Классный журнал

06 августа 2020 12:00
6-й президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов рассматривает чистилище так, как, мы предполагали, и будут рассматривать его люди в состоянии самоизоляции, в которой готовился этот номер: как ту жизнь, которой ты живешь сейчас. А сейчас это — коронавирус. Вот это, значит, пока и есть чистилище.



«И если мир шатается сейчас,

Причиной — вы…»

Данте Алигьери.
«Божественная комедия.
Чистилище»

 

Больше всего не хочу повторяться. О том, что мир уже не будет прежним после пандемии, я говорил еще в самом начале «самоизоляции». Спрячемся от коронавируса, запремся в четырех стенах, а когда выйдем на улицу, мир изменится. Почему нет? Он уже показал нам, что сумеет выжить без нас. Каким он станет? Лучше? Хуже? Какими станем мы? Тем не менее мир, пусть и несовершенный, к которому мы привыкли, сегодня шатается и меняется прямо на наших глазах. Или просто меняется наш взгляд на него?

 

Для многих рухнули привычные ценности, еще недавно казавшиеся незыблемыми, вроде свободы передвижения и глобализации. Мы, вечно куда-то спешащие, суетящиеся, жалующиеся на недостаток времени в сутках, сегодня сидим по своим домам и не можем никуда ни улететь, ни уехать. Нам стало некуда спешить и некуда опаздывать. Кстати, хочу отметить, что именно так, никуда не выезжая, не путешествуя, живет абсолютное большинство граждан нашей страны. Просто теперь количество невыездных увеличится. Потому что не на что. Экономический кризис больно ударил по и без того тощим кошелькам большинства жителей России.

 

Легкость, с которой пандемия отправила человечество в нокдаун, говорит лишь о том, насколько ненадежным оказался прежний мир. Мы словно стали свидетелями невероятного эксперимента, оказавшись между двумя мирами — старым и новым. И вот еще что: мы сегодня не знаем, как будет устроен новый мир после коронавируса.

 

Каких только теорий и рассуждений о посткоронавирусном мире уже не появилось. Одни пугают ужасами мировой «цифровой тюрьмы», поголовным «чипированием» и тотальным контролем. Другие предполагают, что человечество выйдет из пандемии умудренным, что люди наконец-то отбросят ложные и осознают истинные ценности. Поймут, что главное в жизни нельзя измерить деньгами, что счастье заключается в самой жизни, счастливой и здоровой, что самое важное человеческое право — это право на жизнь.

 

Однако понимание и осознание не приходят «по разнарядке» сверху, это всегда результат работы человека над самим собой, осмысление своей жизни, своих поступков и отношения ко всему окружающему. Куда, в какой «новый» мир мы стремимся попасть — мы сами выбираем.

 

Сейчас, в условиях карантина, когда у нас появилось достаточно времени на общение с самими собой, со своей душой и совестью, самое время спросить у себя: что я могу сделать для изменения мира в лучшую сторону? Могу ли я исправить то, в чем раскаялся и за что мне стыдно? Что вообще я могу дать миру? Не взять, а именно дать.

 

Существует предположение, что земной путь человека является своего рода чистилищем, почти как описано в «Божественной комедии» Данте. В период пребывания на земле человеку дается право выбора, и этот выбор он должен сделать сам. Совершая зло, человек ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь — прокладывает себе путь в райские кущи.

 

Я готов поверить в эту теорию. Земное чистилище не зависит от объявления правительством карантина или режима самоизоляции. Это такой внутренний пожизненный карантин. Это постоянное, ежедневное общение с собственной душой, со своей совестью. Это когда часто думаешь о прожитом и совершенном. Когда главным становится не то, что скажут окружающие (наградят или осудят), а какой ты сам сделаешь выбор.

 

Вполне логично. Вся наша жизнь — чистилище. В идеале это место для работы над ошибками и, соответственно, над собой. Все «новые миры» создаем мы сами, своими собственными усилиями, решая в общем-то простую задачку — как стать лучше самому и постараться сделать лучше мир для всех. Где мы либо почистим себя перед Высшим Судом (или, как у буддистов, перед новым рождением), либо, так и не поняв ничего ни в себе, ни в мире, зависнем на ободе колеса Сансары.

 

Многие религии сходятся в том, что основным смыслом земного существования души является очищение, в том числе через страдания, которые мы воспринимаем как наказание или испытание. Ну а как еще можно дать нам понять, если мы зачастую сопротивляемся и, как неразумные дети, не хотим учиться и делать свою домашнюю (земную) работу. Если мы остаемся глухими к голосу своей совести, не желаем извлекать никаких уроков, живем по принципу «после нас хоть потоп», можно практически со стопроцентной уверенностью говорить, что нас этот потоп и погубит, так как мы вместо чистилища создаем самый настоящий ад на Земле.

 

Убитая экология, разрушенная земля, вечная гонка за выгодой, социальное неравенство, смертельные болезни — все это однажды может обернуться смертельной карой для всей человеческой цивилизации. И не помогут ни деньги и ни должности, не найдется ни лекарства, ни вакцины. Никто не сможет скрыться, уехать или улететь. Собственно, сейчас нам демонстрируется нечто подобное: куда можно скрыться от вируса на нашей маленькой планете, если мы и есть переносчики этой заразы? Может быть, пока ученые ищут вакцину от коронавируса (да и будет ли вакцина, если вирус постоянно мутирует?), у нас есть время на излечение самих себя от других страшных болезней — от ненависти и агрессии, от потребительского отношения ко всему живому, от неуемной алчности и накопительства.

 

Чистилище у Данте — гора с семью уступами, символизирующими семь смертных грехов. Это гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, скупость и расточительство, чревоугодие и сладострастие. Чем хуже прегрешение, тем ниже его ступень. В самом низу — гордыня. И это закономерно, поскольку гордыня считается самым страшным грехом, объединяющим в себе эгоизм, заносчивость, высокомерие.

 

Сейчас, как никогда, обнажилась вся хрупкость человеческой цивилизации. Вирус безжалостно убивает сотни тысяч людей, а природа, как оказалось, прекрасно обходится и без нас. Природа запустила свою программу очищения от последствий того, что бездумно творит человек, гордо называя себя при этом «венцом природы». Мы наивно полагали, что человек может подчинить себе законы природы. Разве это не гордыня?

 

Природа ярко продемонстрировала всю ничтожность таких привычных стереотипов, как «человек — венец природы», «человек — это звучит гордо», и прочих. Как будет звучать человек — гордо или не очень, — зависит лишь от него самого. Если он жулик и коррупционер, у которого зимой снега не выпросишь, ни разу гордо он звучать не будет, а так и пойдет прямо из нашего «Очистилища» на суд Божий в ранге жулика и вора. И количество денег на его банковском счету не поможет. Этого Судью не подкупишь.

А пока вспомним стихотворение прекрасного русского поэта Александра Блока:

 

Вновь богатый зол и рад,

Вновь унижен бедный.

С кровель каменных громад

Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину,

Оттеняет крутизну

Каменных отвесов,

Черноту навесов…

Всё бы это было зря,

Если б не было царя,

Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца,

Добродушного лица,

Золотой короны.

Он — с далеких пустырей

В свете редких фонарей

Появляется.

Шея скручена платком,

Под дырявым козырьком

Улыбается.

 

Написано в 1914 году, между прочим. Это цикл из пяти стихов, «Пляски смерти» называется. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — тоже оттуда. Помните?

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

А мы говорим «пандемия»… Вся история человечества после грехопадения Адама и Евы складывалась, мягко говоря, невесело. В этот раз пандемия остановила человека с его активностью, транспортом, бездумным потреблением и вмешательством в природу. В ответ на это природа медленно, но верно начала возвращать себе то, что ей принадлежит. Прямо на глазах наша планета стала очищаться и восстанавливаться! Уровень загрязнения воздуха снизился на 25%. Начал активно восстанавливаться озоновый слой. Кадры того, как очищается окружающая среда в условиях пандемии, недавно показал французский канал «France 2».

 

Итак, мы пришли к тому, что мир, наше земное чистилище, больше не будет прежним. Но каким он будет? Буквально на днях, в первых числах мая, двести деятелей культуры и науки призвали человечество радикально изменить образ жизни, а не бездумно «возвращаться к нормальной жизни» после окончания карантина и пандемии. Во французской газете «Le Monde» было опубликовано открытое письмо, в котором говорится о том, как нынешний образ жизни вредит окружающей среде. Письмо в числе прочих подписали актеры Роберт де Ниро, Кейт Бланшетт, Моника Белуччи, Пенелопа Крус, режиссер Джим Джармуш, певица Мадонна, танцор Михаил Барышников, несколько десятков известных ученых, среди них — лауреаты Нобелевской премии, ряд писателей.

«Загрязнение, глобальное потепление и разрушение природной среды ставят мир на грань катастрофы, — говорится в письме. — По этим причинам, а также в связи с необходимостью возобновления политики социальной справедливости мы считаем немыслимым вернуться к нормальной жизни. Нужная нам радикальная трансформация — на всех уровнях — требует решимости и смелости. Она не произойдет без масштабных и решительных намерений действовать. Мы должны действовать сейчас».

 

Пандемия коронавируса и приостановка нашей привычной активности, в сущности, дают нам небывалый шанс провести очищение сознания, подняться на новый уровень мышления. Обратите внимание: природа в отличие от нас ничего не губит и не разрушает — только развивает, исправляет, корректирует. Бездумное потребительство и, как следствие, загрязнение окружающей среды, разрушение природных пространств привели нас к отрицанию самой жизни: жизни растений, животных и большого числа людей. По этим причинам в сочетании со все возрастающим социальным неравенством становится немыслимым вернуться к «привычному миру».

 

Чуть изменим строку Данте и скажем себе: «И если мир шатается сейчас, причиной — мы…» Да, на одной из красивейших планет, на Земле, всегда были войны. История человечества — это кровавое месиво, сотканное из ненависти и злобы. Кончается одна война, начинается другая.

 

Некоторые считают, что пандемия коронавируса является испытанием и наказанием свыше. Пусть так. Я думаю, что тут важно правильно определиться с вопросом: если наказание, то не надо спрашивать «за что?». Надо спросить себя: «для чего?». Для чего человеческой цивилизации послано это испытание? Может быть, как раз для того, чтобы мы смогли переосмыслить свои поступки, свое мировосприятие. Посмотреть на свою жизнь другими глазами.

 

Да, у нас еще есть время, но мы уже поставлены перед выбором, куда идти: в ад или в рай. Причем ворота в ад гораздо ближе к нашему земному Очистилищу, чем мы думаем. Выбор за нами. Каким захотим, таким и будет новый мир.

Колонка Кирсана Илюмжинова опубликована в журнале усский пионер" №97Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск". 

 

Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Владимир Цивин
    6.08.2020 13:50 Владимир Цивин
    Не знает сомнения семя

    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе,-
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.
    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?
    Ф.И. Тютчев

    Раз и в неведенье порой, не дрогнувши нарушив строй,
    любя тепло или кляня, всегда вперед ведет стезя,-
    продирающейся чрез метели, с мартовским азартом роста,
    пусть поверить прели и в апреле, после зим не зря непросто,-
    да снег растаяв, вода же простая,
    а зима злая, до ласок лишь мая.

    Забывать бы нам свои обиды, без труда,
    да благодарить судьбу за выбор, без вреда,-
    в непоправимые порой, что пожары,
    иначе ведь в повороты не вписаться судьбы,-
    коль платы требуя за новое старым,
    нет правил, которые время ни правило бы.

    Как нежность есть в пушистости снегов,
    жестокость в ласковости лучей,-
    пока мир Божий ласков и суров, чем так похож же на людей,
    перестав лишь суетой дышать, Божеского раз не избежать,-
    вдруг станем Богу в угоду, в мире самими ведь собой,
    лишь обретая свободу, соизмеримую с судьбой.

    Пусть в снегу как будто в цвету, порою предзимней земля,
    да из белого ручьи побегут, вдруг черные слезы лия,-
    хоть хмелем холодным метелей, отмела, отметалась зима,
    но теплится коль ведь в апреле, бело-серых времен всё чума,-
    скучая всю жизнь по теплу, не в нем же находим покой,
    скользя что капли по стеклу, траекторией смысла судьбой.

    Ведь так же как возвращается зима в апреле,
    презрев потуги неокрепшего пока тепла,-
    да раз вдруг уже апрельской не осилив прели,
    на время пусть оказывается побеждена,-
    не в том ли в чем мы от судьбы зависимы,
    здесь смысл и мистика исконной истины?

    Как глупость не недостаток мыслей, да и не недостаток ума,
    коль уж без глупости ум немыслим, ибо это судьба ведь сама,-
    не так ли и листья, льнущие к лету,
    хлада не знают, срастаясь вместе с ветвями,-
    нет, как и нам, им от ветра ответа:
    ну, зачем он, волнуя, играет судьбами?

    Да пока другого в этом мире не дано,
    раз уж так ведь тут и время движется само,-
    смотря на мир сквозь бахрому берез,
    любуясь чудом воскрешенья неустанно,-
    не зря же думать нам о том всерьез,
    о чем еще недавно было б думать странно.

    Ведь лишь тепло, наконец-то, отыщется,
    и Божий мир заполонит уж цвет,-
    коль даже и после зимнего нищенства,
    окажется, что излишества нет,-
    пусть ветер играет сиренью, в милые майские дни,
    да от цветенья к смиренью, путь вспоминают они.

    Но май начат, и значит, стволы соком полны,
    что бы значил иначе, цыплячий пух весны,-
    новым трепетом листных стай, как томит и манит нас май,
    так в смятеньи весеннем чисты, и цветы, и листы, и мечты,-
    не знает сомнения семя, зреть или не зреть,
    природы законами всеми, обречено оно сметь!