Классный журнал

Константин Богомолов Константин
Богомолов

Паранормальное поведение

12 апреля 2021 19:05
Режиссер Константин Богомолов не признается, что в этой колонке продолжает разговор, начатый в его собственном манифесте. А на самом деле продолжает — разговором про норму, а главное, про то, что является отклонением от нее. Что лежит в основе современного искусства: безумие или банальный здравый смысл? Легко ли безумие сделать подделкой? И является ли это нормой?



Но кто же будет с темой «Норма» писать о нормальном.

 

Ну только очень нормальный, нормальный до ненормальности человек станет посвящать священные минуты творчества и драгоценные миллилитры типографской краски нормальности.

 

Надо быть Пушкиным, чтобы писать о нормальном.

Моцартом безыскусности. Гением простоты.

Феноменальным примером упоения нормальностью.

Семья. Верность. Любовь. Дети. Работа. Дом. Еда. Вино. Природа.

 

«Не дай мне бог сойти с ума» — строки уникальные для мирового художественного процесса.

 

Гарантированно остаться в веках можно лишь безумием.

Конечно, если обладаешь оным.

Но даже если нет — не беда.

Имитация безумия вещь несложная.

Современное искусство на том стоит и стоять будет.

Спрос на безумие хороший, сойдет и подделка.

Берем учебник по психиатрии и тщательно воспроизводим симптомы.

Пригодится и для откоса от армии, и от тюрьмы, и для запудривания мозга олигарху с последующим отъемом у него денег, и для хорошей аукционной цены, и для фестивального успеха.

Писать о норме?

Нет, в эту ловушку, расставленную редактором, мы не попадемся.

Пусть дурак пишет о нормальном.

Умница пишет о ненормальном.

Ибо пишем-то для вечности.

Ну если в «Пионер».

Потому что ежели речь об официальном каком выступлении — тогда мы, конечно, напишем об importance of being normal.

А в «Пионер» — нет.

«Пионер» — это письмо туда.

Это записка в бутылке, брошенной в море.

А там писать о том, что у меня, например, все хорошо, — зачем?

Там пишут о том, что все хреново. SOS.

Ибо в вечности нормальное не остается.

Эка невидаль. Нормальный человек. Нормальная работа. Нормальные чувства. Этим славы не поимеешь. И не предмет это рефлексии. Нормальные чувства чувствуют.

Нормальные жизни живут.

Работают нормальные работы.

И после смерти все это ухается в братскую могилу нормальностей.

Ибо нормальное безлично.

Оно ж нормальное. Значит, общее. Значит, ничье.

Быть «одним из» в толпе живых — сомнительное счастье. А уж в толпе мертвецов затеряться — совсем печальная участь.

 

В светском мире после смерти живут не души, а амбиции. Может, души тоже, но об их сохранности мы не сильно печемся, а вот амбиции холим и лелеем, думая об их посмертном пропитании больше, чем о наследниках.

 

Хором мы поем при жизни. От страха. От приспособленчества. От лени.

В вечности должен звучать не хор, а наш звонкий голосок.

А посему, коли выпадает возможность побыть писателем, долой нормальность. Пишем о ненормальном.

 

А что писать, когда не о чем писать.

Не потому что не о чем. А потому что писать о норме — писать о пустоте.

Нет нормы. Норм. Нет ничего нормального.

Ненормально всё.

И все.

Ты, я, он, она.

Все и всё.

Нормальность ведь рождается из повторения.

Из умножения одинакового.

Умноженное, достигая критического доминирования, становится нормой.

Но ведь все же нет ничего одинакового. Если честно.

Похожесть — это мимикрия.

Мы мимикрируем друг под друга и под среду, чтобы не быть одинокими.

Нам страшно.

Отсюда стремление найти одинаковость — стремление к неодиночеству.

И придумываемые нормы — это не условие сосуществования или выживания.

Это условие неодиночества. Недостаточное, но необходимое.

Мы боимся его. Одиночества.

Одиночество не ведет к смерти.

Одиночество ведет к себе. А это самое трудное.

Мы боимся встречи с собой.

 

Ребенок рассуждал: «У стула четыре ножки и сиденье со спинкой. И так у всех стульев. Но, может, важнее, что стул деревянный. Или железный. И тогда одни стулья станут ближе к деревьям. Другие к рельсам».

 

Если так обо всем, то мир и смыслы начнут разъезжаться. Как лапы щенка.

 

Есть мгновение, когда человек начинает только сходить с ума.

Когда он сам понимает, что сходит с ума.

И пугается. И ничего не может сделать.

Мозг отказывается подчиняться — слышатся голоса, — и мозг еще дает понять, что голоса лишь слышатся. Но уже не позволяет справиться с этими голосами.

Вы видели глаза такого человека?

Я видел.

Испуганные, растерянные глаза.

Спрашивающие: я ненормален?

Растерянность щенка, у которого разъезжаются лапы.

Что со мной?

Я ненормален?

Не дай мне бог.

 

Эту ненормальность не продашь.

И в вечности она не будет звучать одиноко и звонко.

С ней только сгнить.

 

Оттого и пишешь: не дай мне бог.

Не Пушкин. А пишешь. И тихо молишь.

Не о вечности.

Не дай мне бог сойти с ума.

И имитируешь безумие.

Для вечности сгодится.

Там врач-психиатр тебя не осмотрит, не побеседует.

А патологоанатом установит только болезни органов, но не души.

Отправим в вечность подделку безумия.

А здесь будем твердо стоять на четырех неразъезжающихся лапах нормы.

Будем солировать после смерти.

А здесь будем петь хором.

Потому как ежели хочет человек при жизни солировать — значит, уже хочется ему в вечность. В яму. А если запрос есть — мы знаем — придет и контекстная реклама, и предложение. Нет, нам в яму рано. Мы в лесочек не пойдем, нам в лесочке страшно — цитата.

 

Пой хором, если хочешь жить.

И записывай звонкий голосок для того момента, когда все затихнут.  


Колонка Константина Богомолова опубликована в журнале "Русский пионер" №102Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    13.04.2021 11:33 Владимир Цивин
    Тайную нелегко отыскать суть

    Тащитесь, траурные клячи!
    Актеры, правьте ремесло,
    Чтобы от истины ходячей
    Всем стало больно и светло!
    А.А. Блок

    Чрез зыбкий озарений произвол, чуть таинственно сияя там,
    особый придают раз же прикол, вечерам, печалям и речам,-
    пусть день зарею красной гаснет,
    чтоб ночи черной уступить престол,-
    как мир не знает что опасней, из этих двух поочередных зол,
    Поэт не знает что прекрасней: жизнь иль ее словесный ореол.

    Да заметить сердцу ли, близей суть,-
    детали разглядеть ли далей, радости поверив, не обессудь,
    в пучине вдруг пропасть печалей,-
    ведь ничего пусть не попишешь, коль уж душа дается свыше,
    но раз ты художник, трать же ремесло,-
    чтобы невозможным, проросло оно!

    Что расцветших вдруг каштанов, пирамидальный наряд,
    в строки вытянувшись странно, не зря слова воспарят,-
    чтобы суть земного творенья, в благодарную форму облечь,
    и из безразличья забвенья, откровением речи извлечь,-
    наитием чьим-то отмечен, средь жизни затей,
    звучанием увенчан речи, ведь холод идей.

    Чтобы смысла царствие, всегда было ново,
    не случайно властвуют, коль мысли над словом,-
    не в слове лишь рождаясь и живя, мысль есть событье жития,
    но в слове лишь же обретя себя, вдруг станет сутью бытия,-
    коль иначе подлинности нить, от поддельности не отличить,
    ведь раз без слов нет мыслей, то нет без них и истин.

    Пускай ожидая иного, всем смыслом былого,
    душа оживает коль снова, в предчувствии Слова,-
    словно хрупкий чуть хрустнет грусти хрусталь,
    и кристаллами брызг разобьется,-
    не случайно же тихой песни печаль,
    в черствый мир вдруг блестяще прольется.

    Слово за слово, образ за образ, и вот,
    взор застлало, и что-то внутри поет,-
    и только лови, и заучивай звуки,
    да лишь не спугни, этой сладостной муки,-
    перемешан пополам со словом, не зря ведь мир в мозгу,
    раз уж нет же способа иного, с него сдирать лузгу.

    Как угаданный за наготою снегов,
    проступает вдруг весною летний покров,-
    не так ли белизну теряет лист несмело,
    как будто талый снег уже не чисто белый,-
    и на нем точно бугры и кочки,
    чернотою проступают строчки?

    Да что без почвы семя, коль без удачи время,-
    и чрез все безучастности, не случайно раз в частности,
    лишь смыслы сталкивая слов, коль проникают в суть миров,-
    пока за согласием слогов, согласие проступает слов,
    псевдо нелепостью созвучий, пусть сути нас не обмануть,-
    ведь же протянет руку случай, на истинный наставить путь.

    Но по площадям не ищите, низкий мир их подсказками скуп,
    тянутся же нити наитий, от обожествленных словом губ,-
    под обычным раз покровом скрытую,
    тайную нелегко отыскать суть,-
    лишь случайностью почти уж вскрытую,
    свету ее вдруг удастся вернуть.
102 «Русский пионер» №102
(Апрель ‘2021 — Май 2021)
Тема: Норма
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям