Честное пионерское

Нарисованный Крым

28 октября 2014 14:54
В Крыму завершился пленэр объединения "Новые передвижники". Вернувшись в мастерские, художники напишут картины, которые будут показаны на специальной выставке в Москве в конце года. Редакция ruspioner.ru узнала у "нового передвижника" Станислава Брусилова, почему Крым всегда был Меккой для русских живописцев, какого цвета Феодосия и Коктебель и как нарисовать Крым, чтобы зритель забыл, кому он принадлежит.
На крымском пленэре
 
Для меня Крым — родное место, я бывал здесь много-много раз, в основном, на побережье, но работал и в Судаке, и в Новом Свете. На прошедшем пленэре я работал в горных местностях. Когда есть машина, можно пописать горные мотивы, которых художники довольно редко касаются, потому что живут на побережье и пишут в основном морские пейзажи, то есть марину. Задача была - набрать материал, на основе которого будут сделаны работы для московской выставки в декабре.
 
Для художников Крым всегда был своеобразной Меккой: Коровин, Поленов, Константин Васильев написали здесь одни из лучших своих работ. В советское время на крымское побережье съезжались живописцы из самых разных уголков СССР, была организована творческая дача в Гурзуфе. И даже когда Крым был в составе Украины, русские художники очень часто работали там. Да никто и не задумывался — русский Крым или украинский. 
 
Я сделал много маленьких работ, потому что часто на натуре идет только подготовительная работа, как делали художники испокон веков, и передвижники в том числе, а уже в мастерской, в Москве, спокойно, обложившись материалами, рисунками и этюдами будут делать большие вещи. 

Крым не спутаешь с Сочи
 
Конечно, Крым узнаваем по многим вещам. Медведь-Гора, Гурзуф, Коктебель, Феодосия - везде свой колорит. Феодосия, Коктебель – более пустынные, более разноцветные выходящие скалы, Гурзуф - более уютный с бухточкой, где дача Коровина. В Судаке есть Генуэзская крепость, мотивы и темы, которые могут быть интересны художнику. У Балаклавы свой особый колорит, то есть Крым тем и интересен, что там очень разнообразная природа, морские виды, и, переезжая с места на место по небольшому побережью, можно написать кардинально разные вещи - от скалистых берегов, выходящих в море, до полупустынных, так сказать, сопок. Крым уникален, поэтому и манит художников.

В один год человек нацелился на морские пейзажи: море без ничего – пожалуйста, любое, разнообразное море и по колориту, и по состоянию. Если прошел шторм – оно стало желтым, желто-зеленым, подняв со дна какую-то взвесь. Немножко улеглось – и уже становится голубоватым, а на закате, так как солнце садится как бы в море, вода совершенно сумасшедшего цвета.
 
Море абсолютно разное, поэтому Айвазовский и писал его, будучи жителем Крыма, и писал море в таких разнообразных видах и сочетаниях, что стал законодателем жанра морского пейзажа во всем мире, хотя, собственно, все это – Черное море. Есть у него, конечно, мотивы Италии, но, в основном, у него на полотнах родное Черное море.
 
 Цвета Крыма
 
Если не брать в расчет море, то Крым желтовато-серебристый, потому что все-таки скалистый. Много растительности, но скалы выходят везде в море, поэтому запоминается желтоватый цвет песчаника с какими-то серебристыми вкраплениям. Крым не такой яркий, как, например, тихоокеанское побережье, которое писал Гоген, где цвета просто фантастические, как с другой планеты. Крым более мягкий, более нежный по цвету, он не такой открытый и кричащий, но в этом его прелесть, своеобразный крымский колорит, как есть, например, колорит русского севера.  
 
Как нарисовать Крым, чтобы он был не русским, и не украинским
 
Художник, который любит свое дело, должен быть вне политики и вне политических отношений. Если он будет смотреть через призму политики на свою работу, наверное, это будет неправильно. Хотя, конечно, я рад за крымчан, которые хотели жить в России, и теперь их мечта сбылась. 
 
У меня масса друзей среди украинских художников, с которыми я неоднократно встречался на пленэрах. Среди них нет сумасшедших, которые со слепой яростью или любовью относились бы к России. Это люди, любящие искусство, и, когда мы с ними встречаемся, мы говорим не о политике, а исключительно об искусстве, о красоте места. 
 
Я не хочу рисовать «русский Крым», я хочу передать уникальность этого края. Настоящее искусство — посещаешь ли ты Лувр или Третьяковскую галерею — это искусство, которое трогает за душу, потому что там есть искренность. Люди приходят и замирают. Я видел такое много раз в Третьяковской галерее или в Музее Айвазовского в Феодосии. Мне кажется, что задача художника сейчас относительно Крыма не вешать какие-то ярлыки на это место, а просто показать его красоту — и для украинцев, и для русских. То же касается и остального мира: как полотна Айвазовского пахнут морем, так и люди должны почувствовать, что Крым - фантастически красивое, теплое, уютное и неповторимое место. 
 
В Крыму люди так сильно любят место, где они живут, что хочется в будущем сделать серию сюжетных работ о жизни крымчан. И если зритель возле  картины хоть на мгновение забудет, кому принадлежит Крым, а просто почувствует красоту и любовь этого места, то я посчитаю свою задачу выполненной.  
 

Дыхание моря. Станислав Брусилов. 2014

 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал