Классный журнал
Ерофеев
«Метрополь» и мертвецы
Любая групповая фотография — это власть смерти.
Смерть наезжает на любое значение социального действия. Будь то бунт или предательство.
Я смотрю на знаменитую фотографию авторов альманаха «Метрополь».
Заговорщики, мы взялись бороться с общественной энтропией.
Казалось бы, это было только вчера.
На самом деле это парад мертвецов.
В центре Аксенов — у него руки литературного мясника. Но его прозаический замах всегда оказывался сильнее удара.
Слева от него Высоцкий — в нем видно новичка от литературы. Он робко спрашивает Василия о тайнах искреннего творчества. Главным героем Высоцкого остался Иван-дурак, спрыснутый одеколоном либерализма.
Всех смыла смерть.
Вот Баткин — западник, энциклопедист.
А вот автор фотографии — религиозный философ Тростников, антагонист Баткина. Он поставил затвор на время и бросился к нам — любитель знаменитостей.
Липкин — до сих пор недооцененный поэт.
Улыбающийся Горинштейн — он звал мою жену Веславу уехать с ним в Берлин.
Зачем?
Ненавидеть немцев.
Он медленно вырастает в великого писателя.
Он держит руки на Марке Розовском.
Марк в модной коже. Он теперь юбиляр. Выжил.
Идет война на уничтожение веселых борцов с энтропией.
Лиснянская. Она не очень верит в талант Ахмадулиной.
Самой Ахмадулиной нет. Ни на фотографии, ни в жизни. В ней была сила женского пронзительного загула. Я невольно влюбился в нее уже на излете ее безобразий. Мало что от нее осталось. В отличие от Горинштейна. А ведь казалось — хрустальный голос и сила магии. Она утверждала, что может спалить одним взглядом бронированные машины политбюро.
Но, впрочем, — разрешала она, — пусть живут.
Никто не выжил.
Карабчиевский — поэтический боец с Маяковским.
Как он пламенно с ним боролся! Зачем боролся? Так увлекся борьбой, что наложил на себя руки, как тот же Маяковский.
Генрих Сапгир — самый детский, самый веселый, самый близкий к обэриутам. Простодушный, хитрож…ый. Обернулся к нам с Поповым. Как хорошо жить! Мы сдержанно кивнули.
Нет его.
Вот Искандер. Высокий моралист. Юморист.
И еще один юморист. Как его?
Аркан. Он любил коньячок.
Ракитин. Наиболее неизвестный.
Оставшиеся в живых расставлены в последнем ряду.
Бывший церковный сторож-поэт, антисоветчик Кублановский.
Ценитель особого пути России.
А вот — взгляд вниз — Давид Боровский, автор самиздатовской «метропольской» обложки, похожей на могильную плиту.
Нас ждал советский разгром.
Нас объявили власовцами.
Тогда это звучало ужасно.
Да и теперь тоже.
Одни из нас уехали, другим заткнули рот.
Липкин говорил, что мы за всю историю СССР были первыми после взбунтовавшихся матросов Кронштадта, которые не сдались, не покаялись — и были расстреляны.
Но есть ли смысл бунтовать?
Бунтовать против смерти?
Нет среди нас Битова. Ни на фотографии, ни в жизни. Его можно было бы назвать самым умным из шестидесятников, но он просел на потаенном народничестве, которое полезло из его романа «Пушкинский дом».
Нет среди нас и Вознесенского.
Он осторожничал и дал в альманах какие-то полузапретные стихи.
Как поэт, до критики Хрущева, он просто великолепен. Свисаю с вагонной площадки… прощайте… Сильнее Бродского. А потом — нет. Сломался механизм.
Его презирали за двурушничество. Когда его отпевали в университетской церкви, ко мне подошел его пахнущий трухлявым пнем поклонник:
— Это не он. Покойника подменили.
Может, так бывает со всеми покойниками?
Больные, уже не похожие сами на себя, бывшие красавцы Андрей и Белла плакали, обнявшись, в Пушкинском музее, перед тем как умереть.
Если бы их всех, кто на фотографии, пригласить в сегодняшний день, что бы они сказали? Против чего мы бы сделали новый «Метрополь»? Что бы они рассказали о смерти? Они были такими трогательными.
А вот — привет — мой давнишний друг Попов. Когда мы ехали с ним на метро с юбилея Искандера, которому исполнилось всего-навсего пятьдесят лет, Попов отрывал пуговицы от белой рубашки и прилюдно глотал их, как таблетки.
Пассажиры метро запомнили это на всю жизнь.
Это был лучший поступок Попова.
Он написал пьесу «Лысый мальчик» и тут же облысел.
Впоследствии он стал образцовым оправдывателем всего на свете.
Вознесенский не стал бы его осуждать.
Однажды Горинштейн пришел в нашу компанию заговорщиков в зимних рейтузах.
— Фридрих, ты забыл надеть штаны! — воскликнул Аксенов.
То-то смеха было.
— Нет, я просто утеплился, — достойно ответил Горинштейн.
Он принес две своих фотографии, анфас и в профиль, — чтобы мы вклеили их в рукописный альманах. Провидец.
Когда Вознесенскому исполнилось 50, я приехал к нему в Переделкино.
Он в полном одиночестве ел черешню.
Я спросил, почему он призвал в стихах убрать Ленина с денег. Это потому, что Ленин выше денег или ниже?
Я не помню его ответ.
Многое разварилось во времени.
Потом он долго и мучительно болел.
С Аксеновым и Поповым мы поссорились из-за очередной военной заварухи. Аксенов мне сказал, что раз так, то он назначит Попова изобретателем «Метрополя».
— Хорошо, — согласился я.
А вот и я. На заднем плане. Стою за Высоцким. Лучусь от счастья, что «Метрополь» придумал я.
Битов потом жалел, что участвовал в «Метрополе». Горинштейн — тоже.
А Липкин, который знал Андрея Платонова, вышел в знак протеста вместе с Лиснянской из Союза писателей, когда нас с Поповым оттуда выгнали.
Только они и вышли, оставшись в стране. Жили бедно. Мне стыдно, что я им совсем мало помогал. Однажды я прочитал им свой рассказ «Жизнь с идиотом» — я помню, он понравился Липкину, который, как я сказал, знал Платонова, а вот на чету Поповых рассказ произвел мутное, неприятное впечатление. Меня тогда это удивило.
Однажды к нам-закоперщикам пришли Высоцкий с Боровским.
Стучат в дверь.
— Это здесь делают фальшивые деньги? — Голос Высоцкого.
Много смеялись.
Он спел тогда песенку о «Метрополе».
Смешную песенку.
Но потом ее никто никогда больше не слышал — а куда подевалась, непонятно. А у нас не хватило ума ее записать.
В каждой версии истории Советского Союза «Метрополь» занимает видное место.
И фотография прикладывается.
Платонов писал, что смерти нет.
Колонка Виктора Ерофеева опубликована в журнале "Русский пионер" №109. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
27.11.2024«Мы живем в странное время, похожее на оттепель…» 2
-
30.09.2024Футбол с черепами 1
-
18.06.2024Где начинается Европа 1
-
16.04.2024Исчезающая натура 1
-
14.02.2024Голография мамы 0
-
28.12.2023Родительская суббота 0
-
13.11.2023Чемодан пустых бутылок 0
-
14.09.2023Все будет хорошо 0
-
04.07.2023Saida 0
-
19.04.20235+1 (новое криминальное чтиво) 0
-
16.02.2023Пятая река 0
-
09.01.2023Однорукая 0
-
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 1112Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 3407Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова5422Литературный загород -
Андрей
Колесников7966Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 7502Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям