Честное пионерское

Отвоевание мира

21 марта 2014 13:48
В сложившихся обстоятельствах мы попросили писателя Натана Дубовицкого, автора нашумевших романов “Околоноля”, “Машинка и Велик", повести “Дядя Ваня” (cover version) и рассказа "Без неба", ответить на вопрос, что такое культура. И вот его ответ.


Культура - грубейшее нарушение второго закона термодинамики через отрицание хаоса и наделение окружающей среды признаками порядка и смысла. Дом, батискаф, корабль, скафандр, космическая станция - производные культуры и ее яркие символы. Культура - система выживания и экспансии во враждебной и непонятной среде. Культура складывается из отрывочных, разрозненных, неполных знаний, дополненных, соединенных между собой домыслами, иллюзиями и предрассудками. Материальные элементы культуры (храмы, дома, машины, гробы, свинофермы...), встроенные, как паззлы, в систему символов и имен, образуют как бы, якобы целостную картину мира, в которой человеку не то, чтобы спокойно, но хотя бы "понятно", как себя вести, зачем жить, что делать, чего бояться, чего желать.

Выражаясь современным языком, культура - это дополненная реальность. Я знаю, что найду под елкой подарки, но не знаю, как они  там окажутся. Подарки вещь вроде приятная, но неясность с их происхождением тревожит. Реальные подарки дополняются дедом морозом, которому приписывается свойство дарить подарки. Создается рождественская "культура". "Ааа! Теперь ясно!" - самодовольно улыбается культурный человек и спокойно засыпает.
Более серьезный пример - не сходятся расчеты теории большого взрыва. Но другой теории нет, а эта так удобна, привычна, "ясна". Что делать? Нет ничего проще! Непонятная вселенная смело дополняется "темной материей". Расчеты "сходятся". Никто не видел темную материю... Все правильно, она же темная! "Ааа! Теперь понятно!"
 
Алгебра, этот праязык чистой культуры, матрица нашего интеллектуального процесса, означает "восполнение", "дополнение". Культура не только накапливает опыт, т. е. реальные, практические знания, но и выдает незнание за знание (высшее, сакральное, философское...). Человек, призванный успокоить, ошеломить, увлечь, вдохновить других людей, должен обязательно приврать, прихвастнуть. Хотя бы немного. Он не должен признавать, что чего-то не знает, в чем-то сомневается. Это и есть культура - вдохновляющее привирание.
 
Конечно, есть отдельные декадентские и нигилистические теории, но не бывает нигилистических культур. Культурных матриц много, но у всех у них одна патрица. Крайне простая. Любая культура основана на повторах, рефренах, цикличности, вечном возвращении. Возвращаются все - осирис, одиссей, иисус, король артур, скрытый имам, элвис пресли, царь ацтеков (забыл имя), путин...
 
Вернется утраченный рай, золотой век, крым... Слово "революция" (почему все забывают об этом?) переводится как "возвращение". Вернуться - это высшая человеческая дерзость. Это значит поступить вопреки второму закону термодинамики. Вопреки смерти. Над Конфуцием иронизируют, поскольку он считал ритуал основой жизни государства. Но"китайские церемонии" имеют глубочайший смысл. Мы воспроизводим, повторяем модели поведения, праздники, мы восстанавливаем разрушенное войной и стихией, мы помним об умерших, мы возвращаем все, что утрачиваем. Опять утрачиваем и опять возвращаем. Цикличность и периодичность не только основа порядка, это еще и реванш, реконкиста, вечное контрнаступление. Отвоевание мира, захваченного смертью. Культура призвана вдохновлять нас на сопротивление. А значит, немного приврать. Внушить нам, что мы лучше и сильнее, чем мы есть. Что подкрепление (в виде бога - с нами бог!, в виде правоты, или технологии, или правильной теории...) уже на подходе. Что впереди нас ждут трофеи и награды. Вот и все.
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
Статьи по теме
Классный журнал