Классный журнал

Третьяков
Водитель для Семеновны
Инструктором по вождению я, честно говоря, становиться никогда не собирался. Само собой так как-то вышло. Я вообще музыкант — с первого класса учился играть на баяне, в пятом уже подбирал на слух любую музыку на разных инструментах. А потом поступил в железнодорожный техникум и стал проводником, позже — начальником поезда.
Это было в 90-е. Поезд «Гомель—Моск-ва». Два дня я работаю, два дня дома. Параллельно рок играю, — я на тот момент был уже довольно известным музыкантом в Белоруссии. Рестораны, свадьбы, выступления… Придумал себе псевдоним TRACK_FIRST. Татуировку такую набил, майки с логотипом выпустил. Меня все знали как TRACK_FIRST. И вот у меня концерты, а тут на работу надо, в поезд, и все срывается. И трудовая книжка моя на железной дороге, а это же еще, считай, Советский Союз — все серьезно. Надо было что-то думать… И я придумал.
Так как я ездил на поезде по всей стране, у меня в каждом городе были клиенты: то кому-то посылку передать, то деньги, то еще что-то. Один из моих клиентов был в Гомеле начальником ДОСААФ — организации, которая всему учит: писать, рисовать, с парашютами прыгать, машины водить… Звоню я этому Якову Михайловичу, жалуюсь: «Как бы сделать так, чтобы я дома все время был? Музыка иначе моя страдает». А он и говорит: «Иди ко мне работать. Инструктором». В общем, вскоре сел на заднее сиденье, посмотрел оттуда, как инструктор учит, и начал учить сам.
Утром ходил на работу инструктором, а вечером работал музыкантом. Вот и все. Вот и получился инструктор. Дали мне машину, дали группу — четыре человека, молодые парни, все такие бодренькие, визуально даже их лица помню. Все сдали экзамены с первого раза. Вот, как будто всю жизнь и учил.
Есть мнение, что инструктор зарабатывает много денег. Ну да, кто-то зарабатывает. Но это надо красиво делать, потому что, если ты пришел исключительно за деньгами, ты их не заработаешь. Как ты ученика учить будешь? Его любить надо. Надо психологически под него подстраиваться, с ним сливаться. А они, конечно, все разные. Кто-то приходит с позицией: «Ты инструктор, учи меня». Но бывает, как ни странно, и наоборот.
В Питере у меня занималась одна женщина, учительница. Она считала, что если она преподает где-то там, значит, здесь она тоже главная. «Что вы меня все учите? Я же учительница!» — она мне все время говорила.
А у нее вообще ничего не получалось. Ну совсем. Из серии: «Как тебя зовут?» — «Вова». А его зовут, допустим, Степа. Каждое занятие — как будто в первый раз пришла. Десять занятий, и все ни о чем. «Посмотри налево» — голова поворачивается направо, поехать с места — вообще истерика полноценная.
Но в конце концов я ее научил нормально ездить. Просто в какой-то момент сказал: «Давай с тобой или выработаем эти занятия и ничему не научимся, или возьмем паузу до того момента, пока ты в какой-нибудь день не проснешься с мыслью: “Я хочу ездить”. Позвонишь, и мы доработаем оставшиеся занятия». После этого она пропала месяца на три. Потом приходит, и как будто другой человек. Просто к каждому свой подход нужен.
Еще у меня как-то интересный парень занимался, ему по здоровью нельзя было ездить, но он очень хотел научиться для себя. Вот его хватало ровно на сорок пять минут. Что это значит? Едем мы с ним, едем, едем… Он выполняет все задания, все хорошо. Сорок пять минут проходит, он говорит: «Я устал». Бросает руль и теряет сознание. Я его бужу: «Ты хотя бы предупреждай, пожалуйста, минут за пять, что ты сейчас устанешь». И это повторялось каждое занятие. Поэтому я засекал время: сорок две минуты, сорок три… «Перерыв!» — «Почему?» — «Ты устанешь через две минуты».
Нет людей, не способных водить машину. Просто надо садиться за руль, когда ты сам действительно этого хочешь. А если «Папа сказал: надо» или «Учись, иначе разведусь с тобой» — бесполезно. Противопоказано водить только алкоголикам, наркоманам и всяким шалопаям.
Я и свою жену сам учил водить. Она, правда, считала, что я на нее покрикиваю, поэтому это не очень просто было. Но в итоге нормально водит: если на юг едем, меняемся, я спокойно на пассажирское сиденье сажусь. К тому же у меня на всех машинах дублирующие педали стоят.
Девушки за рулем — это нормально, это совсем не страшно. Сейчас вообще приходят учиться преимущественно девчонки, не знаю почему. Умение водить машину зависит не от пола. Как и не зависит от возраста. Любви все возрасты покорны. У меня в практике были возрастные ученики и ученицы. Много бабушек было.
Одну бабулю вынудила жизненная ситуация: у ее мужа произошел инсульт, и ей нужно было его возить. А я тогда из Питера в Москву переезжал. Помню, последние занятия мы с ней по видеосвязи проводили. Она уже сама ездила, звонила мне по видео из Питера и спрашивала, все ли делает так.
А Семеновна!.. Хотела учиться только на «механике». Я ей говорю: «Зачем?!» — «Нет! Только “механика”!» Ей нужна была машина на дачу ездить, а на даче у них узкие заезды, так что она еще упорно парковаться училась. В общем, любила это дело всей душой.
Это, кстати, очень распространенный стереотип, что «учиться водить надо на “механике”». Но это ошибочное мнение. Это правда лишнее, особенно в городе. Сегодня машины уже практически сами за тебя ездят. Просто раньше учились так, потому что автоматической коробки не было, мы в помине не знали, что такое «автомат». Но если ты налево неправильно поворачиваешь, то какая разница, на чем ты поворачиваешь — на «механике» или на «автомате»?
Сколько действий нужно уметь делать, чтобы уверенно водить машину? Тысячу, пятьсот, сто?.. Нет. Семь всего. Нужно знать, как правильно крутить руль — он вообще 70 процентов всего, как двигаться прямо, как перестроиться, повернуть налево, направо, развернуться, и быть спокойным, как удав. Все.
Задача ученика на занятии — сесть, спокойно поехать и никого не бояться. Все остальное мы исправим. И главное — не бить в тормоз. Это самое страшное. А если я вижу, что человек понимает, что делает за рулем, я могу сразу на первом занятии с ним поехать куда угодно, хоть в неизвестном направлении. Они поначалу, конечно, пугаются: «А-а-а-а площадка-а-а?!», «А вдруг в нас врежутся?!» Я всегда говорю: «В нас врежутся, только если мы будем стоять».
У меня свой подход, я за спонтанность. Можем на втором занятии уехать в Люберцы. Или недавно я парню говорю: «Хочешь в Рузу прокатиться?» А у меня там, нестыдно сказать, как раз дело было. «В Рузу?! Хочу! Поехали!» Мы с ними ездим не как в школе, мы сразу можем и по Тверской-Ямской…
Ученику невозможно сломать учебную машину. Если он думает, что это он едет, он ошибается. Едет все-таки инструктор. Особенно первые занятия. Так что, если соберетесь покупать машину у инструктора, не стоит бояться, что она будет «убитая». Если ты купишь и она будет поломанная, значит, такой инструктор. У хороших инструкторов все машины в хорошем состоянии.
Мне как-то позвонил человек, который купил у меня машину год назад. Я подумал: какие-то вопросы по моему «гольфу»?.. Но он меня успокоил: «Да нет, ничего не случилось. А какое вы масло заливали?.. Я его решил поменять сейчас…» Мне смешно даже стало: я-то масло по пробегу меняю, по четыре-пять раз в год.
Так что надо просто помнить, что на дороге инструктор владеет всей ситуацией. Тогда психологически проще будет ехать в первый раз. Или в тысячу первый.
У меня занималась девушка, она не могла отпустить меня больше года. Она мне говорила: «Мне с вами так спокойно!..» И вот мы с ней везде ездили вместе. Она заставила меня с ней в командировку ехать в один дальний российский город. Она за рулем, дела свои делает. Я на контроле. Меня нет — ей страшно. Жена не ревновала, кстати. Они понимает, что это моя работа. У меня на работе всю жизнь одни девчонки: музыка, поезд… Так что все в порядке. Та девушка меня постепенно все-таки отпустила. Я настаивал, говорил ей: «Давай уже сама пробуй или бери меня на работу, плати полмиллиона рублей, и я буду с тобой ездить».
Хотя, конечно, поначалу всем страшно. Как-то мне пришел запрос на обучение: «Научите меня изгонять страхи». Мне так понравилось это, что я в качестве шутки про себя потом написал: «Изгоняю страхи». Работает, кстати: после той публикации через соцсети сразу семь человек записались на изгнание страхов.
Так что страха нет.
Колонка Сергея Третьякова опубликована в журнале "Русский пионер" №109. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников503Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 5565Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 7553Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова8461Литературный загород -
Андрей
Колесников12002Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям