Честное пионерское

"Гараж" для "местных из неотсюда"

11 июля 2014 07:26
В "Гараже" открылась выставка "Без названия (местные из неотсюда)" о судьбе Кавказа после распада СССР. Корреспондент "РП" Оксана Ткач изучила арт-воплощение национальных мифов, исторических обид и поиска родного дома на примере личных историй художников, родившихся вокруг Кавказских гор.
  
Музей современного искусства «Гараж» в шестой раз c момента своего открытия заставит московскую публику переосмыслить пространство в рамках экспериментальной площадки Project Space. Здесь с претензией на геополитическую рефлексию открылась выставка с не вполне определенным названием, зато с определенным посылом: «Без названия…(местные из неотсюда)». Эти самые «местные из неотсюда», так скромно и сиротливо помещенные в скобочки, стали участниками экспозиции и попытались художественно поразмышлять над местом Кавказа в мире после распада СССР и над своим собственном местом в том пространственном вакууме, который появился в результате «самого глобального эксперимента за всю историю человечества». Так  определил  историческое событие  1991 года куратор выставки - Андрей Мизиано.

Мастера из Армении, Азербайджана, Грузии, Дагестана и Чечни, родившись при советском строе и оказавшись на обломках истории после его краха, сделали попытку восстановить свой миропорядок из хаоса разрозненных частиц и исторической пыли, как правило, пущенной в глаза образовавшимися правительствами. И эту «реконструкцию» и поиск своего «я»  помогло им осуществить только искусство. 

Лейтмотивом через все экспонаты проходит мысль, принадлежащая перу современного философа Паола Вирно и сформулированная им в книге "Грамматика множества": современное общество в силу исторических и социальных причин нигде не имеет возможности "ощущать себя дома".

Сама зкспозиция достаточно небольшая, несмотря на широту затронутой темы. Прямо напротив входа на посетителей в четыре экрана “смотрит” видеоряд: попытка одного из участников выставки – Таус Махачевой – рассказать о своем взаимоотношении с пространством и ощущением дома. В национальной дагестанской одежде – аварском платье, которое Таус сама сшила, она осуществила путешествие из пункта А в пункт Б на общественном транспорте, что и демонстрируют видеоролики. Какую именно цель преследовала автор перфоманса, мне не удалось уловить, зато неизгладимое впечатление оставил колорит национального костюма, ярко выбивающийся из привычной обстановки городского транспорта.

Стоит сказать, что тема «бездомности» очень к лицу белоснежным стенам «Гаража». Центр зала украшает еще одна работа Таус Махачевой -  «Пейзаж». Кому-то могут представиться горные  ландшафты и богатая природа Кавказа. На самом деле экспонат представляет собой арт-бокс, густо «населенный» носами, предметной чертой кавказского народа. Метафора представленного заключается в том, что  на аварском языке слово «нос» и слово «гора» идентичны. А потому современная интерпретация горного кавказского пейзажа – это груда деревянных носов.


Таус Махачева. Пейзаж, 2013 – настоящее время

Тут же в зале можно устроить «пикник на обочине»: для этого есть все необходимое - импровизированная авторами выставки обочина и видеоряд  Мусая Гайворонского, который демонстрирует «Истории на обочине». Это такой авторский поиск своего места в картинах повседневности, которые он наблюдал в течение полутора лет, и теперь представил на суд зрителей выставки. Кстати,  некая отсылка к произведениям братьев Стругацких наблюдается не только в этом экспонате, но и в серии работ Мгера Азатяна. По мнению куратора выставки,  этот творец в своих работах воплощает идею, нашедшую свое отражение в фильме “Сталкер”: он пытается синтезировать мир действительный с миром невидимым и недоступным каждому, причем упрямо доказывая при этом существование и реальность этого вымышленного пространства. В уместности такой параллели следует убедиться лично, ознакомившись со взаимодействием фотографий, сделанных Мгером, и сопровождающих их текстов - обломков фраз, подобранных автором из случайных диалогов прохожих.

Попытка изобразить двоемирие была сделана и еще одним участником выставки -  Нино Сехниашвили. В работе «Шахматы», закономерно объединяя в рамках одного поля белое и черное, она соединила рациональное и алеаторное начало, два полярных подхода к жизни. Насколько удастся распознать эту задумку, а не просто восхититься искусно выкроенной из телячьей кожи шахматной доской с бараньими хрящевыми костями вместо фигур – личный выбор каждого, осуществляемый по мере способностей и возможностей воображения. Которое пригодится и для знакомства с еще одним экспонатом этого автора: иконой со стертым ликом, олицетворяющим фотографию в паспорте – главное в современном мире изображение, позволяющее расширять горизонты и границы собственного пространства.


Баби Бадалов. Визуальная поэзия, 2013-2014. Коллаж, серия работ 365 – 390

Найти место целого народа в истории попробовал художник – Аслан Гайсумов. Своей творческой задачей он поставил анализ человеческих судеб в контексте военных конфликтов. В представленной им видеоинсталляции он показал кадры из жизни невозмутимой чеченской старушки - своей бабушки, которая пережила депортацию во время Второй мировой войны, в следствие чего потеряла всех родственников, а потом Первую чеченскую кампанию, в ходе которой разрушили ее дом.

Логичным завершением выставки является экспонат Мусая Гайворонского под названием «Выход». В этом видео автор 9 минут 6 секунд «размышляет» над обретением собственного пути в жизни каждого человека, который с рождения вынужден, точно слепой в пустыне, искать стакан спасительной воды. 

Подводя итоги увиденного, нужно сказать, что пусть экспонаты и не всегда понятны после первого «прочтения», но все они являются продуктом беспрерывного творческого поиска, осуществляя который, художники незаметно для себя уже обрели свое место: и не в границах одного города или страны, а в границах их собственных полотен и творений. Здесь они точно могут чувствовать себя как дома.

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (3)

  • Валерия Демидова Мне понравился Ваш стиль и анализ.
    •  
      Кавказцы чрезмерно импульсивны в своих реакциях. При учете их многотысячелетней истории развития генома, это вызывает некоторые вопросы. После общения с Путиным, они стали умней. И это радует. Но некоторые турбулентности их эгрегора еще впереди. Им необходимо привить дзен...
  • Dmitry Pilikin
    7.09.2014 13:03 Dmitry Pilikin
    тут не анализа, только описание