Честное пионерское

Фильм на выходные: "Правила игры" Ренуара

18 апреля 2014 22:30
Галина Аксенова, киновед, доцент Школы-студии МХТ, автор и ведущая киноклуба в ГУМ Кинозале, выбрала для нас фильм на выходные: "Правила игры" Жана Ренуара. Лишь в начале покажется, что фильм про любовь и платья от Шанель. Прочитав перед просмотром колонку Галины Аксеновой, вы узнаете, какой диагноз поставил режиссер своим героям, как Ренуар предчувствовал Вторую мировую войну и почему основная метафора режиссера "человек и кролик" столь безжалостна.

Поскольку слово «война», к сожалению, стало популярным в последнее время, я хотела бы предложить пересмотреть великий фильм Жана Ренуара «Правила игры».  В нем для каждого найдется что-нибудь интересное. Для одних это будет «исповедь сына века». Те же, кто не любит социальный пессимизм a la Альфред де Мюссе, могут не обращать на него внимания, не вслушиваться в тексты героев фильма a la Мариво, не следить за подводными камнями, разбросанными вдоль изящных изгибов сюжетного потока,  а просто любоваться нарядами главных героинь, представительниц высших слоев французского общества. Бонтонные туалеты, которые появляются на экране,  - очаровательные творения модного дома Шанель. Подобное расслоение интересов вполне приемлемо для ренуаровского фильма. Оно совпадает с тем, что происходило во французском обществе в конце 1930-х, когда одни разводили политический мариводаж, другие думали о войне, третьи - о платьях от Шанель, и никто не хотел умирать.
 
Жан Ренуар снимал фильм «Правила игры» в 1939 году. На первый взгляд, кажется, что фильм ничем, кроме моды, не привязан к конкретному времени. Но это впечатление ошибочное, ибо фильм несомненно рассказывает об очень точном и коротком историческом промежутке между миром и войной.
 
Аншлюс Австрии 1938 года привел к тому, что инакомыслящие жители поспешили покинуть границы немецкого языка и страны, на нем говорящей. Франция, первое пристанище австрийских беженцев, переживала политический разброд, разочарование в Народном фронте и предчувствовала неизбежность беды. Это был период, про который историк кино Жорж Садуль сказал: «Поражение – удел порядочных людей». Но никто в фильме Ренуара не говорит ни о войне, ни о поражении.
 
В начале статьи имя Мюссе возникло неслучайно. Знаменитая фраза классика о поколении, которое рождено «в чреве войны и для войны», находит отклик у Ренуара. Его предыдущий фильм «Великая иллюзия» (1937) о первой мировой войне, откуда родом все поколение Ренуара. Есть и более конкретная отсылка к Мюссе. В своем фильме режиссер выступает и в актерской роли. Он играет Октава (персонаж носит имя «сына века» из романа Мюссе).  О герое Франции, своем близком друге летчике Андрэ, Октав говорит: «Нужно понимать: сегодняшние герои, как правило, потрясающие в небе. Но, когда они спускаются на землю, они слабые, бедные и беспомощные». Эти слова киноперсонажа являются не только фразой из фильма, но и диагнозом, который режиссер ставит своим героям - «детям века».


 
В «Правилах игры» мы встречаем представителей всех слоев французского общества: богатых и бедных, хозяев и слуг, аристократов и буржуазию, жен и любовниц, французов и евреев, эмигрантов и эльзасских немцев. Зритель получает модель общества, которое в фильме добровольно, с радостью и для развлечения исполняет danza macabra, не понимая провиденческого смысла танца.
 
Аэропорт Ле-Бурже, 16-ый arrondissement Парижа, замок в районе Эльзаса – основные места действия фильма. Разговоры о любви, еда и охота – основное времяпрепровождение героев. Человек и кролик – основная метафора режиссера, довольно сатирическая и безжалостная. Врач, а именно в такой роли выступает Ренуар в этом изящном и даже легкомысленном, на первый взгляд, фильме, должен быть честным, если он хочет вылечить пациента. Но, похоже, что в 1939 году никто не  хотел лечиться. Фильм «Правила игры» не был обласкан судьбой. Его запретили во Франции, потом в Германии, потом в Виши. Во время бомбежки он был уничтожен союзниками. Каким-то чудом копия уцелела, и ретроспективно фильм оказался еще более пророческим, чем это казалось в мирном и пограничном 1939-ом.
 
Доказательством того, что сюжет имел крепкие, хотя и тайные связи с французской реальностью, может служить следующая информация. По сюжету Октав и Кристина дружили с юности, часто встречались в Зальцбурге, где отец Кристины был известным австрийским дирижером. В действительности, исполнительница роли Кристины – актриса Нора Грегор была первой женой Мити Никиша – знаменитого музыканта и сына великого дирижера, основоположника современного школы дирижирования Артура Никиша. А бежала она из Австрии со своим вторым мужем - фон Штарембергом, вице-канцлером Австрии.


 
Обсуждая хозяев, кто-то из слуг сообщает, что дедушкой маркиза ла Шене был некий Розенталь из Франкфурта. Розенталь – фамилия одного из главных героев фильма «Великая иллюзия». Его играл Марсель Далио, он же - исполнитель роли маркиза ла Шене. Через год после выхода фильма «Правила игры» фашисты назовут Марселя Далио «типичным французским евреем» и развесят фотографии актера по всей оккупированной Франции. А сам он, с невероятным трудом пересекая границы стран и континентов, которые будут отказывать в приюте еврею-беженцу, попадет Голливуд и сыграет крупье в легендарном антифашистском фильме «Касабланка».
 
Итак, всего через год после премьеры фильма «Правила игры» в Париже были немцы, а в Голливуде – создатели картины: Жан Ренуар, Марсель Далио, Нора Грегор идважды эмигрант Евгений Лурье, французский художник еврейского происхождения, рожденный в Украине… А ведь вначале казалось, что фильм… про любовь и платья от Шанель.
 
 24 апреля в 19 часов в ГУМ Кинозале встреча киноклуба будет посвящена фильму "Третий человек" Кэрола Рида. Автор и ведущая Галина Аксенова прочитает лекцию о британском криминальном кинодетективе в жанре нуар, награждённом главным призом Каннского фестиваля 1949 года. 

"Третий человек" неоднократно признавался одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1996 г. Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времён. Американская киноакадемия присудила ленте "Оскар" за лучшую операторскую работу.
 

Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Татьяна Чертова Спасибо, интересно! Однако, несколько неказистый текст. Похож на переводной.
 
Новое