Классный журнал

Александр Кабаков Александр
Кабаков

Записки лежачего — 5

03 марта 2020 16:58
Писатель Александр Кабаков, пользуясь вынужденным бездельем, поет гимн железным дорогам России: он знает их как никто, ибо никто, за исключением нескольких человек, вроде Валентина Катаева да Ильфа и Петрова с Михаилом Светловым, не работал столько времени в газете «Гудок». Правда, пока Александр Кабаков ворочался в своей постели, рельсы в Бресте стали менять уж иначе. Но при чем тут это: классик воспевает ведь родную лично ему классику.


Есть знаменитые, по поводу и без употребляемые фразы сомнительного авторства, от которых чувствительных людей уже давно тошнит. Ну, например, «каждый народ имеет такое правительство, которого заслуживает». Ведь это же чистое хамство, направленное каким-то странным образом в обе стороны. Причем предполагается, что сам сказавший ни к какому народу не относится… Или, допустим, «от сумы да от тюрьмы не зарекайся». Во-первых, от тюрьмы до поры до времени зарекаться удается. Во-вторых, суму нужно вовремя заофшорить, вот и все, и вполне спокойно зарекаться под домашним арестом…
 
Среди подобных сомнительных истин выделяется классическое утверждение, что на нашей Родине две главных беды — дураки и дороги. Начнем с дураков. Такое мог придумать только человек, отродясь не общавшийся ни с одним европейцем, западным или даже восточным. Попробуйте-ка разговориться с каким-нибудь случайным господином где-нибудь в пределах Евросоюза. Уши, как говорит критически настроенный русский народ, увянут. Такого собрания глупостей и банальностей, нелогичностей и просто ахинеи не найдешь от Москвы до самых до окраин. Да и дальше тоже. Трудно себе представить немца, уверенного в том, что дураков среди родственных ему дамен унд херен больше, чем среди любых других. Или тем более китайца, допускающего, что среди подобных ему полутора миллиардов человек глупых большинство. Только мы такие — по собственному выражению «рашен сам себе страшен».
 
А теперь насчет дорог.
 
Конечно, немного на земле пространств, относительно которых населяющие их народы говорят: «У нас нет дорог, есть только направления». Немного, но есть. Но при этом где-нибудь в Африке или Юго-Восточной Азии как-то такого выражения не возникло. Очевидно, тамошнее население предполагает, что пустыня сама по себе дорога в любую сторону, а в джунглях дороги и вовсе не нужны, поскольку неоткуда им идти, да и некуда. У нас же умозрительная потребность в дорогах вроде бы есть, но как-то без них обходимся.
 
Это если говорить только о дорогах грунтовых, проселочных и приравненных к ним по качеству асфальтовых. Между тем есть главные и общеобъединяющие — железные, которые не просто часть нашей цивилизации, но пожалуй что ее символ.
 
И тут самое место оговориться, что и рельсовый путь у нас такой шикарный, какого нигде больше нет, — широкий, просторный, как русское поле и душа.
 
У них, у иностранцев, за малым исключением Финляндии, некогда входившей в Российскую империю, колея составляет 1435 экономных миллиметров между рельсами, а у нас — размашистые 1520. Другой кто-нибудь по этому поводу только рассмеялся бы. Да многие и посмеиваются. Разумный же автор в этом месте призадумается. Отдадим себе отчет: эти миллиметры разницы, может, не менее серьезное стратегическое преимущество, чем какие-нибудь сверхсекретные бункеры и дроны. И как «тигры» и «пантеры» вязли в непобедимом Черноземье, так при перестановке подвижного, как говорится, состава с узкой европейской на широкую русскую колею надолго, если что, застрянут нежелательные поезда. Несмотря даже на то, что в последние годы эта перестановка весьма усовершенствована.
 
Так что не тоскуйте во время долгой стоянки в Бресте. Лучше поглядите в окно. И вы увидите, что ваш вагон висит в воздухе, возвращаясь на родную колею либо ненадолго становясь на чужую. Ведь просто так свернуть со своей колеи не получается. На то она и колея, что с нее не свернешь.  


Колонка Александра Кабакова опубликована в журнале "Русский пионер" №95Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (1)

  • Алла Авдеева
    4.03.2020 07:13 Алла Авдеева
    «Русский пионер» соревнуется с «Литературной газетой», у них – конкурс «Золотое звено», а у «Русского пионера» - «Своя колея»
95 «Русский пионер» №95
(Февраль ‘2020 — Март 2020)
Тема: колея
РП-собрание
  • 09.12.2019
    Я спрыгиваю с поезда
    Режиссер Константин Богомолов исследует собственный жанр, в котором он работает для «Русского пионера», и находит в нем новые резервы. На этот раз текстом становятся части текста. Это трудно объяснить. А главное — не нужно. Потому что проще прочитать. И лучше.
  • 22.10.2019
    Горят глаза копченой рыбы
    Режиссер Константин Богомолов посвятил дыму… Что же он ему посвятил? Как же это сформулировать? Это точно не проза. Но стихи ли это? Может, это и вообще новый жанр: между стихами и прозой. Да, это он.
  • 15.04.2019
    Если тебя зовет твое сердце, значит, ты ему должен
    Режиссер Константин Богомолов на ходу исследовал много разных зовов, и каждый оказался достойным. Но некоторые, конечно, достойнее. И как же выбрать между зовом сердца и зовом русалки, если это не зов сердца русалки? А вот так, как это сделал Константин Богомолов.
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям
 
Новое