Честное пионерское
Фильм на выходные: "Правила игры" Ренуара
18 апреля 2014 22:30
Галина Аксенова, киновед, доцент Школы-студии МХТ, автор и ведущая киноклуба в ГУМ Кинозале, выбрала для нас фильм на выходные: "Правила игры" Жана Ренуара. Лишь в начале покажется, что фильм про любовь и платья от Шанель. Прочитав перед просмотром колонку Галины Аксеновой, вы узнаете, какой диагноз поставил режиссер своим героям, как Ренуар предчувствовал Вторую мировую войну и почему основная метафора режиссера "человек и кролик" столь безжалостна.

Жан Ренуар снимал фильм «Правила игры» в 1939 году. На первый взгляд, кажется, что фильм ничем, кроме моды, не привязан к конкретному времени. Но это впечатление ошибочное, ибо фильм несомненно рассказывает об очень точном и коротком историческом промежутке между миром и войной.
Аншлюс Австрии 1938 года привел к тому, что инакомыслящие жители поспешили покинуть границы немецкого языка и страны, на нем говорящей. Франция, первое пристанище австрийских беженцев, переживала политический разброд, разочарование в Народном фронте и предчувствовала неизбежность беды. Это был период, про который историк кино Жорж Садуль сказал: «Поражение – удел порядочных людей». Но никто в фильме Ренуара не говорит ни о войне, ни о поражении.
В начале статьи имя Мюссе возникло неслучайно. Знаменитая фраза классика о поколении, которое рождено «в чреве войны и для войны», находит отклик у Ренуара. Его предыдущий фильм «Великая иллюзия» (1937) о первой мировой войне, откуда родом все поколение Ренуара. Есть и более конкретная отсылка к Мюссе. В своем фильме режиссер выступает и в актерской роли. Он играет Октава (персонаж носит имя «сына века» из романа Мюссе). О герое Франции, своем близком друге летчике Андрэ, Октав говорит: «Нужно понимать: сегодняшние герои, как правило, потрясающие в небе. Но, когда они спускаются на землю, они слабые, бедные и беспомощные». Эти слова киноперсонажа являются не только фразой из фильма, но и диагнозом, который режиссер ставит своим героям - «детям века».

В «Правилах игры» мы встречаем представителей всех слоев французского общества: богатых и бедных, хозяев и слуг, аристократов и буржуазию, жен и любовниц, французов и евреев, эмигрантов и эльзасских немцев. Зритель получает модель общества, которое в фильме добровольно, с радостью и для развлечения исполняет danza macabra, не понимая провиденческого смысла танца.
Аэропорт Ле-Бурже, 16-ый arrondissement Парижа, замок в районе Эльзаса – основные места действия фильма. Разговоры о любви, еда и охота – основное времяпрепровождение героев. Человек и кролик – основная метафора режиссера, довольно сатирическая и безжалостная. Врач, а именно в такой роли выступает Ренуар в этом изящном и даже легкомысленном, на первый взгляд, фильме, должен быть честным, если он хочет вылечить пациента. Но, похоже, что в 1939 году никто не хотел лечиться. Фильм «Правила игры» не был обласкан судьбой. Его запретили во Франции, потом в Германии, потом в Виши. Во время бомбежки он был уничтожен союзниками. Каким-то чудом копия уцелела, и ретроспективно фильм оказался еще более пророческим, чем это казалось в мирном и пограничном 1939-ом.
Доказательством того, что сюжет имел крепкие, хотя и тайные связи с французской реальностью, может служить следующая информация. По сюжету Октав и Кристина дружили с юности, часто встречались в Зальцбурге, где отец Кристины был известным австрийским дирижером. В действительности, исполнительница роли Кристины – актриса Нора Грегор была первой женой Мити Никиша – знаменитого музыканта и сына великого дирижера, основоположника современного школы дирижирования Артура Никиша. А бежала она из Австрии со своим вторым мужем - фон Штарембергом, вице-канцлером Австрии.

Обсуждая хозяев, кто-то из слуг сообщает, что дедушкой маркиза ла Шене был некий Розенталь из Франкфурта. Розенталь – фамилия одного из главных героев фильма «Великая иллюзия». Его играл Марсель Далио, он же - исполнитель роли маркиза ла Шене. Через год после выхода фильма «Правила игры» фашисты назовут Марселя Далио «типичным французским евреем» и развесят фотографии актера по всей оккупированной Франции. А сам он, с невероятным трудом пересекая границы стран и континентов, которые будут отказывать в приюте еврею-беженцу, попадет Голливуд и сыграет крупье в легендарном антифашистском фильме «Касабланка».
Итак, всего через год после премьеры фильма «Правила игры» в Париже были немцы, а в Голливуде – создатели картины: Жан Ренуар, Марсель Далио, Нора Грегор идважды эмигрант Евгений Лурье, французский художник еврейского происхождения, рожденный в Украине… А ведь вначале казалось, что фильм… про любовь и платья от Шанель.
24 апреля в 19 часов в ГУМ Кинозале встреча киноклуба будет посвящена фильму "Третий человек" Кэрола Рида. Автор и ведущая Галина Аксенова прочитает лекцию о британском криминальном кинодетективе в жанре нуар, награждённом главным призом Каннского фестиваля 1949 года.
"Третий человек" неоднократно признавался одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1996 г. Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времён. Американская киноакадемия присудила ленте "Оскар" за лучшую операторскую работу.
- Все статьи автора Читать все
-
-
24.05.2014Фильм на выходные: "Третий человек" 0
-
12.04.2014Фильм на выходные: "Пленница" 1
-
04.04.2014Фильм на выходные: "Маркиза фон О" 0
-
28.03.2014Фильм на выходные: "Рим" Феллини 2
-
22.03.2014Фильм на выходные: "Злые улицы" Скорсезе 1
-
1
5322
Оставить комментарий
Комментарии (1)
-
20.04.2014 12:40 Татьяна ЧертоваСпасибо, интересно! Однако, несколько неказистый текст. Похож на переводной.
- Классный журнал
-
-
15.02.25№ 125Исход 218 1
-
13.02.25№ 125Советский лорд Фаунтлерой 313 1
-
11.02.25№ 125За Свазиленд! 613 2
-
10.02.25№ 125Инфеврально 604 1
-
24.12.24№ 124Коты прилетели 3268 2
-