Классный журнал

Кирсан Илюмжинов Кирсан
Илюмжинов

Непредвиденный эндшпиль

27 ноября 2019 16:56
Шахматный кружок Кирсана Илюмжинова


Мой благодарный читатель журнала «Русский пионер»!
 
Продолжая тему нашего разговора, хотелось бы сказать, что окончание игры бывает непредвиденным. Никогда наверняка невозможно предугадать, что принесет нам следующий ход.
 
Но это в жизни…
 
И если вы начали с нападения, то защита, даже если она Лужина и написана набоковским языком, не всегда может привести к хорошему концу. А в нашем случае — к эндшпилю.
 
Потому уделим еще немного внимания эндшпилю, поскольку в шахматах он напрямую может зависеть от нас.
 
 
Белые выигрывают


 
Здесь нужно продвигать пешку f, но после
1. f5?   Сg7!
черные достигнут ничейной позиции. Выигрыша можно добиться, лишь используя ограниченную подвижность черного слона.
1. Крe4           Сg7
2. Крf5!           Сh6
3. Крg4!          Сf8
(У черных цугцванг; если уйдет король, то f4-f5-f6.)
4. Крg5           Сg7
5. Крg6           Крf8
6. Крh7!
 
И белые выигрывают.
 
Разъединенные пешки оказываются при разноцветных слонах сильнее связанных. Выигрыша обычно нет лишь в том случае, когда расстояние между пешками равно всего лишь одной вертикали.
 
 
 
Ничья


 
1. Крe6           Сb4
2. Сe4Крd8
3. Крf7Сa3
4. e6    Сb4
И провести какую-либо пешку в ферзи невозможно.
 

 
Белые выигрывают


 
Здесь пешки разделены двумя вертикалями, и белые выигрывают, направляясь королем к той пешке, которую задерживает слон:
1. Сf3!Крd8
2. Крe6           Сb4
3. f6     Сa3
4. f7     Сb4
5. Крf6Сc3+
6. Крg6           Сb4
7. Крg7
 
И белые выигрывают.
 
Рассмотрим борьбу коня против проходных пешек. В этом отношении он слабее слона.
Особенно трудно ему бороться против ладейной пешки (так как маневры возможны лишь по одну сторону от пешки).
 
 
  
Выигрыш


 
В позиции конь после
1. а6
не может остановить пешку.
 
 
 
Ничья


 
Белые, точно маневрируя конем, останавливают продвижение пешек и завоевывают их королем:
1. Кd3!h3
2. Кf2!
(Типичное нападение на обе пешки.)
2…      h2
3. Кh1!
Ничья.
 
 
 
Ничья, чей бы ход ни был


 
Легко убедиться, что в позиции достижение ничьей (даже без участия белого короля) не представляет затруднений.
 
 

Ничья, чей бы ход ни был


 
Также и в этой позиции ничья достигается легко:
1…      Крf2
2. Кg4+           Крf3
3. Кh2+           Крg2
4. Кg4  Крg3
5. Кe3
Та же «карусель» получается и при ходе белых:
1. Кf1+Крf2
2. Кр2
И т.д.
 

 
Ничья


 
Проигрывает
1. Кe3+?
Ничью дает:
1. Кd2+!          Крe1
2. Кf3+Крe2
3. Кh2
 
Нетрудно понять, что в позиции, где все фигуры смещены на одну вертикаль вправо (Крb2 Кd4 против Крg1 пешка g2), белые проигрывают, так как для коня отсутствует поле, аналогичное полю h2.
 
При наличии одной-единственной пешки редко удается провести ее в ферзи, имея только слона против коня или, наоборот, коня против слона. Исключения возможны, когда король слабейшей стороны не владеет полем превращения или оттесняется от него.
 
Ограничимся двумя примерами, выявляющими в некоторой степени те характерные особенности, которые присущи той и другой фигуре.
 

 
Белые выигрывают


 
Выиграть окончание далеко не просто.
 
Во-первых, слон должен всегда контролировать поле f6 (иначе ничья путем Кf6+, Ке8+ и т.д.); во-вторых, он должен одновременно поставить в цугцванг черного короля.
 
Вот правильное решение:
1. Сc3!            Крb6
2. Сa5+!          Крb5
3. Сd8
(Слон перебрасывается на диагональ d8-h4, где он будет располагать двумя полями — g5 и h4 — для темповой игры.)
3…      Крc5
4. Сh4!
(При черном короле на b5 или d5 надо было бы играть 4. Сg5; это сейчас станет понятным.)
4…      Крb6
5. Сg5!            Крc5
6. Сe3+           Крd5
7. Сd4!            Кd6
(Цугцванг!)
8. c7
 

 
И белые выигрывают


 
Но если слон блестяще проявляет себя в позициях, где нужно выиграть темп, то конь бывает неподражаем в своем попеременном воздействии, как бы по кругу, на поля разного цвета.
 
В позиции к победе ведет следующий метод, имеющий большое практическое значение:
1. Кh5!Крd6
2. Кg7!Крe5
3. Крg8!          Крf4
4. Кe6+!!         Крf5
5. Крxh8
В подобных окончаниях надо избегать излишних шахов, которые лишь приближают черного короля к полю превращения пешки, а также потери темпов, позволяющих двигать пешку.
 
 
 
А теперь традиционно перейдем к нашим шахматным задачам.
 
Задача № 1

Белые начинают и дают мат в 4 хода.
 
Задача № 2

Белые начинают и дают мат в 5 ходов.
 
Задача № 3

Белые начинают и дают мат в 6 ходов.
 
 
 
 
Ответы на сложносочиненные Кирсаном Илюмжиновым задачи из прошлого номера
 
Задача № 1
1. Крc3!           e5
2. Лd4+           exd4+
3. Крc4            d3
4. cxd3#
 
Задача № 2
1. Лaf2!           a4
2. Крd2!          a3
3. Лa1!            a2
4. Крe1!          Сxf2+
5. Крxf2#
 
Задача № 3
1. Лb2!           Сe2
2. Лb4+          Сg4
3. Сd4!            Сf5
4. Сf2#
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
93 «Русский пионер» №93
(Октябрь ‘2019 — Ноябрь 2019)
Тема: дым
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям