Честное пионерское

Зимовье. Анонс номера от главного редактора

01 декабря 2022 14:22
Новогодний номер «Русского пионера» посвящен теме «Зимовье». Странно, что у нас до сих пор не было такой темы. Каждый год ведь как-то зимовали, а не думали, значит, об этом. Тем более так, как умеем только мы. Выразительно, сильно, художественно. Кто сейчас так вообще о чем-нибудь способен думать? Вот именно. И додумали. И додумались.
 

Писатель Дмитрий Быков не успевает за самим собой (возможно, тяжкая ноша иноагента пригибает к земле и не дает вздохнуть). Он понимает, что не успевает написать роман, который уже задуман и придуман. Но выход есть: роман можно издать в виде колонки в «Русском пионере». Только Дмитрий Быков и мы, читатели журнала, знаем: с любым романом можно поступить так же. Все поместится. Но это между нами. Зачем расстраивать длинных писателей?
 
 
Заслуженный полярник Павел Астахов имеет в активе такие зимовья, которые, может, кому-то пока только и снились, но лучше не надо. Иначе бы он не заслужил это звание. А в этом номере он описывает зимовье, которое в конце концов можно будет назвать даже и чудесным. Бывают и такие.
 


Журналист Лидия Маслова рассматривает тему «Зимовье» рассматривают ее все колумнисты в номере. Чтобы закрыть ее, она разбирает весь мировой кинематограф. Впрочем, закрыть тему, пока есть непосредственно зима, нельзя. Раскрыть — можно.
 
 
Режиссер Иосиф Райхельгауз думает о том, как ему жить. А кто не думает? Это сейчас, а не только всегда, и является, наверное, самым интересным. Причем Иосиф Райхельгауз — мирный человек. Но присмотритесь.
 


Зоолог и телеведущий Николай Дроздов не раз зимовал там, где и положено телезоологу: в мире животных. Но в отличие от животных он при этом не впадал в спячку, а пристально наблюдал. Теперь вот пришло время читателей «РП» не спать, предавшисьчтению: такими наблюдениями спячку как рукой снимет.
 
 
Не сразу поймешь, да и надо ли понимать, кто же пионер-герой этого очерка обозревателя «РП» Александра Рохлина. Гоголь — то ли с большой буквы, классик. То ли с маленькой — нырковая утка средней величины. Оба гоголя прибыли в одно и то же место и по идентичной причине: на зимовье. Там-то их и настигает обозреватель «РП». И устраивает им заочную ставку. Кто из них герой — пусть сами разбираются.
 
 
Чтобы совсем уж не окоченеть в главной теме номера — «Зимовье», — шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов привлекает «для сугрева» русскую классику. И она до некоторой степени грела, был день чудесный. Но потом подключились другие режимы, где не до зимних балов, а за счастье — окурочек.
 
 
Оказавшись в широтах, где зима не определяется ни календарно (там другой календарь, идет 2565 год), ни по погоде (там всегда тропическая жара), шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов пытается уяснить, как можно — да и можно ли — жить-выживать без климатических испытаний, без метелей и льдов. Должно ведь, как бы там ни было, для полноты картины быть в номере и такое — альтернативное — зимовье.
 
 
Знакомьтесь: музыкант Максим Кучеренко в новом качестве — репортер и очеркист. Он ведет сказ о географическом мастер-классе со всеми элементами зимовья (хотя до зимы дело не дошло). Замкнутое пространство, суровая внешняя среда, героическое сопротивление человека синдрому абстиненции. И великий полярник без головы, ожидающий исторической справедливости.
 



СКОЛЬКО ЗИМ. Фотоувеличитель. Полярники, старатели, следопыты — упорно идут они на Север, вмерзая во льды, дрейфуя на льдинах, оставляя на зимовках запасы провизии — для себя, для следующих одержимых, которые пойдут по их теряющимся в вечной мерзлоте пунктирам. Так повторяется северный путь и история «Двух капитанов», возникшая из дневников штурмана «Св. Анны» Валериана Альбанова. И мы увидим шхуну такой, как видел ее штурман в январе 1914 года, — плененной, но живой: «Надеясь увидать где-нибудь хотя отдаленную землю, я перед уходом с судна, когда наступили ясные солнечные дни, часто лазил в обсервационную бочку, укрепленную на грот-мачте на высоте 80 фут; но напрасно я всматривался в горизонт: нигде не мог заметить ничего, кроме бесконечных торосов. Зато торосов было много: горизонт на юге, куда предстояло нам отправиться, в сильную подзорную трубу представлялся в виде сплошного частокола, через который, казалось, и не продерешься с нашей поклажей. В тихую ясную погоду приятно посидеть в обсервационной бочке на высокой мачте. Чуть слышно шепчет ветерок в снастях, покрытых серебристым пушистым инеем. Как в белом одеянии, лежит и спит красавица “Св. Анна”, убранная прихотливой рукой мороза и по самый планширь засыпанная снегом. Временами гирлянды инея срываются с такелажа и с тихим шуршанием, как цветы, осыпаются вниз на спящую. С высоты судно кажется уже и длиннее. Стройный, высокий, правильный рангоут его кажется еще выше, еще тоньше. Как светящиеся лучи бежит далеко вниз заиндевевший стальной такелаж, словно освещая заснувшую “Св. Анну”. Полтора года уже спокойно спит она на своем ледяном ложе. Суждено ли тебе и дальше спокойно проспать тяжелое время, чтобы в одно прекрасное утро незаметно вместе с ложем твоим, на котором ты почила далеко в Карском море у берегов Ямала, очутиться где-нибудь между Шпицбергеном и Гренландией? Проснешься ли ты тогда, спокойно сойдешь с своего ложа, ковра-самолета, на родную тебе стихию-воду, расправишь широкие белые крылья свои и радостно полетишь по глубокому морю на далекий теплый юг из царства смерти к жизни, где залечат твои раны, и все пережитое тобою на далеком севере будет казаться только тяжелым сном? Или в холодную, бурную, полярную ночь, когда кругом завывает метель, когда не видно ни луны, ни звезд, ни северного сияния, ты внезапно будешь грубо пробуждена от своего сна ужасным треском, злобным визгом, шипением и содроганием твоего спокойного до сего времени ложа; с грохотом полетят вниз твои мачты, стеньги и реи, ломаясь сами и ломая все на палубе? Что ждет тебя, “Св. Анна”?» Нам ли не знать. Вот и узнаем.
 


 
Журналист Александр Федоров возвращает в «Русский пионер» автомобильную рубрику «Сбор металлолома». Ведь он ее, собственно говоря, и начинал в первом номере нашего журнала. Не хватало.
 
 
Чем дальше на север — тем суровее зимовье. Однако из гео-онтологической колонки писателя Виктора Ерофеева этого не следует. У него выходит даже наоборот, что север может быть и теплым, и прельстительным. Если только не вдаваться в подробности. Если не поддаться нелепой и буйной красе. Но разве это возможно в полном Заполярье?
 
 
Оказывается, до того как основать и возглавить группу компаний Cognitive Technologies, Ольга Ускова пробовала свои силы на артистическом поприще. Правда, было это еще в детском саду, но сейчас та история заиграла, на взгляд Ольги, новыми красками и обрела такие подтексты, которые тогда не угадывались. Хотя, если в основе истории сказка, тем более русская народная, — урок неизбежен. И добрым молодцам, и красным лисам.
 

 
6-й президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сперва, для порядка, отдаст должное базовым героям сурового зимовья: полярникам, челюскинцам, папанинцам. Однако сугубо личные слова он выскажет героям, имен которых мы не знаем, да они и не считают себя героями. Но Кирсану Илюмжинову — и зиме — виднее.
 
 
Перед долгим зимовьем каждый из нас (даже психолог) вспомнит что-нибудь такое, всю зиму греющее. Вот и разгадка, почему психолог и колумнист «РП» Лена Фейгин возвращается в тот осенний денек, когда она оказалась на территории Желтой Мельницы, на территории — как предостерегает автор колонки — «со множеством нюансов», но один из них имеет особое отношение к зиме. Оказалось, Желтая Мельница — дело создателя «Снежного шоу». А с ним, глядишь, зима повеселее будет. Если верить психологу.
 
 
Главное — хорошо подготовиться к зимовке, утверждает писатель и бывший следователь Сергей Петров, приводя в пример житейские достижения своего бывшего начальника, который подготовился к зимовке на зависть вроде бы всем — да не всем. Иначе не было бы этой колонки. 


 
Тут, можно сказать, чудо. Потому что этого выпуска кулинарной рубрики могло не быть, ибо шеф «полевой кухни» Александр Рохлин оказался в положении, когда ему было совсем не до кулинарии. И все это вдали от дома, на Куршской косе, в городе Кранце (Зеленоградске). Но случилось чудо. Кулинарное. На выручку пришла (пускай довольно замысловатым путем) мать зимних припасов — тушенка. Рецепт чуда шеф-повар не скроет: кому-то пригодится. Кого-то выручит.
 
 
Режиссер Константин Богомолов, прежде чем выпустил премьеру «Новой оптимистической», опубликовал две ее главы на страницах «Русского пионера». Но дело нельзя считать завершенным, если теперь не опубликовать еще две. Ведь должен же существовать на бумаге пример того, как написать про ЛГБТ, не пропагандируя ЛГБТ. Обращайтесь. Андрей Колесников, главный редактор журнала «Русский пионер» 
 
 
А также рассказ Майка Гелприна
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Я есть Грут
    1.12.2022 16:10 Я есть Грут
    Майка Гелприна прочту.
    Остальное - в Воркуту.
    Стала бы высшей снова мера,
    Пустил б в расход пол-"Пионера".