Классный журнал

Михаил Веллер Михаил
Веллер

Загадай скорее желание!

26 декабря 2019 15:01
Писатель Михаил Веллер — еще один дебютант «Русского пионера». Он подошел к решению темы «Желание» последовательно. Возможно, только этого нам и не хватало. Михаил Веллер исследует процесс монетизации желания — и ведь оторваться невозможно, так хочется понять, к чему придет, на чем заработает, в том числе и репутацию колумниста «РП». И кое к чему приходит.


Современная экономика отказывается наконец от классической модели человека как рациональной машины, расчетливо обменивающей деньги на максимальное количество благ. То есть купить больше товаров и услуг по меньшей цене. Достаточно повысить доходы, понизить цены и наладить рекламу, чтобы направлять рост товарно-денежного оборота, полагали классики. И сильно удивлялись необъяснимым кризисам.
 
При этом любой знал, что доллар, потраченный в баре, отнюдь не равен доллару, сэкономленному на покупке рубашки: на выпивку с другом мужчина тратится с куда большей легкостью, чем на менее затратную покупку цветов жене или носков себе, что куда полезнее. То есть: мы заплатим скорее за приятное и бесполезное, чем за полезное, но менее приятное. Хотя! За жизненно необходимое заплатим все, что имеем, — за спасательный круг в море или за взаимность любимой девушки. При этом! Без спасательного круга ты утонешь. А без данной девушки, утверждают друзья и родственники, целее будешь с любой другой! Но тебе — вынь да положь, и в долги лезешь на полжизни вперед, когда она же тебя будет пилить на зависть лесопилке.
 
Любовь Ромео и Джульетты опрокидывает все здание классической экономики. И все великие экономисты, как правило, читали Шекспира, ну, в плане общего развития. И у них, у великих экономистов (да и у паршивеньких тоже), как у всех серьезных людей, жизнь была отдельно, а литература отдельно. А если в жизни что-то не получалось, так это чаще оттого, что литература загаживала своим идеализмом доверчивые мозги конкретных специалистов.
 
И тут! Ричард Талер делает открытие! Что если человек собирается купить часы за сто долларов, но в шести кварталах их можно купить на распродаже за восемьдесят — он обязательно сэкономит эту двадцатку. Но если он покупает автомобиль за двадцать тысяч шестьсот и вдруг узнает, что в шести кварталах может купить его за двадцать пятьсот восемьдесят, — он плюнет на эту двадцатку и завершит покупку здесь. И Талер получает Нобелевскую премию по экономике — за 2017 год! Он открыл, что двадцать не всегда равно двадцати: все зависит от настроения, а настроение — от обстоятельств.
 
Хотя все торговцы всегда знали: сбывать товар надо прежде всего там, где люди легче расстаются с деньгами. В портовых тавернах, где моряки гуляют после рейса, на золотых приисках, где старатели платят впятеро за снаряжение и выпивку, в игорных домах; а позднее — в аэропортах, где у путешественника, потратившегося на билет, отель и такси, включается другой ценовой счетчик в голове, и он платит четыре цены за воду и книгу: с чувством, что в этих условиях наглая обдираловка обычна и допустима.
 
Говоря языком грубой и наглядной экономики: монетизация желания происходит отнюдь не по правилам арифметики пользы. Пан-экономическая теория развития человечества, обретшая верх своего воплощения в марксизме, трещит и рушится у нас на глазах.

Что удивительно. (Здесь мы переходим ко второй части наших соображений.) Что мировая психология в лице многих авторитетов уже давно ставит во главу психической структуры личности именно желание — как, условно выражаясь, «первичный импульс». Тем удивительнее, что психология и экономика так долго отказывались слиться в объятии. Да и сейчас упираются, честно говоря. Потому что психология личности, базирующаяся на научных данных, а не благом морализаторстве, противоречит теории социализма, и более того — упомянутый социализм как научную теорию опровергает и разрушает. А Западом рулят левые, либерал-социалисты, и уже давно! Идеологию они принципиально и категорически ставят выше научных фактов: если наука не соответствует социалистическому гуманизму в его сегодняшней версии — это безнравственная наука, она лжива и тем хуже для нее!
 
Но. Исходный, базовый уровень всего поведения живого существа — это инстинкт жизни. Инстинкт жизни у развитых животных имеет аспектами дыхательный рефлекс, инстинкт самосохранения, обеспечение себя водой и пищей, инстинкт продолжения рода. А вот дальше — дальше у социальных животных (и насекомых) имеется инстинкт социальный. То есть: для успешного выживания группа особей структурируется в социум с разделением по рангам в иерархии и разницей в специализации. Самый простой пример — муравейник: рабочие, воины, резерв, матка. Вместе могут прокормиться, укрыться от непогоды, восстановить численность после катастрофы. Организованы социально собачья стая, львиный прайд, гуси и обезьяны: у каждого свой круг возможностей, на каждой ступени своя модель поведения.
 
Отметим главное: социальная система несравненно сильнее, устойчивее, энергичнее, куда лучше адаптирована к условиям жизни, чем неорганизованная толпа тех же животных, не способных к координации усилий и ролей.
 
Главное! Организация животных в максимально рациональный социум (насколько позволяет их уровень умственного развития) — не продукт «Общественного Договора» для общей пользы, как полагал Руссо применительно к человечеству. Но объективный природный процесс — ибо каждая особь стремится выжить максимально успешно, а коли организованность повышает шансы, то способные к организации имеют эволюционное преимущество.
 
Но. Но. Социум образуется потому, что существа одного вида тянутся друг к другу, хотят они быть вместе — и при встрече мгновенно, инстинктивно начинают разбираться и определять, кто из них главнее, кто чего стоит, как будут строиться отношения между ними. В школьном классе, армейской роте, рабочей бригаде — везде выстраивается своя иерархия, каждому определяется место по способностям, характеру, уму и прочим качествам в сумме. И каждый хочет быть выше и центральнее. Это — желание безусловное.
 
Организоваться в социум и занять в нем как можно более высокое место — это социальный инстинкт как аспект и проявление инстинкта жизни. Особь стремится сделать за жизнь максимум возможных дел. А для этого надо организоваться — организованность повышает КПД.
 
И это наше базовое человеческое желание — организоваться в племя, город, государство и совершить вместе с другими максимум возможных дел, а для этого занять место в иерархии повыше, командовать, быть значительным — это наше базовое желание и определяет всю историю человечества. Более того — историю планеты после появления человека.
 
Однако человек не думает: «Совершу-ка я какое-нибудь дело покрупнее да позначительнее». Подобная формулировка была бы признаком дебильности (что встречается). Человек хочет славы, денег, власти, разных видов успеха он хочет, и тянет его на эпические подвиги.
 
«ХОЧЕТ». Вот ключевое слово. Хош он имеет, охота ему пришла, по ндраву ему будет это дело. «Руби стену — я здесь войду! Не хочу в дверь!..» — это пьяный купец из сибирского фольклора в кабак заходит.
 
А дальше, молодые леди и умудренные джентльмены, начинается сплошная биология. Здесь главное что. Чем человек отличается от прочих животных — анатомически и физиологически: главное. У него большой мозг с огромной поверхностью коры. И этот мозг (2% массы тела) потребляет до трети всей глюкозы, расходуемой на питание всего организма. Человек чудовищно энергозатратен. Он потребляет на единицу своей массы в 4–5 раз больше энергии, чем любое животное его размера. И расходует энергии, производит движения тоже в 5 раз больше любой твари своего веса.
 
Но! Чтобы бегать, прыгать, копать, плыть, драться — прежде всего этого надо хотеть! Голод, холод, бегство, охота — сначала нужно сильно ХОТЕТЬ есть, спасаться, драться — чтобы затем процесс с уровня хотения перешел на уровень действия. Не захочет — не вскочит.
 
И! Если человек в 4 раза больше животного ест и работает — то, грубо говоря, он в 4 раза больше хочет! Его сверхмощная центральная нервная система, мозг его огромный, психика гипертрофированная, соответственно, генерируют в 4 раза больше желаний (или количественно больше, или качественно, но в общем — человек всего в жизни хочет во много раз больше и сильнее любого животного).
 
А цивилизация не стоит на месте. Машины, компьютеры, автоматизация, конвейеры и удобрения, роботизированные заводы и фермы. И человек впадает в страшный кризис. Кризис цивилизации, исчерпавшей свой системный ресурс. А именно: все уже построено, сделано, достигнуто, остались вечные мелкие совершенствования — но качественное развитие закончено. Мир больше не перевернешь. Войны и драки велят отменить, женщин и мужчин во всем уравнять, плохих отметок не ставить, наработанное богатство народов проповедуют разделить поровну.
 
А куда девать психическую энергию человека? Ту, которая велела и позволяла убивать пещерных медведей и мамонтов, выживать в голод и холод, отбиваться от врагов, переплывать моря и переходить через горы? Солдаты шли с тридцатикилограммовой выкладкой и рубились глаза в глаза, пахари ломали горб в поле от зари до зари, авантюристы мерли от лихорадки в болотах, — и поднимались великие города! Мы все еще можем, желания нас разрывают — что нам делать?..
 
И кто-то в одиночной лодке переплывает океан. Кто-то прыгает с парашютом с тридцатикилометровой высоты. «Военные реконструкторы», скучающие интеллигентные мужики, как дети, играют в войны прошлых веков, мастеря себе рыцарские латы или римские мечи. И цепочки искателей острых ощущений поднимаются на Эверест, косясь на почерневшие мумии тех, кто умер на восьмикилометровой высоте рядом с тропой: слишком мало сил, чтоб их убирать.
 
И очень много наркотиков. Ибо есть желание сильных ощущений — но нет дел, которые эти ощущения дадут. Настоящих дел нет. Из конопли тысячи лет делали канаты и паклю, идиоты…
 
…Закончим тем, с чего начали и что так трудно понять экономистам: человек платит не за объективно ценную вещь, а за свое представление о хорошей жизни и ощущение хорошей жизни. Он платит за желание — желание поймать кайф от жизни. Это им и движет.  


Колонка Михаила Веллера опубликована в журнале "Русский пионер" №94Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
94 «Русский пионер» №94
(Декабрь ‘2019 — Январь 2019)
Тема: желание
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям