Честное пионерское

"Восьмерка" как символ бесконечных девяностых

13 мая 2014 08:56
В российский прокат вышел новый фильм Алексея Учителя "Восьмерка", снятый по одноименной повести Захара Прилепина. Провинциальный город N, война омоновцев и вора в законе, забастовки на заводе, новый 2000-ый год и уход Ельцина. По словам режиссера, он снял эту историю не только ради того, чтобы показать конец лихих девяностых, но и ради того, чтобы пройти с главными героями путь от страсти до любви, а потом и до смерти.

Роль Прилепина

Меня в первую очередь привлекла повесть Захара Прилепина, которую я прочитал еще до публикации. Прилепин сделал мне такое одолжение. Я прочитал и захотел экранизировать. Я предложил Захару написать сценарий, но он отказался, потому что эта история для него, как он объяснил, уже прошлое, законченное, он не хотел будоражить себя. Помимо того, что он снялся в короткой роли, он принимал по моей просьбе активное участие на всех стадиях съемок. Мы много раз встречались втроем – Миндадзе (автор сценария), Прилепин и я, обсуждали детали. Не секрет, что это личная история Захара. Главный герой – это он. Мне было важно, как он оценивает выбор актеров, прежде всего, главного героя и героини. Он приходил на пробы, и первым, кто посмотрел монтажную сборку, был Прилепин, поэтому он не просто дал мне 50 страниц текста, а был активным участником.
 
Как это ни странно, я стараюсь снимать о том, что плохо знаю. Напрямую меня, конечно, подобные истории не касались, хотя какие-то похожие моменты в жизни были у всех. Мне показались безумно интересными и эти ребята из ОМОНа, и Буц (роль исполнил Артур Смольянинов), которого мы сделали 
не таким примитивным вором в законе, как он описывается в повести. Очень интересная героиня. И мне вообще интересны люди, которые попадают в некие экстремальные ситуации, и им нужно выбирать, как вести себя в этой жизни, потому что до этого ничего подобного они не испытывали.
 
Приметы времени

Я просто уверен, что такая история могла бы быть в наше время, а не только в конце 1990-ых, как у нас в фильме. Мы даже думали с Миндадзе, чтобы эту историю перенести в наши дни, но мне казалось важным иметь в кадре Новый год, 2000-ый год, как рубеж отсчета, чтобы все, кто сидит в зале, могли бы посмотреть и сделать для себя выводы, многое ли изменилось с этой точки отсчета. Мы приходили не только в новый век, но еще во что-то другое. Теперь мы это уже осознаем.


Кадр из фильма "Восьмерка". Алексей Манцыгин
 
Ушли в темноту

Оператор, с которым я работаю последние шесть фильмов, гениальный человек. Он снимает так, как никто в России не снимает. Это Юрий Викторович Клименко. Также работал еще молодой оператор Саша Демьяненко, так как много сцен снимали с двух камер. Я всегда
 обращаю очень пристальное внимание на изображение, поскольку я и сам в прошлом оператор. Мы тщательно, если брать «Прогулку», «Космос как предчувствие», «Край», долго и скрупулезно выбираем тот изобразительный принцип, по которому будем идти всю картину. Да, мы ушли в темноту. Было бы странно, если бы герои дрались при ярких лучах прожекторов. Это как раз наиболее естественная обстановка, а не специально утрированная.
 
Место съемок. Город N

Мы снимали на кировском заводе в Петербурге. Это, действительно, город – там свои светофоры, своя железная дорога, поэтому мы получили уникальную свободу: снимать все, что мы хотим, особенно ночью. Никто нас не гонял, а наоборот – охранял.
 
Ритм картины

Герои не идут, а бегут. Не просто любят, а срывают одежду. Это ритм их жизни. Это картина не только о каких-то социальных проблемах, но прежде всего о человеческих отношениях: умеем ли мы предавать, умеем ли мы любить, сохранять эту любовь.
 
Главные герои работают в ОМОНе, они действуют в рамках закона, в рамках той работы, которую они выполняют. Да, у них такая работа, они сознательно идут туда, делают ее. Вопрос, хорошо это или плохо, - это уже личный вопрос для тех, кто работает в ОМОНе. В картине много реальных омоновцев, в съемках был задействован питерский ОМОН. Когда четверо наших актеров стояли в строю, они особо не отличались, как это ни странно. Там есть, наверняка, и подонки, и нормальные люди.


Кадр из фильма "Восьмерка". Вильма Кутавичюте и Артур Смольянинов
 
Молодые и неизвестные

У меня было два противоречивых чувства: сначала я хотел собрать молодых, но известных актеров, и шел по этому пути. Но потом отказался и решил собрать актеров, которые еще мало известны на экране. Труднее всего было найти главного героя и героиню. С этим мы мучились долго. Алексея Манцыгина, исполнившего главную роль, первый раз я увидел только на фотографии, но сразу захотел его пригласить. В итоге он приезжал на пробы раз пять. Когда он приехал первый раз, мы как раз пробовали сцену в постели. Перецеловавшись примерно с десятью претендентками, он растерялся, но чувствовалось, что парень очень интересный и талантливый, поэтому я еще и еще вызывал его. Наконец, он отошел от всех наших ужасов, и в результате был утвержден.

С Вильмой Кутавичюте мы встретились по поводу моей следующей картины, но опять что-то екнуло, мы ее вызвали и мгновенно утвердили. И первая съемка у Вильмы была замечательная: мы начали с того, что она уже труп, сидит в разбитой машине, и это был первый съемочный день в ее биографии.
 
Смерть главной героини

Девушка в повести не гибнет. Но в фильме она умирает, что было согласовано с автором. Мне казалось, что оставить ее в живых было возможно только в литературном произведении, а для кино, для некой цельности, пусть будет печальнее, но в итоге только лучше.


 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Остальные темы
Статьи по теме
Классный журнал