Честное пионерское

World Press Photo 2013: светопись бед и побед

30 мая 2013 19:26
В Москве открылась выставка лучших работ главной фотопремии мира World Press Photo - 2013. Серия фотографий российского корреспондента Сергея Ильницкого “Golden touch”, сделанная на Олимпиаде в Лондоне, заняла второе место в номинации “Спортивные события”. Почему эту выставку стоит посмотреть, и чего нам так не хватает в современной фотожурналистике - “Русскому пионеру” рассказал фотограф Сергей Киврин.

Фото: Сергей Ильницкий,Россия / European Pressphoto Agency

- Жизнь наша, оказывается, не очень хорошая. Из года в год World Press Photo показывает ужасы: то фотография женщины без носа получает гран-при, то фото убиенных людей выигрывает. Некрофилия какая-то… 
Даже если человечество изменится (вдруг, предположим): Америка не будет бомбить и захватывать другие государства, Америку в ответ не будут взрывать террористы, а Россия не будет конфликтовать с Чечней – даже если все станут благоразумными и не такими жадными, и наладится какая-то жизнь – фотографы всё равно будут снимать ужасы. Потому что катастрофы, ужасы и беды априори производят самое сильное впечатление. Ведь чего хочет фотограф? Чтобы картинка каким-то образом запала и заставила вздрогнуть человека, чтобы он запомнил её. А ничего страшнее смерти в жизни нет. И поэтому они – фотографы - идут по этому пути. Они и сами рискуют жизнью. Многие, кто ездит в горячие точки – очень сильно рискуют. Потому что для того, чтобы сделать страшную фотографию, нужно быть в гуще событий. Я-то остался жив – но два друга моих погибли. Один из них, Андрей Соловьев, был потрясающим фотографом, но его Associated Press сделало военным фоторепортером, гоняя постоянно в Сухуми в зону военного конфликта. Он два раза был ранен, а в третий раз его просто расстреляли. И осталось двое детей. Потрясающие фотографии он сделал – но кто их теперь помнит. А цена у них – жизнь.
А что касается World Press Photo и победителей… Эти работы – они особняком стоят. Иногда это и не фотография вовсе, ведь фотография – это светопись, тут много нюансов, которые должны сойтись в одной точке – не только же кровь и смерть, тут еще и свет должен быть определенный, который будет воздействовать. 
Фотография траурной процессии с детьми на руках, убитых в Газе, с которой Пол Хансен победил в конкурсе в этом году – ничего не могу сказать, она сильная. Поставьте её рядом с жанровой сценой на улице – и естественно, внимание мы будем обращать на этих ребятишек, которых хоронят. Это эмоционально будет сильнее любой сценки, даже самой впечатляющей. 
А конкурс показывает реальное положение вещей. Хорошо только малому количество людей – а в основном планета живёт в бедности, в болезнях, в состоянии войны - и это всё отражается в фотографиях.
Раньше нам говорили, что мы должны снимать эти ужасы, чтобы люди задумались – но мне кажется, что этими кошмарами СМИ нас перекормили. Нужно показывать созидание и красоту, которой становится всё меньше и меньше. Я недавно был в Иордании – казалось бы, заповедная зона на берегу Мертвого моря, пустыня Вади Рам, территория охраняется ЮНЕСКО – вы не представляете, какая это помойка! Человек уродует планету. 
Я бы Хансену дал первый приз – но в номинации “Событие”. А фотографией года я бы назвал серию, где под водой сняты пингвины. Понимаете, в чем дело – этих пингвинов снять непросто. Во-первых, чтобы туда добраться, а потом нырнуть под воду (ледяную!), нужно рисковать жизнью не меньше, чем в горячей точке. И технически снять очень сложно. Но никогда на этом конкурсе не дают главного приза за природу. 
 
Мало того, еще и искусство тут зачастую напрочь отсутствует. Раньше была номинация “Искусство и наука” – но её упразднили. А в номинации “Портреты” призовые снимки – это вообще ничего общего с пресс-фотографией. Сделаны они в студийном стиле, сняты совершенно механически, как на паспорт. Идеи нет. Как они туда попали?


Фото: World Press Photo - 2013
 
А вот наш Сергей Ильницкий, который получил второй приз в номинации “Спортивные события” за своих фехтовальщиков – это другое дело. Он большой молодец, и я очень рад за него. Сережа работает в EPA (European Pressphoto Agency), а люди из таких крупных агентств страшно замучены бесконечной чередой событий: всё время снимают разное – то Олимпиада, то война, то заседание какое-нибудь, то банкет… Или вот, падение доллара – как его снимешь? Всё время нужно что-то придумывать - а с другой стороны, из-за всей этой рутины у многих атрофируется творческая жилка, взгляд замыливается, они становятся такими механическими фиксаторами происходящего. А Сережа, хоть и снимал вид спорта достаточно монотонный, сумел глубоко погрузиться и сделать такую прекрасную серию. Несмотря на то, что он загружен работой в агентстве, и что красивые и сложные работы становятся всё менее и менее востребованными, потому что их заказчики - печатные издания - исчезают. Сейчас им на смену приходят сиюминутные снимки для интернета, который требует быстроты и количества, а не качества. Скоро вместо человека с объективом вообще будут расставлены камеры фиксирующие на месте события. 
Я рад, что в конкурсе, в котором очень сложно пробиться, где всё держит американская “мафия” и пропускают только своих, приз взял Сергей Ильницкий.
Еще хотел бы отметить китайского фотографа, который снял зверей в клетках. Вот это, что называется, социальная фотография. Может, я так к этому отношусь, потому что люблю животных. Меня это сильно зацепило: в ужасных условиях содержаться эти несчастные. У них и так короткий век – и он их запечатлел. 
Запомнился снимок, занявший 3-е место в номинации “Главные новости” - где в грязи отражается небо и лежит труп солдата, на него свет падает сквозь облака. Здесь и грязь, и небо, и вечность. Один этот кадр стоит целой серии с фиксацией событий в Сирии или сцены с женщиной из Найроби, читающей на свалке выброшенные книги. 
Многие прекрасные снимки не оценили. Еще один был сильный, где сквозь дырки от пуль льётся свет – и за него я бы дал главный приз, потому что там чувствуется фотограф, его художественное решение – а не просто констатация факта.
Спорные моменты есть, как и в любом конкурсе. Всё равно - это вкусовщина и лотерея. 


Фото: World Press Photo - 2013
 
Напоследок вот что скажу: хочется, чтобы на зрителя производили впечатление фотографии созидательные. Чтобы они несли заряд хоть малейшего оптимизма! Нам же ничего не осталось – если вот так всё будет происходить, наши дети станут свидетелями конца света. Все рухнет, если ничего не изменится. Помойки достали. Грязь легче найти, чем светлое что-то.

Сергей Киврин
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал