Честное пионерское

Нет слов

24 марта 2015 13:20
В Театре им. Ермоловой с успехом идет премьера сезона - спектакль "Ревизор". Это уже вторая постановка без слов Сергея Землянского. Режиссер рассказал ruspioner.ru, как драматическим актерам удалось обойтись на сцене без гоголевского текста, и почему зрителям не обязательно услышать знакомую со школы фразу "К вам едет ревизор", чтобы понять пьесу классика.
Безусловно, это было непросто — поставить «Ревизора» без слов. Идея принадлежала художественному руководителю Театра им. Ермоловой Олегу Меньшикову. Мне стало любопытно и интересно, возможно ли это в принципе. Как выяснилось, это возможно, несмотря на то, что юмор в движении передать сложно. Была опасность добиться юмора ради юмора. Но тут на помощь пришел текст Гоголя, который хоть и остался за кадром, незримо присутствовал в каждом движении актеров. Это великая классика, которая актуальна до сих пор. В тексте заложены коды, которые легли в основу спектакля, при этом мы не хотели осовременивать пьесу. Задача была бессловесно выявить суть общества, главного героя - Хлестакова, отношения людей к тому или иному персонажу, характеру, ситуации. 
 
Для меня Хлестаков — хамелеон. Сегодня очень много таких хлестаковых в нашей современной жизни, которым удается быть на плаву. Люди очень легко им верят, рисуют себе образ несуществующего человека. В этом плане образ Хлестакова как нельзя кстати нам сегодняшним. Притвориться можно кем угодно, быть абсолютно глупым человеком, но ситуация может сложиться таким образом, что такой человек будет на гребне волны, и все будут его уважать и прислушиваться к нему. 

 
Мы искали в движении и пластике характер Хлестакова, использовали разные подходы. Нет текста, но есть артист, команда, музыка, костюмы, декорации и реквизит. Чтобы зрителям было понятно, что и кто, мы придумали с художником такую деталь у Хлестакова, как перчатки. В начале спектакля он одну как бы теряет, и чуждый этой местности предмет является уликой, вещдоком для того, чтобы городничий и чиновники приняли его за какого-то важного человека. 
 
Очень большую роль играет музыкальный ряд. Зритель воспринимает спектакль не только визуально, но и на слух. И если нет привычного для драматического театра текста, то должен быть сильный звукоряд. С композитором Павлом Акимкиным мы сделали уже шесть спектаклей. Каждый раз Паша не устает меня удивлять. Работать над «Демоном» Лермонтова, который тоже был без слов, было проще в том плане, что там полностью придуманный мир, и выражение чувств и мыслей с помощью пластики было в характере той драматургии. В «Ревизоре» же мы уделили много внимания визуальной характеристике персонажей, костюмам, гриму и декорациям, которые помогают провести героев через разные обстоятельства. По нашей задумке двери все время передвигаются и могут открывать любые комнаты и помещения гоголевского текста. Было интересно ставить классическую пьесу в традиционных театральных формах, но при этом без текста, что, возможно, помогло избежать некоторых штампов, потому что текст все-таки уже давно растащен на цитаты.
 
 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Николай Мирошниченко Уважаемый Сергей, Вы хорошо пишете. Особенно мне понравились Ваши меткие и точные обобщения. Но лучше бы Олегу Меньшикову, который, кстати, мне очень нравится как актёр, на этой бессловесной хореографии остановиться. Жалко мне русских классиков, да и нравятся они мне побольше, чем сам Олег в роли театрального реформатора в погоне за оригинальностью! Потому, что это уже самое настоящее вредительство русской литературе да и самому театру Ермоловой.
    -
    С пожеланиями Вам дальнейших удач