Честное пионерское

Смелость остаться живым

12 июня 2014 20:46
Журнал "Русский пионер" отпраздновал свой шестой день рождения на Международном кинофестивале Тарковского "Зеркало" в Плесе. На праздничных Пионерских чтениях свои колонки из последнего номера, посвященного Андрею Арсеньевичу, прочитали Марина Тарковская, Павел Лунгин, Андрей Плахов, Алексей Кудрин, Вера Полозкова, Алексей Боков и Диана Арбенина. Редактор ruspioner.ru Елена Жихарева прочитала и услышала все колонки и поняла про "РП" главное - нет предсказуемости, а значит, есть смелость остаться живым.
«Русскому пионеру» исполнилось шесть лет. Если вспомнить историю «РП», а в дни рождения обычно занимаются такими вещами, то можно проследить пусть не грандиозный, но путь.
 
Все читатели журнала помнят хулиганское детство «Русского пионера» и праздник в честь дня рождения на крейсере "Аврора". Олигархи в дорогих костюмах прыгают за борт, на плоту по Неве подплывает Шнур… Теперь уже никому не докажешь, что это был перформанс и что никто из актеров не прыгал в холодную воду задаром. Но кого это волнует, кроме самих актеров. «Русский пионер» взрослел, постигал все новые и новые темы, отмечал свои дни рождения в Барвихе на Рублевке, в театре «Современник», на Винзаводе и вот добрался до Плеса.
 
Тема июньского номера – Тарковский – казалась необъятной и широкой, как полноводная Волга. Гости Фестиваля «Зеркало» и Пионерских чтений на несколько дней попали в декорации фильмов Андрея Тарковского: деревянные срубы, резные наличники на окнах, скрип половиц, зеркало Волги, отражающее то грозовые тучи, то предзакатное солнце, то что-нибудь еще. Чтобы понять Тарковского, если это вообще возможно, нужно пересмотреть его фильмы по несколько раз, потом взять новый номер «РП», сесть на берегу Волги и прочитать одну за одной колонки, посвященные режиссеру. А еще лучше, конечно, услышать эти колонки из уст авторов, если есть такая возможность. А она была.
 
В Плесе под сводчатыми сводами ресторана-терема «Чугунок» собрались, чтобы услышать, актер Леонид Каневский, художник-постановщик Павел Каплевич, актриса Алена Хмельницкая, галерист Айдан Салахова, актер Венсан Перес, музыкант Евгений Маргулис, авторы июньского номера – режиссер Павел Лунгин, бывший министр финансов Алексей Кудрин, поэтесса Вера Полозкова, кинокритик Андрей Плахов, продюсер Алексей Боков, музыкант Диана Арбенина, которая не только в этот вечер читала, но и пела.

- Абсолютно логично, что мы проводим эти праздничные Пионерские чтения в Плесе,  - начал главный редактор «РП» Андрей Колесников, - потому что июньский номер полностью посвящен Андрею Арсеньевичу. Почему мы посвятили ему номер? Все просто: мы хотели отметить День рождения журнала в Плесе, где в июне проходит Фестиваль «Зеркало». А на самом деле все произошло с легкой руки главы агентства BOKOVFACTORY Алексея Бокова.
 
Первой на сцену вышла сестра Тарковского – Марина Арсеньевна. Написать о брате было бы очень сложно и, по ее словам, почти невозможно, потому что такие воспоминания слишком дорогие и личные. Марина Тарковская нашла выход:
 
- Я вспомнила, что имя Тарковского стало именем, которое существует не только в кино, но и в русской поэзии. И решила об этом написать колонку для журнала. Начала я со стихов отца, который в 1934 году, когда Андрей был совсем маленьким, написал поэму «Завещание» и посвятил Андрею замечательные строки:
 
Все, чем я жил за столько лет отсюда,
За столько верст от памяти твоей,
Ты вызовешь, не совершая чуда,
Не прерывая сговора теней.
Я первый гость в день твоего рожденья,
И мне дано с тобою жить вдвоем,
Входить в твои ночные сновиденья
 
Голос дрогнул на секунду:

- Не могу читать я это спокойно, потому что…
 
Но она дочитала:
 
И отражаться в зеркале твоем.
 
- Вот такие провидческие строки мог написать только поэт своему сыну.
 
На этих Пионерских чтениях все читали о Тарковском, а получалось – о самом своем. Программный директор фестиваля «Зеркало», специальный корреспондент ИД «Коммерсант» Андрей Плахов написал, как он сказал, «очень личное эссе» и поспешил добавить, что это не киноведческая статья с анализом фильмов. Такую статью никто и не ждал, а ждали воспоминаний о том, как Плахов и Тарковский, оказывается, жили в одном доме на Земляном валу 24/32.
 
Аналитических статей вообще в этот вечер не читали: Тарковского не разбирали на кадры, не искали значений для мирового кинематографа, а просто переживали заново недолгие минуты встреч, обрывки телефонных разговоров, воспоминания от первого знакомства с творчеством, а кому повезло, и с самим автором. В числе последних был режиссер Павел Лунгин, который в 11 лет увидел Тарковского у себя дома, когда тот, выпускник ВГИКа, принес сценарий Виктору Некрасову, который жил в семье Лунгина, когда приезжал из Киева в Москву. На папке было написано «Андрей Рублев». Предваряя колонку, Павел Лунгин не оставил свое выступление без авторского комментария:

- Прошу не судить меня строго, и не забывайте, что я заикаюсь. Но я уже выпил, поэтому, может, уже и не буду заикаться. Это воспоминание, это что-то про Тарковского.
 
После Павла Лунгина Андрей Колесников так представил следующего колумниста, что тому пришлось выйти на сцену, хотя он этого, кажется, и не планировал в начале вечера:
 
- Я бы хотел представить человека до чрезвычайности скромного, что, впрочем, не мешает ему работать деканом факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Я говорю про Алексея Леонидовича Кудрина. Он настолько скромный, что никак не решается прочесть свою колонку. Но, может быть, на что-то сейчас решится.
 
Алексей Кудрин читать не стал, но не мог не поделиться своим первым впечатлением от фильмов Тарковского:

- Я посмотрел «Зеркало» в 10-го классе, когда еще жил в Архангельске. Я посмотрел «Зеркало» и этот фильм меня перепахал. Мы жили во времена, когда, казалось, все смыслы созданы, акценты расставлены, все понятно, и тут появляется такой человек, как Тарковский, и показывает, что можно и нужно искать заново смыслы. Ближе всего мне «Андрей Рублев». С первых минут, с первых секунд, когда мы видим человека, который поднимается на шаре, этот фильм обрушивается горой смыслов, показывает роль инноваций и отношение к инноваторам в России. Сегодня, кстати, ничего не изменилось. Почему-то наши консервативные ценности не дают нам быть смелыми и двигаться вперед.
 
Алексей Кудрин попытался опровергнуть слова, которые были сказаны в его адрес на открытии Фестиваля днем ранее:
 
- На открытии моя роль была преувеличена, когда было сказано, что я чуть ли ни меценат фестиваля. Нет, моя роль скромная: я лишь позвонил компаниям, фирмам и банкам, которые в конце концов собрались и поддержали этот фестиваль. Многие поддержали не потому, что я им позвонил, а потому что многие бизнесмены хотят быть причастными к этому событию.
 
Вера Полозкова перед началом Чтений оправдывалась, что затянула со сдачей колонки и сорвала все сроки. Но скоро все зрители смогли убедиться, что оно того стоило. Со словами «извините, если что не так», Вера Полозкова прочитала свою колонку о Тарковском – в прозе:
 
- У Тарковского была поразительная способность транслировать важнейшие, глубинные связи человека с его землей, родом и Богом без душного назидания, лубочности и непременного обозначения внешнего врага, призванного обострить чувство идентичности и сплотиться; у него был редчайший дар говорить об очень индивидуальном, частном, отдельном чувстве родины, без державного рыка, без похоронного завывания.
 
Генеральный продюсер кинофестиваля «Зеркало» Алексей Боков очень удачно поучаствовал в создании июньского номера и не менее удачно поучаствовал и в Чтениях, прочитав колонку о самом близком ему. То есть о своей дочери. И за это тоже спасибо Андрею Тарковскому - навеяло:
 
- Ядумаю, что роли отца и матери не одинаковы по масштабу. Мать — первое зеркало, в котором мы отражаемся, и именно благополучие ее эмоционального фона является залогом чистого света ребенка. Невозможно одно без другого.
 
Все это время, что колумнисты выступали на сцене, постоянный автор «РП» Диана Арбенина со своей командой мчала в Плес, опаздывая, но надеясь успеть. Уже отчаявшись отыскать ресторан «Чугунок» в лабиринтах улочек приволжского города, Диана стала спрашивать дорогу у местных жителей.

- Вы не знаете, где тут Пионерские чтения? – спросила Диана, уже не надеясь успеть на репетицию перед выступлением.

- Здравствуйте, Диана, - ответила случайная прохожая. - Конечно, знаю.

- Правда? А показать сможете?

- Смогу, если подвезете. Я жена Жени Моргулиса.

 
А в это время Андрей Колесников уже объявлял:

- У журнала «Русский пионер» есть настоящий друг, закадыка, как сказал бы еще один колумнист «РП» Иван Охлобыстин…  очень талантливый человек – я говорю, конечно, про Диану Арбенину.
 
Перед небольшим концертом Диана прочитала свою колонку про Тарковского. Не выдержав неподвижности и необходимости стоять перед микрофоном, она начала ходить по сцене, разгоняя ритм текста и пульса – в первую очередь пульса зрителей, так как ее сердце и разум всегда бьются в каком-то бешеном ритме.

- Доброта не бывает суетлива. Искусство пахнет ладаном, а не поп-корном. И чтобы родились юные силы жить дальше, нужно совсем немного — включить любую его картину. И нужно очень много — позволить себе остаться живым.
 
После концерта, на котором Алексей Кудрин не смог удержаться и даже свистнул в общем порыве, что до сих пор позволял себе только на выступлении Пола Маккартни,  Марина Арсеньевна Тарковская сказала главреду “РП” Андрею Колесникову:

- Брат, наверно, смущенно пожимает плечами под зонтиком (фото Тарковского под зонтом было за спиной у выступающих на сцене – ruspioner.ru), так как все-таки было очень громко! Но талант есть талант. А Арбенина – большой талант.
 
"Бренд Gourji" подарил Диане Арбениной как специальному гостю украшения в виде крыла: кулон и серьги - уменьшенные копии символа Фестиваля Тарковского в Плесе. Примерив подарок прямо на сцене, Диана уехала или уже лучше сказать - улетела - в Москву.
 
А после Пионерских чтений можно было брать июньский номер «РП» и идти на Волгу – дочитывать, додумывать или, не дай Бог, писать свою колонку о Тарковском.
 
И самое главное, что не знаешь, где журнал отметит свой следующий день рождения. Нет предсказуемости, а значит, есть смелость остаться живым.
 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал
 
Новое