Честное пионерское

«Трудно быть богом»: облученные Германом

09 октября 2013 22:39
Вчера в Мультимедийном центре РИА состоялась пресс-конференция, посвященная фильму «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Работа над картиной завершена, и уже 13 ноября она будет представлена на кинофестивале в Риме. На встрече с журналистами присутствовали: вдова Алексея Германа Светлана Кармалита, сын режиссёра Алексей Герман-младший, исполнитель главной роли Леонид Ярмольник и Марко Мюллер – директор Римского фестиваля. Репортаж редактора "Русского пионера" Ольги Рыжковой.

Последняя картина Германа-старшего по мотивам одноименного романа братьев Бориса и Аркадия Стругацких – это, бесспорно, главное произведение всей жизни выдающегося режиссера. Съёмки фильма велись в общей сложности 15 лет – но при жизни мастера картина так и не была закончена. Светлана Кармалита, вдова и соавтор Алексея Германа-старшего, вместе с сыном Алексеем Германом-младшим и творческой группой фильма, завершили работу над картиной на студии Ленфильм, ничего не меняя в художественной части и стремясь сделать кино именно таким, каким его задумал Алексей Юрьевич. 
 
В рамках 8-го Международного кинофестиваля в Риме состоится мировая премьера фильма, и Алексею Юрьевичу Герману будет посмертно вручена Премия за вклад в киноискусство «Золотая капитолийская волчица». Писатель Умберто Эко, который стал первым в Европе зрителем картины,  был глубоко потрясен увиденным и три дня отходил от шока. Он написал речь в жанре laudatio (“хваление” – средневековая форма текста), которую исполнит во время вручения премии в Риме. 
“Наверное, богом быть трудно, но трудно быть и зрителем, который приближается к такому гениальному произведению, как фильм Германа”, - привел отрывок из речи Умберто Эко директор Римского фестиваля Марко Мюллер. И от себя добавил:  
“Герман в фильме “Трудно быть богом” – это режиссер, который хочет рассказать нам фантастические истории, не отступая при этом от своей верности документальной правдивости. Он – документалист, который, забравшись внутрь ирреального мира Иеронима Босха, упорно запечатлевает каждую деталь”.
 
Затем журналистам показали 10-минутный отрывок из фильма. Ужасающие и завораживающие сцены “будущего средневековья” – неведомая земля, утопающая в бескультурье, бесконечных войнах и чудовищной разрухе. Черно-белая, а скорее даже, серо-металлическая, жизнь Арканара буквально до краев наполнена липкой грязью, человеческой беспринципностью и кровавой местью. Герои - с абсолютно уникальными, инопланетными лицами - и в то же время будто бы сошедшие с полотен "Малых голландцев". Они заглядывают в камеру, смотрят испытующе прямо на нас, современных – фирменный германовский прием. И это не укор – это, скорее, какое-то напоминание, которое проникает под кожу и взывает к тому коллективному бессознательному, хранящему в себе темные годы и тоталитарный ужас – всё то, что пройдено человечеством, но так легко может вернуться вспять. Это кино не про прошлое или будущее – это притча вне времени. Посреди беспросветной темноты и грязи, посреди низости и уродства, стоит одинокий и чужой герой, тот самый Бог, с вопросом: “Что мне делать?”. А рядом человек в латах, с мигающими карими глазками пришептывает: “Уничтожь нас”. И дон Румата отвечает ему: “Сердце моё полно жалости. Я не могу этого сделать”.
 
После просмотра слово взяла Светлана Кармалита, вдова режиссера и его соратница: “Трудно говорить про Алексея. Первый раз я увидела сценарий фильма еще в 1968 году (это была версия, написанная совместно с братьями Стругацкими – прим. “РП”), но тогда он был запрещен. Всю жизнь он хотел снять это кино. Оно не о жесткости – оно о любви в тяжелейших условиях обитания”.
Исполнитель главной роли Леонид Ярмольник делился своими впечатлениями:
- Мы все здесь какие-то облученные – облученные Германом. И я в том числе. Все, кто был вовлечен в создание фильма – стали “людьми Германа”, с другим отношением к жизни.
Я ждал этой встречи столько лет! Дал такое огромное количество интервью! Но всё равно не могу объяснить, что чувствую. “Трудно быть богом” – это не кино. Это огромная часть моей жизни. И возможно – самая счастливая.
Это другой киноязык, которым владели только Тарковский и Герман. Нашелся бы зритель – зритель уже вымер. Но я думаю, это вечное кино.
Мне завидуют все актёры – просто кто-то говорит, а кто-то нет. Вот Владимир Машков не скрывает. Он когда видел Германа, падал на колени и шёл за ним по пятам. А Алексей Юрьевич отвечал: “Ну ничего, может, что-то озвучишь у нас”. У него было прекрасное чувство юмора, но трудный характер. У нас была непростая творческая жизнь: мы оба принципиальные, иногда ссорились.
У меня это первая и последняя, наверное, такая картина в жизни. Нет ощущения, что это я на экране. Это другой человек! 80 процентов которого принадлежит Герману. Я мечтал много лет, как Алексей Юрьевич увидит окончательную версию фильма, услышит реакцию зрителей – и тогда скажет, что я его не подвёл.
Почему Герман великий? Потому что сомневался каждый день. Поэтому мы так долго работали. Он не снимал, пока ему сцена не приснится. Если не снилась – искал её.   
Алексей Герман-младший был немногословен: 
- Хочу сказать спасибо всем тем, кто тащил картину на себе все эти 15 лет – особенно Виктору Извекову и Рушану Насибулину (продюсеры фильма – прим. “РП”). Нам было тяжело, особенно когда папа ушёл из жизни. Денег от Минкульта не было. Буквально вчера принято решение о поддержке фильма, хочу поблагодарить за это Антона Малышева и Владимира Толстого (Фонд кино - прим. "РП"). Картину заканчивала мама, моя роль чисто техническая. Спасибо всем тем, кто довёл замысел отца до завершения.
 
На экране шли стоп-кадры из “Трудно быть богом”. Застывшие, но говорящие лица героев. Холодная красота ужаса. 
После окончания встречи журналисты как-то странно смотрели друг на друга, и не торопились выйти в реальный мир. Облученные. Облученные Германом.
 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал