Честное пионерское

300 спартанцев: от правды до вымысла

26 марта 2014 21:02
Недавно на большие экраны вышел фильм «300 спартанцев: расцвет империи». В любом фильме художественное осмысление, конечно, оправданно, но вымысел вымыслу рознь. До какой степени сценаристы могут переписать Геродота, чтобы создать блокбастер? С помощью преподавателя истфака МГУ, кандидата исторических наук Владимира Никишина мы составили рейтинг вымыслов и правдивых фактов в новом варианте “300 спартанцев”.

Первое место в рейтинге вымыслов, бесспорно, занимает интерпретация образа Артемисии. Эта женщина, действительно, существовала, но изобразить ее мстительной и безжалостной командующей персидским флотом – самая большая фантазия сценаристов.
 
Владимир Никишин: "В каждом фильме есть свои придумки, но вымысел вымыслу рознь. Геродот пишет об Артемисии, что она была правительницей Галикарнаса, это небольшая область в малой Азии (территория современной Турции). Таких мелких царей, династов, зависимых от персидского царя, было очень много. Артемисия была одной из них, но, по легенде, Ксеркс имел к ней личную склонность, может быть, даже любил ее, но это неизвестно. Банальной любовницей или наложницей она, конечно, быть не могла. В старом фильме «300 спартанцев» эта сюжетная линия присутствует: Артемисия показана как очень умная, даже мудрая, женщина, дипломат, которая помнила о своих греческих корнях и, пользуясь влиянием на Ксеркса, действуя очень гибко, сумела отговорить его от продолжения похода. Если учесть отношение к женщинам во времена греко-персидских войн, а все-таки общество было традиционным, патриархальным, женщина ничем командовать не могла, тем более персидским флотом. Как мы знаем, она всего-навсего привела Ксерксу на помощь несколько своих кораблей. У Ксеркса был огромный флот, причем не персидский, так как у персов в принципе не могло быть флота – это сухопутный народ. У Ксеркса был наемный флот финикийцев – наполовину за деньги, наполовину по принуждению. Плюс в этот флот вошли эскадры зависимых династов, Артимисии в том числе. Агрессивная кровожадная Артемисия, начальница всего флота – это смешно, конечно. В случае с новым фильмом – вымысел сценаристов."


Артемисия
 
На втором месте – идея с обожествлением персидского царя Ксеркса.
Владимир Никишин: "Деспот – это царь царей, то есть глава персидской супердержавы, говоря современным языком. Персия – это такая же сверхдержава, как сегодня США. Хотя, конечно, вряд ли правомерно сравнивать, но чтобы было понятнее, употребляю такие сравнения. Персия – первая в истории сверхдержава. Что касается обожествления царя, то это вымысел сценаристов. Ксеркс не считался живым богом – это же не египетский фараон. У персов был свой бог – Ахура Мазда, которому они поклонялись. Тем более, персы, как известно, своих царей иногда убивали: кстати, Ксеркс как раз был убит в результате дворцового переворота в 465 году до н.э. и к власти пришел его сын. Так что Ксеркс был обычным человеком, хотя наделенным, конечно же, огромной властью. И его собственные подданные, безусловно, его боялись, потому что он нередко проявлял деспотическую власть. Если верить тому же Геродоту, персидский царь мог быть временами опасным человеком. Это был деспот, тиран, который не считался ни с какими жертвами, когда ему нужно было достичь поставленных целей. Он стремился к власти над миром, он хотел завершить дело своего отца Дария Первого, который пытался покорить греков." (Кстати, отец Ксеркса Дарий умер своей смертью в 486 году до н.э. от старости в своей постели, в фильме же его убивает греческий полководец Фемистокл – ruspioner.ru)


Ксеркс
 
И на третьем почетном месте, пожалуй, даже не вымысел, а открытый финал, из которого можно предположить, что персидский флот был полностью разбит. На самом деле битва при Саламине была лишь переломным моментом и ни о какой победе речи еще не шло.
 
Владимир Никишин: "Силы были не сопоставимы. Греки, даже если бы сильно напряглись, могли выставить в море 300-350 боевых кораблей, на суше 30-35 тысяч воинов. А Ксеркс мог собрать до полумиллиона человек, плюс финикийцы предоставили ему не меньше тысячи кораблей. Перелом произошел в 480-479 гг. до н.э. после битвы при Саламине – персидский флот был разгромлен, но не уничтожен. Битва при Саламине закончилась победой афинян, но они еще тридцать лет воевали после переломного морского сражения."
 
Наряду с вымыслами в фильме есть правдивые исторические факты и верно расставленные  акценты. 
 
На первом месте - объективная оценка роли Фемистокла и царя Спарты Леонида в истории греко-персидских войн. Если кого-то удивило, что Леонида в исполнении Джерарда Батлера показали всего несколько секунд, то Владимир Никишин не видит здесь ничего странного: "Роль Фемистокла стократ важнее роли царя Леонида. В любом деле есть генератор идей и есть исполнитель. Леонид – это герой без страха и упрека, но он имеет второстепенное значение. Он героически погиб и все. Фемистокл – это штаб, мозговой центр, стратег. Леонид – человек, верный долгу, одна извилина, да и та под пробором, при всем уважении. Его ума хватило только на то, чтобы героически погибнуть, за это честь ему и хвала. А Фемистокл думал не о том, как выиграть сражение, а о том, как выиграть войну. Он сделал главное – он понял: для того, чтобы победить, нужно создать мощный военный союз и построить сильный флот. Он заблаговременно за семь лет до этих событий озаботился строительством флота, убедил афинян, что надо выделить крупные суммы, чтобы построить боевые корабли с таранами, разработал стратегию войны. Он добился своего: разгром персов при Саламине – это целиком заслуга Фемистокла.
Как известно, афиняне отблагодарили его тем, что выгнали из города под угрозой смерти, но это уже другая история. Это случилось позже в результате политической борьбы. И где, как вы думаете, Фемистокл нашел убежище? У персов, у того же Ксеркса. Умный человек, он пришел к персам и убедил врага в том, что шпионил в его пользу. В итоге благополучно дожил свой век при персидском дворе, еще  и 
получал пенсию от Ксеркса."


Фемистокл

На втором месте - история трехсот спартанцев. Тут сложно было что-то выдумать, но тем интереснее комментарий Владимира Никишина о том, почему спартанцы пошли на верную смерть: "У спартанцев на протяжении веков было два царя – две царских династии, которые правили параллельно. Это было задумано специально, чтобы ни один из царей не мог захватить всю власть в свои руки. Порядок был такой: в случае войны, а 
воевали они постоянно, если один царь был на поле боя, другой обязательно оставался в тылу, этот вопрос они решали по жребию. Когда царь Клеомброт остался в Спарте, Леонид отправился на войну, с собой взял гвардию, которая состояла из трехсот человек, это число было постоянно веками, их всегда было ровно 300 человек: одного убивали – другой становился на его место.
Мы мало знаем о царе Спарты Леониде. Безусловно, благодаря гибели сложился его героический образ. Надо пояснить, что у Леонида просто не было другого выхода. В Спарте был очень жесткий закон – без приказа никто не имел права отступать на поле боя. Если спартанец отступает без приказа, он теряет все гражданские права, обрекает себя на позор и изгнание. Такому воину больше ничего не остается, как бежать из родной Спарты, а для человека античности изгнание хуже смерти. У Леонида не было выбора, он не мог уйти с поля боя, хотя заранее знал, что все погибнут. Он со своим священным отрядом остался и честно посоветовал всем союзникам уйти, когда оборонять Фермопилы было бессмысленно. А Леониду некуда было идти, если бы даже захотел. 


Леонид

На третьем месте с некоторой долей условности тот факт, что гибель трехсот спартанцев сплотила греков.
 
Владимир Никишин: "Безусловно, подвиг трехсот спартанцев сплотил греческие полисы и вдохновил на борьбу, хотя это сражение не было переломным, Ксеркс прошел Фермопильское ущелье, захватил и сжег Афины. Но это был знак, особенно сдавшимся - тем, кто послал Ксерксу землю и воду в знак покорности. Известно, что на могиле спартанцев потом высекли слова поэта Симонида: «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине: Верны законам своим, здесь мы костьми полегли”. Это пример верности долгу, патриотизма, но местечкового, так как должны пройти века, чтобы возникла эллинская народность. И пусть ни о каком греческом единстве перед персидской угрозой во время переломной битвы говорить не приходится, объединение полисов началось позже, но это был первый шаг на пути к этому.



Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал