Честное пионерское

Фильм на выходные: "Злые улицы" Скорсезе

22 марта 2014 10:21
Галина Аксенова, киновед, доцент Школы-студии МХТ, автор и ведущая киноклуба в ГУМ Кинозале, выбрала для нас фильм для субботнего просмотра. После ее лекций даже знакомые картины смотрятся иначе, потому что зритель получает подсказки, ключи к пониманию кинематографа. Почему именно из "Злых улиц" вырос мир Скорсезе и как Де Ниро стал для режиссера символом «рассерженного» героя 1970-ых, в колонке Галины Аксеновой.
Фильм Мартина Скорсезе «Злые улицы» (1973) вспоминают редко, намного реже, чем «Таксист», «Бешеный бык», «Славные парни» или другие ленты, а, между тем, именно из этого фильма вырос мир режиссера.

Если нужно дать наиболее краткую характеристику Мартину Скорсезе, я бы, наверное, остановилась на таких определениях: «киноман», «американский итальянец»  - и вытекающие из этого последствия.

Фильм «Злые улицы» посвящен месту и времени.

Место – Little Italy, район Манхеттена, где с 1920-х годов селились бедные эмигранты с юга Италии. Здесь находится старейший католический храм Нью Йорка – Собор св. Патрика, здесь на Mulberry Street проходит праздник чудотворца и покровителя Неаполя - св. Януария.

Время – 1970-ые: война во Вьетнаме и война в городе - одном из  самых опасных в Америке, где юность проходит через мафию, рэкет, наркотики, проституцию и песни, которые звучат постоянно: Rolling Stone, женская манхеттенская группа Ronettes, Джузеппе ди Стефано - итальянский тенор и наследник Бениамино Джильи, Ренато Карозоне со сладкой и томительной неаполитанской “Маручеллой”.

Мне кажется, что «Злые улицы» - рассказ о том, как живут и взрослеют итальянские мальчики в Америке – в диалоге с «Маменькиными сынками» Феллини – фильме о мальчиках в Италии. Разница между картинами продиктована их пространственно-временным разрывом: в 1970-х кино вслед за миром стало жестоким и кровавым.

Двух главных героев – Чарли и Джонни – играют Харви Кейтель и  Роберто Де Ниро. Оба они – «внучатые» ученики Станиславского, занимались в школах Стеллы Адлер и Ли Страсберга – пропагандистов Станиславского и его «метода», так в Америке называют знаменитую систему Станиславского.



Чарли – отдаленный автопортрет режиссера. В начале фильма в Соборе св. Патрика Чарли разговаривает с Богом, но голос его перекрывается другим. Это Скорсезе произносит знаменитую фразу-эпиграф к фильму: «Грехи искупаются не в церкви. Они искупаются на улицах»…

Придурковатого и обаятельного нарушителя правил Little Italy – малыша Джонни играет Де Ниро. Если бы проводился конкурс по системе Станиславского, Де Ниро здесь, наверняка, вышел бы победителем, но такие конкурсы не проводятся. Оскара за эту роль он не получил, хотя нью-йоркские критики его отметили. А вообще про такие роли не хочется говорить  - играются, они – рождаются с благословения Бога, того самого Бога, с разговора с которым начинается фильм. После «Злых улиц» Коппола, который отказался снимать Де Ниро в первом «Крестном отце», пригласил его во вторую серию. А для Скорсезе он стал символом «рассерженного» героя 1970-ых, потому что Де Ниро не просто хороший актер, режиссера и актера объединяет общая память - детство в Little Italy. Де Ниро – свой – он американец с южно-итальянскими корнями, злой мальчик со “злых улиц” Нью Йорка.

Первоначально фильм назывался «Season of Witch». Поколение Скорсезе росло во время маккартистской «охоты на ведьм», но перед премьерой режиссер меняет название, потому что найдено другое, более точное, которое и определяет время, и рифмует фильм с тогдашними властителями дум: легендарным автором детективов с «крутыми» героями, сценаристом лучших фильмов американского нуара - Рэймондом Чандлером и безжалостно правдивым мемуаристом Томасом Пири.



В знаменитом эссе 1945 года «Простое искусство – убивать» Чандлер, набрасывая образ своего героя, писал: «Во всем, что называется искусством, есть искупление. Это может быть абсолютная трагедия, высокая трагедия, это может быть жалость и ирония, это может быть хриплый смех настоящего мужчины. Тот, кто сам по себе – ни зол, ни запятнан и бесстрашен, обязан пройти по этим злым улицам». Размышление заканчивается словами: «Он может соблазнить герцогиню, но не совратит девственницу. Если он человек чести в одном, он будем таким во всем».

Второй писатель, о котором вспоминает Скорсезе, меняя название фильма, – полу-пуэрториканец полу-кубинец Томас Пири. Он прошел через криминальный Гарлем, через наркотики, через кровавую войну молодежных банд и в 1967 году написал книгу-бестселлер  - «Вниз по этим злым улицам».

Томас Пири цитировал Рэймонда Чандлера.
Скорсезе – их обоих.
Вниз – по-английски - down.  Внизу Гарлема – Little Italy.
Улицы детства Скорсезе и Де Ниро в Little Italy были злыми…
Об этом фильм.
 
 
 
Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Я уже посмотрел этот фильм на нормальном сайте, просто супер, не зря его так долго ждал!
    Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU