Честное пионерское
Дюран-Рюэль в юбке

Точка отсчета
Надежда Евсеевна Добычина (урожденная Гинда-Нека Шиевна Фишман) появилась на свет в 1884 году в Орле, а в 1902 году перебралась в Петербург. В культурной столице Добычиной повезло оказаться на Курсах воспитательниц, где преподавателем был врач по образованию, но художник по призванию Николай Кульбин.

Николай Иванович Кульбин (1868-1917) – одна из важнейших фигур русского авангарда. Военный врач и доктор медицины, он остался в истории как художник, меценат, искусствовед и философ. Кульбин был соиздателем и автором материалов в художественном альманахе «Стрелец», где публиковались А. Блок, Д. Бурлюк, В. Маяковский. Вместе с Николем Евреиновым и Борисом Прониным он основал литературного кабаре «Бродячая собака», а после персональной выставки 1912 года получил широкое признание как художник.
Кроме того, Николай Кульбин был организатором многих известных выставок: «Современные течения» (1908), «Импрессионисты» (1909), «Треугольник – Венок - Стефанос» (1910). Помогала Кульбину в этом нелегком деле его молодая секретарша – Надежда Евсеевна Добычина. Именно в это время она познакомилась с Петербургской богемой и авангардными художниками, научилась общаться с покупателями, организовывать выставки.

Последовавшее за этим десятилетие получило в кругах коллекционеров и галеристов название «добычинского». Бюро заслужило репутацию центра авангардной живописи, а Добычина - первой галеристки Петербурга. Музей русского импрессионизма оформил свои выставочные залы в соответствии с проведенными ХБД выставками.
Вы можете посмотреть картины с первой для Бюро «Постоянной выставки современного искусства», проходившей в 1911 году еще в маленькой квартире по адресу Дивенская улица, 9 (позднее ХБД переехало; сначала в здание «Русского для внешней торговли банка» на набережной Мойки, а потом в Дом Адамини на Марсовом поле).
Или заглянуть на одну из самых успешных в коммерческом плане «Выставку картин и этюдов А.А. Маневича». На ней музеи и частные коллекционеры приобрели полотна художника более чем на 6000 рублей, огромные деньги по тем временам.

А. Маневич «Париж. В парке Монсури» 1910-е
Хлеб по водам
Несмотря на изначально заявленную коммерческую направленность деятельности, Бюро Добычиной не всегда исходило исключительно из корыстных побуждений. Надеже Евсеевне было важно познакомить публику с талантливыми, но малоизвестными художниками. Так, в 1913 была создана «Выставка графических искусств», бенефициарами которой стали талантливые, но не столь коммерчески привлекательные для галеристов Анна Остроумова-Лебедева и Вадим Фалилеев. А в 1916 году Добычина организовала две «Выставки современной русской живописи».
На апрельской, наряду с уже признанными к тому времени мастерами, вроде Ильи Машкова и Петра Кончаловского, состоялся первый крупный показ работ Марка Шагала (60 произведений Витебской серии 1914-1915-х годов). На осенней выставке были показаны картины молодого Юрия Анненкова, а также впервые в России на одной выставке было представлено значительное числе работ Василия Кандинского (24).

Юрий Анненков «Мечты провинциала» 1912г.
Илья Машков «Кипарис у соборной стены. Италия.» 1913г.
В сумме на двух «Выставках современной русской живописи» было показано 664 работы.
Такое количество картин могло бы составить постоянные экспозиции нескольких солидных галерей, например, венецианского музея Пегги Гуггенхайм (дважды) или музея Альбертина в Вене, да еще в запасниках осталось бы внушительное число полотен. Осмотреть за раз такое количество шедевров практически невозможно, однако Добычиной приходилось создавать экспозиции в такое время, когда каждая выставка могла стать для художника последней.

Марк Шагал «Аптека в Витебске» 1914г.
Сказать точно, можно ли будет еще раз выставить того или иного живописца, не окажется ли он в тюрьме, не эмигрирует ли за границу, было невозможно. Так родились «Выставка графических искусств» (369 картин) или «Посмертная выставка Я.Ф. Ционглинского» (972 работы). Как отметила куратор выставки «Выбор Добычиной» Анна Скляревская: «Для многих мастеров это было редкой возможностью продемонстрировать свои картины, поэтому Надежда Евсеевна стремилась максимально полно представить публике их творчество».За примером хрупкости положения художников и галеристов в предреволюционные годы далеко ходить не нужно. В экспозиции «Выбор Добычиной» есть одна из картин Натальи Гончаровой, которая в 1914 году поставила Бюро под угрозу закрытия.
Черный пиар
В 1914 году в Бюро была организована «Выставка картин Натальи Сергеевны Гончаровой 1900-1913» (экспонировалось 249 работ). И уже на следующий день после вернисажа в журнале «Петербургский листок» появилась разгромная статья анонимного критика Дубль-Вэ «Футуризм и кощунство», в которой автор обвинил Гончарову в «умышленном обезображивании святых лиц». Статья приобрела известность, и полиция арестовала 12 картин на религиозные сюжеты.

Наталья Гончарова «Богоматерь на престоле с предстоящими» 1910г. (справа) и статья «Футуризм и кощунство» в журнале «Петербургский листок» (слева)
Хотя уже через 9 дней картины вернули, не найдя в них ничего предосудительного, но поднявшийся скандал грозил уничтожить репутацию Бюро, отпугнуть потенциальных покупателей. По городу поползли слухи о том, что заочная борьба, которую Добычина вела с Лидией Михайловой и Кларой Лемерсье Надеждой Евсеевной, проиграна.
Лидия Михайлова и Клара Лемерсье – московские галеристки, открывшие свои салоны примерно в одно время с Добычиной. Галерея Лидии Михайловой (1912-1917), Салон Лемерсье (1909-1917) и Художественное бюро Н.Е. Добычиной на протяжении 1910-х годов оспаривали друг у друга звание главной частной арт-площадки страны.
В действительности все вышло в точности наоборот. По словам Анны Скляревской:
«Скандал только увеличил упоминаемость Художественного бюро в прессе. Хоть картины с выставки особо не приобретались, за месяц ее посетило около 2000 человек, а это очень высокий показатель за столь короткий срок. Интерес к Бюро значительно вырос».
Сегодня картины с выставки Гончаровой висят в музее русского импрессионизма, не вызывая гнева критиков. А скандал 1914 года, так удачно повысивший интерес к Бюро, стал прологом к самому успешному периоду работы ХБД – 1915-1917 годам.
«Дюран-Рюэль в юбке»
На период с 1915 по 1917 год приходится 21 выставка. Это огромная цифра, учитывая творящийся в стране хаос, однако качество этих выставок еще сильнее поражает воображение. Так, в эти годы состоялось 6 выставок мирискустников, «Выставка картин левых течений», на которой свои работы представили Ольга Розанова, Николай Кульбин, Аристарх Лентулов, а также Первая в Российской империи «Выставка латышских художников», организованная в пользу латышских беженцев, потерявших дома в ходе Первой мировой войны.

Василий Пурвит «Ревельская бухта» 1900-е. Картина с «Выставки латышских художников»
Мирискусники – участники художественного объединения «Мир искусства», существовавшего с 1890 по 1927 год. Художники этой группы восставали против стандартов академизма, утилитарного понимания живописи, разделяли принцип «искусство ради искусства». Основателями «Мира искусства» являются Сергей Дягилев, Дмитрий Философов и Александр Бенуа, ставший инициатором издания одноименного журнала. Идеи мирискустничества разделяли Лев Бакст, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь и многие другие прославленные художники, чьи работы в дореволюционные годы можно было увидеть в ХБД, а сегодня в Музее русского импрессионизма.

Б. Кустодиев «Групповой портрет художников общества “Мир искусства”» 1916-1920
Слава Добычиной в 1915-1917 годах достигла своего пика. Ее Бюро было местом притяжения Петербуржской богемы, а ее выставки, несмотря на гремящую войну, неизменно наполнялись посетителями. Именно в это время Александр Бенуа и назвал Надежду Евсеевну «Дюран-Рюэлем в юбке».
Поль Дюран-Рюэль (1831-1922) – французский коллекционер, долгие годы являвшийся чуть ли не единственным спонсором и покровителем импрессионистов. С 1870 года он всячески помогал Моне, Писсаро, Ренуару и другим художникам-«впечатленцам». В 1876 году он устроил вторую выставку импрессионистов в Париже, в 1886 привез их работы в США, добившись для них признания за океаном, а в 1890-1891 годах издавал журнал «Ар дан ле де монд», в котором публиковал статьи о творчестве импрессионистов, написанные самыми блестящими критиками того времени. Первый профессиональный артдиллер, который видел свою миссию в поддержке настоящего искусства и формировании вкусов публики, Дюран-Рюэль умер в 91 год, сознавая, что его «…безумие оказалось мудростью».
Таким же провидческим стало решение Добычиной предоставить в 1915 году свое Бюро для проведения знаковой для русского искусства «Последней футуристической выставки картин “0,10”».

Пьер-Огюст Ренуар «Портрет Поля Дюран-Рюэля»
Колыбель супрематизма
Подготавливаемая в строжайшем секрете «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”» должна была ознаменовать разрыв с кубофутуризмом и переход к супрематизму. Цифра О в заглавии выставки символизировала отсутствие предметных форм в супрематизме, 10 – количество участников выставки (в итоге экспанировалось 14 художников, но название осталось прежним).

Афиша выставки
К выставке была выпущена брошюра «От кубизма к супрематизму» - первый манифест нового течения. В ней Малевич провозглашал:
«Но я преобразился в нуль формы и вышел за 0–1… Считая кубофутуризм выполнившим свои задания – ... я перехожу к супрематизму – к новому живописному реализму, беспредметному творчеству».
Трудно представить ажиотаж, царивший вокруг выставки. За месяц посмотреть «Последнюю футуристическую выставку» пришло около 4000-6000 человек. А фотография, с концептуальной развеской картин по двум стенам и «Черным квадратом» в «красном углу» стала культовой.
Красный угол (от стар. слав. «красьнъ» – красивый) – важнейшее место в русской избе, где вешали иконы и ставили стол. Красный угол располагался по диагонали от печки, в южном или восточном углу жилища. Он символизировал церковный алтарь, поэтому каждый, кто заходил в избу, обязательно крестился на висевшие в нем иконы. Казимир Малевич, с присущей ему смелостью, обыграл эту древнюю традицию, провозгласив «Черный квадрат» «иконой русского авангарда».

На время выставки Бюро Добычиной стало крепостью супрематизма, с бастионов которой Казимир Малевич и его последователи развивали идеи нового течения. Да, организатором выставки на этот раз выступил Иван Пуни, однако именно Бюро предоставило залы для ее проведения, став тем самым колыбелью супрематизма.
Личная коллекция

При осмотре проходящей в Музее русского импрессионизма выставки нельзя не обратить внимание на отгороженное от остального зала помещение. В этом стилизованном под кабинет Надежды Евсеевны пространстве выставлены картины из личной коллекции галеристки.
Добычина, разумеется, не смогла бы достигнуть столь впечатляющих результатов в галерейном деле, не являясь страстным поклонником живописи. В коллекции галеристки по разным оценкам было от 80 до 250 полотен. До наших дней дошла лишь малая часть собрания, однако и она потрясает.
Так, на стенах «кабинета Добычиной» можно увидеть «Желтые цветы» Мартироса Сарьяна, «Натюрморт» 1920-го года Кузьмы Петрова-Водкина, «Улицу в дождь. Франция» Льва Бакста, а также «Эскиз декорации к драме У. Шекспира “Венецианский купец”» Александра Бенуа, в углу которой художник написал посвящение Добычиной.

«Сцена с марокканским принцем. Эскиз декорации к драме У. Шекспира “Венецианский купец”» Александра Бенуа
Как рассказала куратор выставки Анна Скляревская, картины появлялись в коллекции Добычиной не только после покупки. Многие художники, как, например, Александр Бенуа, были друзьями художницы и дарили ей свои работы.
«Были еще интересные случаи, когда картины оставались в коллекции Добычиной после отъезда их авторов за границу. Мы знаем, например, что после эмиграции Ларионова из России в 1915 году в коллекции Добычиной осталось несколько его картин, которые в дальнейшем так и не удалось передать художнику. Похожая история была и с работами Льва Бакста», - рассказывает куратор.
4 образа – один человек
Одним из главных достояний личной коллекции являются портреты Добычиной, раскрывающие многогранность ее личности. Николай Бенуа изобразил галеристку безупречной красавицей, Константин Сомов передал в своем портрете проницательный ум и загадку, сверкавшие во взгляде Добычиной, Головин сосредоточился на спокойной грации и достоинстве, отличавшем Надежду Евсеевну в зрелом возрасте.

«Портрет Надежды Добычиной» Николай Бенуа
«Портрет Н. Е Добычиной» Константин Сомов
«Портрет Н. Е. Добычиной» Александр Головин
Меня больше всего поразил портрет работы Роберта Фалька, созданный в 1947 году, за три года до смерти Добычиной. На этом карандашном рисунке галеристка предстает перед нами не как человек острого ума, богиня грез или знатная особа. Мы видим уже довольно пожилую женщину (на момент создания работы Добычиной было 66 лет), с избороздившими лицо морщинами, мешками под глазами и той особой печатью мудрости и тихой грусти на лице, которую годы накладывают на людей, горевших чем-то в своей жизни. Предельно простые карандашные линии очерчивают спокойно сложенные руки, меланхолически изогнутую линию рта с опущенными уголками, а также каким-то невероятным образом передают надмирный, но в то же время проницательный взгляд Добычиной. Портрет Роберта Фалька отодвигает ту завесы славы, светской жизни, организованных выставок, и показывает нам, каким человеком Надежда Евсеевна была на склоне лет.

«Портрет Надежды Добычиной» Роберт Фальк
«Неслучившееся»
Добычина работала в одно из самых трагических десятилетий русской истории: Первая мировая война, революция, гражданская война. Все эти события, безусловно, оказали влияние на планы Бюро, помешав осуществить некоторые проекты. Этим нереализованным выставкам посвящен 3-ий этаж Музея русского импрессионизма.
Эта часть экспозиции получила название «Неслучившееся». В ней представлены работы, отобранные для готовившихся в 1914 году выставок «Русская провинция», «Европейская графика», эстампы из запланированной на 1915 год выставки Японского искусства, картины для персональной выставки Сергея Судейкина, Василия Шухаева и многие другие работы, нашедшие своего зрителя только сегодня.

Сергей Судейкин «Композиция по мотивам балета ”Лебединое озеро” Петра Чайковского» около 1910г.
Утагава Хиросиге 1. Мост Канасугибаси в Сибаура Уоя Эйкити. Япония, 1857г.
Пожалуй, самым обидным налогом времени, который галеристке пришлось заплатить, является сорвавшаяся выставка Пабло Пикассо. Известно, что в 1914 году Добычина совершила путешествие по Европе, в ходе которого обсуждала со многими известными художники, в том числе и с гениальным испанским кубистом, проведение в Бюро их выставок. Разразившаяся Первая мировая война заставила Добычину ускорить сроки возвращения на родину и не дала организовать, возможно, самую легендарную выставку Художественного Бюро.
Бабушка российских музеев
Только сегодня, спустя 100 лет, с подачи Музея русского импрессионизма нам открывается масштаб личности и значимость достижений Надежды Добычиной. Выставки ее Бюро не просто развлекали высшее общество первой четверти 20-го века, но закладывали фундамент, создавали эскизы и черновики, по которым в будущем будут созданы десятки и сотни экспозиций. Всего за 8 лет существования Художественного Бюро Добычина успела невозможное – она открыла в России профессию галериста.

Выставка «Выбор Добычиной».
Открыта до 24 сентября 2023
- Все статьи автора Читать все
-
-
04.07.2023Взобраться на Геликон 0
-
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Классный журнал
-
-
18.05.25№ 126Ночь после танцев 110 1
-
18.05.25№ 126И затанцуют все 80 1
-
17.05.25№ 126Аттестат танцевальной зрелости 194 1
-
16.05.25№ 126Координация должна быть идеальной 207 1
-
16.05.25№ 126Танционный смотритель 180
-