Классный журнал

Игорь Мартынов Игорь
Мартынов

Поколеение

02 февраля 2020 12:15
Во имя углубления главной темы номера — «Колея» — шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов приводит доказательство, что «поэт в России больше, чем поэт» и способен повлиять, буквально несколькими строфами, на состояние всего дорожного дела России. Тот случай, когда слово отозвалось и меры приняты. А нам осталось только в путь.


…Сначала рисуется, как должно бы быть и непременно будет в 2324 году:

«Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир».

 
И тут же, в контраст со светлыми футуристическими грезами, звучит беспощадная критика. Камня на камне не оставляется — тем более на тех дорогах, которые знал не понаслышке поэт, камней и вовсе не было, одна лишь жижистая непролазность:

«Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли».

 
Да, подтверждает эксперт, историк: «К XVI–XVII векам в Европе уже были удобные экипажи и относительно удобные дороги. В России было несколько иначе — дорог было мало, да практически их не было, поэтому передвижение по дорогам шло по сезонам. В зимний сезон, когда устанавливался санный путь, по всем дорогам начинали двигаться обозы с провизией. В Москву, в Петербург везли замороженных гусей, замороженных осетров с Волги, с юга (с Дона, с Украины) — сало. Пока был санный путь, люди торопились навестить друг друга. Если предстояло везти невесту “в Москву, на ярмарку невест”, на зимние балы, то тоже надо было дождаться становления санного пути и быстро ехать. Второй сезон — лето, когда дороги высыхали. Осенью и весной дороги были практически непроходимы. Правительство, которое было заинтересовано в регулярности коммуникации (не случайно Николай I однажды обронил: “Пространство — это проклятие России”), старалось устроить хотя бы основные, почтовые дороги. Но это приводило к довольно плохим результатам: дороги делали в виде углубления, как бы по профилю корыта, и они заполнялись жидкой грязью. Дороги были проклятием для местных крестьян. Несмотря ни на барщину, ни на оброк, ни на урожай, ни на пахоту, крестьян сгоняли на дороги. За это им или не платили, или платили очень мало, смертность была большая на этих работах. Самые разные правительства, даже такой мягкосердечный человек, как Александр I, с тупой жестокостью заставляли их делать эти канавы, наполненные жидкой грязью» (Ю. Лотман).
 
Но критика дорог прозвучала, а то и прогремела из «Евгения Онегина», грянула на все просвещенное общество — надо же было как-то реагировать. Именно тогда в России начинают строить первые шоссейные дороги по методу шотландского инженера Макадама, они так и назывались «макадамовские» — это были дороги, покрытые битым щебнем.
 
И понеслось, и поехало! Путешествия вошли в культурный быт и стали обычным явлением. А меж Петербургом и Москвой запущен первый дилижанс. Кто же стоит у истоков проекта, кто в первых рядах вкладывает средства в новые передовые транспортировки? Тот самый граф Воронцов, у которого с Пушкиным особые счеты, в свете предполагаемого романа поэта и графини Воронцовой. Ну уж — как будто бы встрепенулся граф — если уж в делах романтических поэту приходится уступать, то неужто же стерпим критические копья в адрес дорожного устройства империи, не дадим ответа на практике, не насыпем щебня!

Так кто же в данном случае истинный двигатель прогресса? Кто устыдил соотечественников и тем самым восставил на колею истины? То-то!
 
Вернемся к теме в 2324 году и поглядим, какая будет ситуация с трактирами на каждой станции вдоль стабильных колей.   


Колонка Игоря Мартынова опубликована в журнале "Русский пионер" №95Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
95 «Русский пионер» №95
(Февраль ‘2020 — Март 2020)
Тема: колея
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям