Честное пионерское

Обнадежили

05 июня 2014 10:32
В театре «Современник» состоялись Пионерские чтения. Журнал «Русский пионер» уходит на летние каникулы, совсем скоро празднует свой день рождения и учит читателей надеяться и помнить. Надеяться на лучшее. А помнить кинорежиссера и сценариста – Андрея Тарковского. Для корреспондента "РП" Оксаны Ткач темы последних двух номеров слились в единою композицию и волной звуков – голосами авторов издания – смыли тишину зала театра «Современник».

Главный редактор журнала Андрей Колесников рассказал, что совсем скоро «РП» отметит свой день рождения (6 лет) на фестивале Тарковского в Плесе, но специально для постоянных читателей журнала было решено провести последние в этом сезоне Пионерские чтения перед тем, как уйти на отдых.

Послушать колонки из двух последних номеров пришли заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев, глава Bosco di ciliegi Михаил Куснирович, художник Никас Сафронов, поэтесса Лариса Рубальская, телеведущая Анфиса Чехова, певец Олег Митяев, президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, пародист Михаил Грушевский, гендиректор телеканала «Совершенно секретно» Этери Левиева, президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова, президент газеты "Московские новости" Владимир Гуревич, дизайнер Евгения Линович, Дарья Михалкова и многие другие.

Ожидаемой увертюрой стал выход на сцену карикатуриста Андрея Бильжо, который пожаловался на долю первого оратора и рассказал, чего может бояться врач-психиатр - человек, 
казалось бы, от природы наделенный спокойствием:

- Мне было страшно несколько дней не потому, что мне надо было написать материал, а потому что мне надо было нарисовать комикс про Тарковского. Возможно ли это сделать? Тарковский и комикс? Но я его нарисовал. И он в журнале. Посмотрите: кому-то он понравится, кому- то нет, но ход был найден.
 
Андрей Бильжо на одном дыхании поведал, как он знакомился с творчеством Тарковского, от которого он буквально проглатывал язык, закусывая первую в его жизни картину режиссера купленными в буфете Мосфильма бутербродами с языком. Бильжо поделился своими впечатлениями от фильмов «Андрей Рублев» и «Зеркало», а также «разжевал», почему фильмы Тарковского – это своеобразный код, по которому можно определить, близок тебе человек или нет.

После на сцену вместо обещанного Александра Чистякова вышла его жена Наталья Ионова 
(на прошлых Пионерских чтениях на ипподроме Наталья прочитала колонку за мужа в надежде, что он прочитает потом за нее). Вопреки тому, что в этот раз дебют был предназначен для прогулявшего в апреле Пионерские чтения Александра, певица объявила, что свою колонку она прочитает сама. И читала она от первого лица и назло вынужденному “раздвоению личности”, вызванному творческим псевдонимом Глюк`оZa. Тут было только одно “я”, и оно было максимально искренее и проникновенное. Читая, она точно на арфе, играла на струнах души каждого из сидящих в зале. Слишком уж трогательной была история о потерявшейся навсегда где-то в московском ливне собаке Мотьке, о девушке Вере с синдромом Дауна, которая следуя имени, до последнего мечтала и верила, за что была вознаграждена жизнью, и о 10-летних девочках, которые пололи грядки и ждали чуда. Наталья закончила на высокой ноте, определив, что надежда – это именно то, что стоит между нами и смертью.

После отрезвляющей глубины последнего предложения залу нужна была пауза. И ведь хорошо, что было чем ее заполнить. К сцене направился руководитель «А-Клуба» в Барвихе Андрей Бармыков и вручил розы для Глюкозы. А ее мужу, на этот раз присутствующему на чтениях, полагалось почетное членство в «А- Клубе».

Пока гости радовались за супругов, «оркестр уже трубил басами». И не случайно: пришло время для инструментов, которые призваны вносить в оркестр новые яркие краски, придавать звучанию мощь и ритм. На этот раз на сцене оказался писатель и публицист Игорь Свинаренко с отрывками из своего рассказа «Похождения морского чекиста». Поистине трубным голосом он зачитал самые захватывающие части своего произведения, обильно сдабривая их уместным авторским комментарием и предупреждая собравшихся о том, что его поезд скоро отправляется, а, значит, всем присутствующим домашнее задание:  дочитать самостоятельно.

Рассказ пришелся по вкусу, как и кофе из автомобильной кофеварки, разыгранной в лотерее компанией Villagio Estate в очередной паузе Чтений.

Ритм сменился звуком: Андрей Колесников позвал на сцену культового режиссера и гордость майского номера - Константина Богомолова. Соло было лирическим и уносящим куда-то за пределы душного и наполненного воодушевлением зала. Каким-то убаюкивающим и вместе с тем требующим полного внимания фальцетом Богомолов рассказал про эволюцию надежды в полотне жизни и пояснил, почему из этого самого полотна нельзя вычеркивать людей:

- Очень важно давать человеку шанс. Нельзя вычеркивать людей из жизни, потому что вместе с ними ты вычеркиваешь надежду.


Потом режиссер рассказал свой путь к надежде, узкие дорожки которого все присутствующие «видели» так отчетливо,  будто на пленке, где кадры быстро сменяли друг друга, и зрители, невольно сопереживая недугам героев рассказанной истории, как будто  примеряли их роли.

Но вот перед собравшимися появилась «окутанная» в свою надежду и готовая ею делиться – Софико Шеварднадзе. Она поведала о том, как можно променять сытую жизнь в Нью-Йорке на Москву, где нет никого и ничего своего, кроме города, в который что-то неминуемо тянет.. Может, надежда... Надежда на счастье? На этот заданный самой себе вопрос она ответила громко и утвердительно:

- Наступила ослепительная ясность, что именно в этом городе я буду счастлива!


Басом ворвался в пространство зала, который оглядывал с обложки последнего номера сам Тарковский, писатель Александр Кабаков. Он раскрыл всю глубину антитезы, пролегающей между полным света именем и полной тьмы жизнью Надежды Крупской. Он сделал это перед зрителями в зале и перед читателями журнала в своем рассказе «Надежда без веры и любови». Вышел удачный рефрен.

Репризой же, а значит и троекратным повтором, стал поход исполнительного директора Российского еврейского конгресса Бенни Брискина в израильскую пустыню, а вместе с ним и на сцену. А следующий за ним Андрей Орлов почти нараспев прочитал стихи о своей встрече с оператором фильма Тарковского «Зеркало» - Георгием Рербергом:
 
Кто не знает Рерберга поддатого:
С Лебешевым вздорил, а на кой?
Перепутал Черного с Панкратовым
И пошел, красивый, по Тверской.
 
Кульминацией и концовкой стало появление Алены Бабенко (отыграв спектакль на основной сцене, она успела на другую) со своей парадоксальной непереносимостью и вместе с тем глубиной понимания феномена надежды. Но на этом парадоксы ее выступления не закончились: метаясь от слова к слову в поисках своего уникального барометра надежды, актриса наконец причалила, заявив:

- Якорь! Ну, конечно! Надежда - якорь, который цепляется за твердь, чтобы твой корабль не потерялся и не утонул в житейском море.


После этого Бабенко пришлось утонуть в море оваций и подарков - компания Hyundai подарила Алене двухнедельный тест-драйв автомобиля «Хендэ Экус», на котором уже ездит коллега актрисы, актер «Современника» Сергей Гармаш. А сертификат на тест-драйв Genesis полагался Диане Арбениной, которая из-за гастролей, к сожалению, не смогла приехать на Чтения. Но редакция "Русского пионера" обещала передать подарок от Hyundai Центр Кунцево.

После этого зрителям пришлось попрощаться «с музыкальным инструментарием» в виде таких талантливых и таких разных чтецов «Русского пионера».

 Тема следующего номера – вера. 


Партнеры чтений:


Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал
 
Новое