и внутренних монологов. Да что там часы — недели, годы, вечность.
Какие три самых жестоких вопроса может задать себе человек и потратить всю жизнь — свою и жизнь других людей — чтобы найти ответ? И Иван Вырыпаев их безжалостно задает, а режиссер Виктор Рыжаков ищет ответы.
Первый вопрос - в чем смысл жизни? «Мечты — это работа, которую мы обязаны выполнить хорошо». Это призвание, иначе говоря. И каждый ищет его, а в душе свербит. И когда находишь ответ, еще тяжелее побороть сомнения. Ведь нашел же.
Второй вопрос — что такое любовь? Задать такой вопрос обществу, которое «чекинится», «постится» (ударение на первый слог) и общается или интернет-словечками, или рэпом, - это мазохизм. Наркотики и буддизм не дают ответов. Главному герою Дэвиду (Филипп Янковский) приходится вести диалоги со своей умершей женой Мэрил (Светлана Иванова-Сергеева). Мы продираемся весь спектакль через слова, которые описывают понятия и чувства, которые описать нельзя. А в конце получаем финал, который дает сразу два ответа. То есть опять ответа нет.
Главный монолог произносит Элизабет, которая по просьбе еще живой, но уже умирающей жены Мэрил должна помочь Дэвиду пережить смерть жены и понять, что все 15 лет, что он ее любил, он ее, оказывается, и не любил. Ведь если любишь, говорит Элизабет, то не страдаешь, даже если объект любви уходит: он нас бросает, умирает, исчезает — не важно. Когда любишь, сам превращаешься в любовь. Любишь всех и каждого, каждую травинку и былинку, Вселенную, космос. Вот такой диалог. А Дэвид стоит и слушает. И можно очень долго говорить — страстно, увлеченно, выстраданно — говорить эти правильные, более высшего порядка вещи, но человека это не может сделать счастливым. Или может?
Дэвид возвращается к жизни, меняет растянутые джинсы на костюм-тройку и вновь может улыбаться и не заламывать каждые пять минут руки. Но все это произошло не потому, что он полюбил весь мир, а потому что влюбился в Элизабет.
Земная любовь — это и счастье, и проклятье. Но успокоить душу, пусть хоть на какое-то мгновение, примирить ее с действительностью может только поцелуй любимого человека. Это во стократ сильнее, чем все рассуждения о том, что для любви не нужен объект любви. Надо просто любить весь мир и самому стать любовью. Но Дэвид говорит, и многие с ним согласятся, что весь мир полюбить гораздо проще, чем одного конкретного человека. А мысль, что надо отпустить свою любовь, чтобы ее обрести. Что значит эта фраза? Как ее прочувствовать самым обычным человеческим сердцем и не сойти с ума?
Возможно, финал вообще не об этом. И поцелуй с умершей женой, который стал вдруг возможен, - это освобождение, исцеление. И Дэвид, наконец, понял, что хотела ему объяснить Элизабет в своем монологе. И он достиг высшего понимания любви.
А вообще, давайте признаемся друг другу, что высшего понимания любви, гармонии, спокойствия человек может достичь только в одиночку. Женщина тут будет только мешать мужчине, а мужчина — женщине. И с чего мы взяли, что любовь должна приносить счастье? Может быть, любовь — это страдание. И тогда все встает на свои места. С чего мы взяли, что это гармония, спокойствие, радость и счастье? А если любовь — это испытание, боль — хотим ли мы любить в таком случае? Любовь — это потеря гармонии, потому что это выход за рамки обычного состояния человека. Во всяком случае на земле у нас так.
Наверно, зрителям не очень приятно узнавать себя в героях этой пьесы. А герои тут на любой вкус: и супермен, и женщина-кошка, и ковбой, и Чарли Чаплин, и большой плюшевый медведь. Их гимном стала песня «Гребаные обстоятельства» - музыкальный номер. Мы изменяем, обманываем, насмехаемся, предаем, а потом разводим руками и говорим: «Так уж вышло. Обстоятельства сильнее меня». Эта песня должна стоять на рингтоне у каждого.
А какой третий вопрос? Вопросов было обещано три. А третий вопрос: что происходит с человеком после смерти? Смертей в спектакле целых две: вторая — друга Дэвида Фрэнка (Виталий Кищенко), который изменял жене (Ирина Пегова) с Бэтти (Паулина Андреева) и был отравлен женой. Ответ на третий вопрос в пьесе лишь намечается, его еще только предстоит узнать. Нам всем. Занавес.
- Все статьи автора Читать все
-
-
13.02.2020Колея желаний 0
-
08.10.2019Учитались в дым 1
-
12.09.2019Зачестили 1
-
31.08.2019Махнула за границу 0
-
29.07.2019Завелись не на шутку 1
-
05.06.2019Прошагали 1
-
11.05.2019Зюдфридхоф. Могила 93-2043 0
-
05.02.2019Пришли и дали волю 0
-
27.01.2019Крестословица 0
-
30.11.2018Крестословица 0
-
30.10.2018Крестословица 0
-
10.10.2018Пенсионерия 0
-
1
8475
Оставить комментарий
Комментарии (1)
- Остальные темы
-
Посмотреть все
- Классный журнал
-
-
9.12.24№ 124О доброте и пользе 315
-
6.12.24№ 124Дядя Сереж, прости 1090 2
-
5.12.24№ 124Мы строили, строили и наконец построили 490 2
-
4.12.24№ 124Добротень 630
-
2.12.24№ 123Обманный фонд 696 2
-
Я без доли сарказма и без претензий, рецензия превосходная, и спектакль, скорее всего, неплохой. Просто вот такая мысль пришла при прочтении.