Классный журнал

Андрей Десницкий Андрей
Десницкий

Частица чести

10 сентября 2019 10:36
Когда главной темой номера объявляется такая грандиозная, как тема этого, то непременно нужно увидеть тему с грандиозных, а еще лучше — библейских высот. У «РП» есть такая возможность: библеист и публицист Андрей Десницкий — наш колумнист. Поднимаемся на высоты, прямо сейчас.


Слово «честь» в нашем языке довольно многозначное. Так называют нечто внешнее — например, в армии «отдают честь», то есть приветствуют друг друга особым образом. Что важно, первым делает это младший по званию, но и старший должен ему ответить тем же — у одного из них есть первенство чести, но и другой ее не лишен.
 
Самое это выражение «первенство чести», кстати, подразумевает: не власти, не полномочий, а вот этого вот загадочного и трудноопределимого понятия… которое вроде как ничего конкретного не значит и без которого все же не обойтись.
 
То есть честь прежде всего нечто внутреннее, присущее и человеку, и человеческому сообществу, то, без чего человек деградирует, а общество вырождается в стадо.
 
Понятие чести есть, пожалуй, у всех народов. Антропологи говорят, что есть культуры, где на первое место выходит понятие вины (например, наша), и такие, где на этом месте стоит честь (например, классическая японская). Вечный русский вопрос, как мы знаем, — «кто виноват?», и только во вторую очередь — «что делать?». И при этом хватает поговорок вроде «стыд не дым, глаза не выест». То есть честь может быть чем-то необязательным, ее потеря — не великая трагедия.
 
Для японского самурая всё ровно наоборот. Нет ничего хуже, чем лишиться чести, даже если никакой личной вины в этом нет: например, тебя незаслуженно оскорбил твой господин. Кодекс самурайской чести предписывает совершить ритуальное самоубийство, но не жить обес-чещенным. А вот у простого крестьянина, судя по всему, чести просто не предполагалось…
 
В основе нашей культуры — библейская традиция, как бы мы к ней ни относились. И в самом начале Библии есть удивительный рассказ: Бог творит человека, мужчину и женщину, как Свой образ и Свое подобие. Мы настолько привыкли к этим словам, что уже не задумываемся, насколько революционно они звучали этак тысячи три лет назад. Люди того мира отлично знали, что нужно чтить богов: воздавать им честь, приносить жертвы и воскурять ладан перед их статуями. Они также знали, что своя честь бывает у царей и жрецов, у знатных и богатых, у сильных мира сего.
 
И вдруг на окраине Ближнего Востока возникает новое учение: никаких статуй божеств, никаких изображений. Единственный в этом мире образ Единственного Бога — это человек. Притом любой человек, а не только царь или жрец. И даже, страшно сказать, женщина… Именно отсюда начался долгий путь к тому, что потом станет называться правами человека (и в странах, где Библия не была основой традиционной культуры, они довольно плохо приживаются). И даже путь к тому пункту строевого устава, согласно которому и генерал отдает честь рядовому — пусть даже после рядового.
 
Читая библейские повествования, то и дело сталкиваешься с тем, как трудно было принять эту идею. Вот первое убийство: Каин лишает жизни брата Авеля. Из-за богатства, женщины или земельного участка? Нет, из-за того, что Бог принял жертву Авеля и не принял — Каина. Генерал отдал честь только одному рядовому, и второй не смог этого стерпеть.
 
А вот царь Давид ликует и пляшет перед Ковчегом Завета — символическим троном, на котором восседает Господь. Его жена Мелхола упрекает его: что это он задирает ноги, заголяется на виду у собственных служанок, разве так должен вести себя царь? И он резко отвечает ей: да, именно так он и будет плясать, смиряя себя перед людьми и надеясь на честь от Бога. Что характерно, его замысел удался.
 
Или вспомним вавилонского царя Навуходоносора, который был наказан лишением рассудка и, по сути, человеческого облика не за свои жестокости, излишества или непотребства (а ведь их было немало), а за то, что возгордился своим городом Вавилоном и сравнил себя с Творцом.
 
На множестве примеров ветхозаветные повествования рассказывают нам: человек не должен приписывать себе ту честь, которая подобает только Богу. И вместе с тем каждый человек несет в себе частицу этой чести, забывать об этом немыслимо.
 
Новый Завет говорит о Боге, который стал человеком, добровольно сложив с себя высшую честь — словно в ответ на пляску Давида, ставшего из грозного царя снова простым пастушком, как в отрочестве. И о том, как Бог пережил предельное бесчестие, — ведь казнь на кресте была не только мучительна, но и позорна, она выставляла нагого и беспомощного человека на обозрение и посмешище. И значит, продолжает апостол Павел, христиане, проходя вместе со Христом через крайнее бесчестие в этом мире, надеются обрести вместе с Ним высшую честь в мире будущем.
 
Впрочем, почему только в будущем? В одном произведении, написанном около 200 года (его автор неизвестен), описано, как живут христиане уже здесь и сейчас:
 
            «…бесчестят их, и в бесчестии прославляются;
            злословят их, и в злословии праведность их открывается;
            бранят их, а они благословляют;
            издеваются над ними, а они почтительны;
            творят добро, и как злодеи, казнимы;
            казнимы, и радуются казни, как новой жизни».
 
К сожалению, в последующие века, не исключая и нашего, не так много бывало христиан, которые на деле соответствовали этому идеалу. Но на то он и идеал, чтобы было к чему стремиться.
 
Именно библейская традиция, полагаю, первой провозгласила, что подлинная честь — не набор внешних признаков, а внутреннее устроение человека. Говорят, сейчас в нашем обществе есть запрос на честность — но ведь слово «честность» от того же корня, что и «честь». Можно не лгать и не воровать, потому что за это посадят или хотя бы в приличные дома перестанут приглашать, — и, разумеется, всегда найдутся люди, которые устроятся так, чтобы вот лично их эти досадные ограничения не касались.
 
А можно быть честным, потому что у тебя есть честь. Потому что в себе ты видишь образ Божий, точно такой же, как и в любом другом человеке. И вот тут уже — без исключений.  


Колонка Андрея Десницкого опубликована в журнале "Русский пионер" №92Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
92 «Русский пионер» №92
(Сентябрь ‘2019 — Сентябрь 2019)
Тема: честь
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям