Классный журнал
Богомолов
Сбор трупов
Министр: Это зрительный зал. Тут и будет происходить сбор труппы.
Виолин: Добрый день. Позвольте познакомиться.
Анна Андреевна: Вы кто?
Виолин: Я — Виолин. Александр Моисеевич.
Чернова: Вы артист?
Виолин: Да. Забавно. Вы пришли в наш театр и даже не знаете, кто здесь работает?
Чернова: Пид…сы. Здесь работают пид…ы.
Виолин: Что вы имеете в виду?
Чернова: То, что я сказала. Здесь работают пид…сы.
Виолин: То есть я — пид…с?
Чернова: Да.
Министр: Анна Андреевна, Виолин Александр Моисеевич — заслуженный артист, соратник Филиппа Игоревича.
Виолин: Благодарю. Но это лишнее, Ольга Борисовна.
Чернова: Простите, не знала. Приношу свои извинения. Учту, что вы — пид…с со званием.
Виолин: Интересно.
Чернова: Очень. У вас какое-то дело?
Виолин: Да нет. Зашел познакомиться.
Чернова: Ну вот и познакомились. Давайте начнем сбор труппы.
Министр: Добрый день. Позвольте представить вам нового художественного руководителя вашего театра. Чернова Анна Андреевна. Молодой, но многообещающий режиссер. Мы все очень переживаем внезапную и безвременную кончину Филиппа Игоревича. И многим назначение Анны Андреевны покажется поспешным.
Виолин: Да уж… Труп еще не остыл.
Министр: Мы посчитали важным не допустить разброда в коллективе. Вы опытный артист, Александр Моисеевич, вы как никто знаете: с кончиной сильного лидера в коллективе часто наступает момент неуверенности, депрессии, интриги. Поэтому мы в недрах, так сказать, нашего коллектива министерства и с помощью ответственных лиц мгновенно задумались: а кто? Кто может возглавить такой театр? Театр, обладающий такой, не побоюсь этого слова, россыпью талантов, театр амбициозный, знающий вкус успеха, побед. И как только мы поняли, что есть такой человек, такой лидер, мы не стали затягивать. Анна Андревна окончила… Хотя, я думаю, лучше, если Анна Андревна сама про себя расскажет.
Чернова: Добрый день. Всем добрый день. Меня зовут Анна Андреевна Чернова. Вопросы есть?
Виолин: Вопросов немало.
Чернова: Спрашивайте.
Алешин: Простите, а вот министр сказал, что вы что-то окончили. А что?
Анна: А вы не могли бы сначала представиться?
Алешин: Алексей Алешин. Артист театра. И кино.
Министр: Алексей. А вот это разве так важно? Важно расспросить сейчас про будущее…
Алешин: Оль, я все понимаю, но…
Министр: Будущее театра — а значит, и ваше будущее — вот что важно.
Виолин: Наше будущее — это теперь Анна Андреевна. Поэтому, чтобы знать наше будущее, нам бы теперь понять про ваше, Анна Андреевна, прошлое.
Чернова: Что конкретно вас интересует?
Виолин: Молодой артист задал внятный вопрос: что вы окончили?
Любин: И чего ставили?
Ангелин: Вы должны понять нас, Анна Андреевна. О вас ничего не известно. Мы вас гуглили-гуглили…
Онегин: Но ничего не нагуглили.
Чернова: Я понимаю.
Виолин: Боюсь, не понимаете. В нашем деле есть разные школы, разные подходы. Трудно представить себе, чтобы к вахтанговцам пришел руководить человек школы Станиславского. Или чтобы Додин стал репетировать с артистами покойного Романа Григорьевича… Впрочем, если вы вообще знаете такие имена…
Чернова: Знаю.
Виолин: Кстати, а вы вообще видели спектакли нашего театра?
Чернова: Видела.
Виолин: Что же вы видели?
Чернова: «Три сестры» видела.
Виолин: И все?
Чернова: Мне хватило.
Виолин: То есть вы не видели ни «Осенней сонаты», ни «Три дня в Порто-Лассо», ни «Песню о маме»?
Чернова: Нет. Чтобы понять, что молоко скисло, не надо выпивать весь бидон.
Виолин: Потрясающе! Бидон. Это вот так у нас теперь говорят о великих спектаклях великого режиссера. Это такая у нас теперь будет культура, да, Ольга Борисовна?!
Министр: Александр Моисеевич, не цепляйтесь к словам!
Виолин: А почему не цепляться?! Мы ведь не случайно спросили, что вы окончили. И вы, видимо, не случайно уходите от ответа!
Чернова: Я не ухожу.
Виолин: Если вы стесняетесь заведения, которое вы окончили, вы так и скажите. Мы поймем. За последние годы возникло много каких-то странных курсов, частных школ. Я не раз обращал внимание министра на это безобразие.
Министр: Александр Моисеевич…
Чернова: Ольга Борисовна, пусть товарищ Мугинштейн выскажется.
Виолин: Что?! Так вы еще и антисемитка?!
Чернова: Я — нет. Это вы отчего-то стыдитесь своей настоящей фамилии.
Виолин: Я сменил фамилию, потому что опасался всю жизнь вот таких, как вы!
Чернова: Нет. Вы просто полагаете, что наш народ не любит евреев. Вы и вам подобные создали миф такой и его поддерживаете.
Онегин: Ни фига се куда пошло.
Виолин: Это не миф! Это суровая реальность!
Министр: Господа! Давайте все-таки про искусство, про театр.
Чернова: Искусство театра неотделимо от жизни. Но вы правы, Ольга Борисовна. Вернемся непосредственно к теме нашего разговора. Итак, вы хотели знать, что я окончила. Я окончила Академию ФСБ.
Алешин: Опа.
Чернова: Да. И еще я окончила ГИТИС. До того как я окончила Академию ФСБ, я окончила ГИТИС. Есть вопросы?
Ленский: Простите, а у кого?
Чернова: Что у кого?
Ленский: Ну, какую мастерскую вы окончили в ГИТИСе?
Чернова: Задавацкого.
Алешин: То есть вы не работали по профессии?
Чернова: Нет. Не успела. На последнем курсе я пошла воевать. Отвоевала полтора года. Была ранена. Вернулась. И потом пошла работать в спецслужбы. Учиться и работать.
Ангелин: А где вы воевали, Анна Андреевна?
Чернова: Это не публичный разговор.
Онегин: А почему потом не вернулись в театр?
Чернова: Вот вернулась. Кривой дорожкой — но вернулась.
Ангелин: А почему вы ушли воевать после ГИТИСа?
Чернова: Потому что я шла в театр, чтобы найти другую интенсивность жизни. Другую температуру жизни, если угодно. Я хотела и искала в театре бескомпромиссности. Ярости. Страсти. Подлинных чувств. Горячих сердец. Мы живем под грузом бесконечных компромиссов. И самые страшные компромиссы — они не с властью. Не с начальством. Они с самим собой. С тем, что в тебе бушует буря — эмоций, ураган — страстей, вулкан — желаний. А ты — ты сам — надеваешь на них кандалы, прячешь в клетку. И живешь. Живешь, зная, что упрятал в тюрьму своего убожества дарованный тебе Господом огромный мир. И в театре я искала свободы для этого мира.
Ангелин: И не нашли?
Чернова: Нашла. Свободу для бесстыдства. Для скотства. Свободу для мелочности и подлости. Свободу для эгоизма. Для чванства. Вот такую свободу нашла я там.
Виолин: Ну хорошо. Это какой-то ваш травматичный опыт. А как вы собираетесь нами руководить? Если вы ни разу не работали в театре… Все-таки театр — не армия. Это не приказы, строевые марши и стрельбы. Это, простите, творчество и со-творчество. Вы согласны?
Чернова: Конечно.
Виолин: А творить и со-творить что-либо стоящее и, простите, стоЯщее можно только при условии взаимности. Только если люди говорят на одном языке, одержимы одной идеей. У вас есть идея? Художественная программа?
Чернова: Если коротко, я хочу, чтобы, выходя к зрителю, вы каждый раз выходили как на бой. С готовностью не только жить. Но и умереть здесь. Кстати, вы ведь так и начинали. Когда-то. Ведь ваш Глотов считал, что театр — это корабль, отправляющийся в морской поход, в рискованное и отчаянное путешествие. В то путешествие, из которого можно и не вернуться!
Виолин: Правильно! Именно поэтому он не взял в театр ни одной женщины. А всех, что были здесь, уволил.
Чернова: Не всех. Как я понимаю — не всех.
Виолин: Да. Встаньте, Ангелин Маркович. Ангелин Маркович так хотел работать, что переделался в мужчину. И это тоже показатель. Это вам для понимания того, на смену какому человеку вы приходите. Какому лидеру. Ради него человек сменил пол!
Чернова: Ангелин Маркович переделался телом. Но переделать душу нельзя. Нельзя переделать душу. И в душе Ангелин Маркович, как мне кажется, остался женщиной. Умной, тонкой, интересной женщиной. И за это мы его и ценим.
Виолин: А это не важно. Кто он в душЕ. Важно, какой он в дУше. Философия Глотова была в том, что женщине как биологическому существу не место в театре. И это не праздный вопрос. Это то, о чем мы все сейчас думаем. Наш театр был основан и существует по принципу мужского монастыря. И как-то странно, когда в наместники нам присылают женщину.
Ленский: Корабля.
Виолин: Чего?
Ленский: Морского корабля.
Виолин: Б…я, не перебивай меня! Театр — монастырь, морской корабль — какая разница! Главное — одни мужики. Вы сами процитировали Мастера! Создание спектакля — это морской поход. Корабль отправляется в плавание — и женщин на корабле быть не может.
Чернова: Это отчего ж?
Виолин: Они рожают. Они интригуют. Они влюбляются. Они мешают творить. Мешают! И мне странно, что присутствующий здесь вроде как министр культуры, назначая сюда существо женского рода, не удосужился соотнестись с философией театра.
Министр: Ну послушайте, у нас феминистический век.
Виолин: Ложь! Вы сами проповедуете традиционные ценности! Домострой. И вот присылаете нам бабу! Это унизительно, наконец.
Чернова: Значит, женщины мешают тем, что влюбляются?
Виолин: Да.
Чернова: А разве вы тут не влюбляетесь? Иначе как бы тут в театре после вашей поездки в Самарканд появился невероятный Фархад? Или вот Онегин сейчас пишет Любину — наверное, о том, как хорошо им было вчера?
Ленский: Сука! Это правда?!
Онегин: Что?
Ленский: Дай телефон!
Онегин: Прекрати!
Ленский: Дай телефон, говорю! (К Любину.) Это правда?!
Любин: Отъе…сь от меня!
Виолин: Мальчики, прекратите!
Ангелин: Александр Моисеевич, не надо вам!
Ленский: Отойди, старикашка!
Ангелин: Как ты смеешь! Это твой учитель!
Ленский: Ты еще тут, переделанный, поговори!
Онегин: Чего ты сидишь?! Он меня убьет!
Любин: И будет прав — я тебе сколько говорил: надо сказать ему!
Ленский: Сука, так вы давно уже?!
Скандал — драка — выстрел.
Чернова: Вот в этом вся ваша проблема. Начиная, вы провозгласили себя кораблем, отправляющимся в дальнее плавание. А сами пришвартовались в первой уютной бухте и превратили ваш корабль в бордель. Мерзкий и пошлый. Репетиции через три дня. На этом собрание закончено.
Ангелин: А что мы будем репетировать?
Любин: И что будет со старым репертуаром?
Чернова: Старый репертуар упраздняется. А репетировать мы будем спектакль для детей.
Алешин: То есть как для детей?
Чернова: Так.
Онегин: Ну Александр Моисеевич, это ж что такое делается?
Виолин: Что Александр Моисеевич, Александр Моисеевич? Настали темные времена. Ничего, переживем. Перетерпим. Главное — быть вместе. Мы не должны друг другу бить морды. Помните, как говорил Вознесенский: «Берегите ваши лица». Вы ими работаете.
А что касается детского спектакля… Детский так детский. Как говорил Филипп Игоревич, задумывая поставить «Голубую стрелу»: в конце концов, дети тоже люди.
Колонка Константина Богомолова опубликована в журнале "Русский пионер" №110. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
26.04.2024Пигмалион 1
-
11.12.2023Мой интеллект — искусственный 0
-
11.09.2023Дачники на Бали 0
-
22.01.2023Новая оптимистическая трагедия 0
-
08.07.2022Новая оптимистическая трагедия 0
-
31.12.2021Он просто вот праздник 0
-
04.11.2021И было много боли 0
-
12.04.2021Паранормальное поведение 1
-
08.12.2020И если нет в тебе дна — лети 0
-
05.01.2020"Новый год - это портал" 2
-
09.12.2019Я спрыгиваю с поезда 0
-
22.10.2019Горят глаза копченой рыбы 2
-
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям