Классный журнал

Хуциев
Ты помнишь, товарищ
03 сентября 2019 11:51
Кинорежиссер Марлен Хуциев работал над колонками в «Русском пионере» даже тогда, когда все было слишком очевидно. Но в жизни все равно больше смысла, чем в смерти. Из этих последних набросков режиссера его сын Игорь помог собрать колонку, которая должна завершить цельное, как вдруг выяснилось, повествование, которым стали колонки Марлена Хуциева в нашем журнале за последние годы. Ведь он не пропустил ни одного номера. Не пропустил и этот.

Слово данное нужно держать. Дело чести. Было обещано закончить в сентябре — значит, деваться некуда. Хотя многое и не вошло, — что об этом жалеть? История с какого-то момента начинает жить своей жизнью, спорить с этим бесполезно.
И ведь подумать только — два года прошло! Не самых легких, да и жизнь, жизнь, существующая за пределами листа бумаги, жестоко подправила сюжет…
Но финал был придуман заранее, так бывает довольно часто. И финал не изменился (а два года — срок немалый), он все обкатывался, обкатывался, как камешки в ручье, — и остался прежним. Даже эпиграф тот же:
Хлудов: Ты будешь тосковать, Чарнота.
Чарнота: Эх, сказал! Я, брат, давно тоскую.
М. Булгаков. «Бег»
Кончено предисловие.
_________________________________________________________
Вернулся в Москву Сергей, он же Тугрик. Он вовсе не погиб в 93-м, хотя активно поучаствовал и вполне мог бы… Вернулся он довольно известным писателем, — а так мало изменился. Да и все они (персонажи) мало изменились, ну, может, самую малость. Не знаю, что делать с ними, старыми, пусть существуют как бы вне времени. Пусть так будет.
Тугрик привез кассету, видеописьмо. И вместе с дядей Сеней (мосфильмовский оператор, давний друг «Стаи») они просмотрели эту кассету не один раз.
— Ну? — спросил Тугрик.
— Не знаю… — задумчиво ответил дядя Сеня, Семен Михалыч, по прозвищу Морж.
А увидели они вот что.
Больничная палата. Все белое — слепит глаза. На кровати, если можно назвать это сооружение кроватью, — человек. Весь в проводах, в датчиках. Весь в окружении совершенно непонятных приборов, полностью в их власти… Трудно узнать в этом человеке Леопольда Мильчевского…
«Не надо пугаться. — Голос Леопольда негромкий. — Встреча с Богом не состоялась. Хотя все шло к этому… Значит, нужно жить дальше. Вот пытаюсь. Что и как — расскажу при встрече. Теперь о деле. Когда очнулся, когда понял, что скорее здесь, чем там, поклялся… — Леопольд помолчал, говорить ему было трудновато. — Поклялся никогда не садиться за руль. Это первое… А второе — выпить пива на Покровском бульваре, в “Поплавке” посидеть, цыган послушать… Знаю, все изменилось… Другие времена… Но с помощью дензнаков — а их мы не пощадим, считать не будем — хоть на денек, а вернем год, ну, скажем, 67-й… Невозможно? Чепуха! Войдем во второй раз в ту самую реку… Тут главное — цена вопроса. Цена меня не волнует… Два месяца у вас есть… пока будут меня собирать… По системе классика “Шаг вперед, два шага назад”… В общем, с вами свяжутся… Все, устал».
— Я, конечно, кое-что слышал, — задумчиво сказал дядя Сеня. — Не знаю, Сергей…
— Слышал? Помножь на сто — не ошибешься. Какой сюжет! Ну, Леопольд! Космического калибра парень… Гагарин!
— При чем здесь Гагарин?
— Долго объяснять… Поехали!
— Куда?
— В банк!
И завертелось!
Банк, количество нулей — все произвело на Моржа Михалыча сильное впечатление…
— Чего-то заробел я…
— Брось, дядя Сеня! Все нормально, берем время в Шенкеля?!
— Какой-то Уэллс получается… Авантюра.
— Нет. Русский реализм чистейшей воды! И потом — упустить такой сюжет?! Я жадный.
— Люди нужны. Толковые люди!
Нашлись люди. Один безработный мосфильмовский художник, хороший. И Журов Вячеслав (он мелькнул, когда ставили «Сказки Пушкина»). Журов — мастер на все руки, со своей небольшой, но отборной стройбригадой. Правда, выяснилось, что у него сложный характер…
Нашли место, пустырь возле Окружной, отработали макет, составили смету…
— Трамвай — понимаю, скамейки, деревья, газон — нет вопросов! — кричал Журов. — Автоматы с газировкой, «Союзпечать», — он размахивал фотографией, — нет вопросов! А при чем здесь «Поплавок»?
— Собирательный образ времени, — объяснял ему Тугрик.
— Не было «Поплавка»!
— Был, на Яузе…
— Не было!
— Образ…
— Он мне толкует! На яблоне золотые яблоки расти могут, — но не груши! Не груши! А на Яузе, если хочешь знать, мамонты водились! Мамонтов не нужно?
— Нужно подумать…
— Делайте что хотите… Но! Без меня!
— Слав, — говорил в таких случаях дядя Сеня. — Придержал бы нервишки…
— Да я вырос здесь! У меня совесть есть. И честь, между прочим! Рабочая и профессиональная!
— Успокойся!
— Самодеятельности не потерплю!
Вот такой он, Славка Журов, шумный парень, но отходчивый.
— Да мне-то что…

И ушел. Заниматься фасадом иранского посольства…
Пришло по почте приглашение. Бристольский картон, золотой обрез.
«Дорогие друзья! Приглашаем вас провести с нами вечер-праздник “На Покровском бульваре”». Подпись — «Стая».
Приглашение было на два лица…
Потом — телефонный звонок.
— Приглашение получили?
— Да.
Голос был знакомый.
— Мы заедем за вами…
— А кто это говорит?
Пауза.
— Орехов Николай Алексеевич. Помните такого?
(Колька Орехов! Он тоже отметился на страницах «Русского пионера». В «Сказках Пушкина».)
Ну как не поехать!
Орехов прибыл минута в минуту.
Взрослый дядька, солидный, костюм, галстук…
— Хотел Журов заехать, но у нас ведь как? Все в последнюю минуту… Зачем его отвлекать… Я им оставил своего заместителя — все лишние руки…
Да, значителен, сдержан был Орехов, а взгляд все тот же, с прищуром, чуть затуманенный, шпанистый, с льдинкой…
— Чего они там затеяли?
— Да уж, размахнулись… Меня вот привлекли… Как консультанта… и очевидца…
Действительно, было на что поглазеть. Стоял Покровский бульвар, ездил трамвай, играл духовой оркестр. Ну конечно, газировка, эскимо, пиво — само собой…
Приходится прощаться. Не так это легко… Я привык к ним, а они уходят, вот пара страниц — и совсем исчезнут…
Был большой сбор. Были все — за исключением… Но тут уж что поделаешь?
Последним прибыл Леопольд. Его вывезли в коляске и везли вдоль бульвара до «Поплавка». Он изменился: на одном глазу была черная повязка, кисть руки в черной перчатке, волосы — светлые, а ведь были темные… Но все это ему очень шло. И конечно же — клетчатый пиджак…
У «Поплавка» Леопольд легко встал с кресла, легко взбежал по лестнице на палубу. Принял у охранника бокал:
— За это все, — сделал широкий жест, — вот это все наша память. А наша память — наша честь! И всё, всё мы заберем с собой: этот вечер, бульвар, — он запнулся, — ваши лица… Ура!
— Ура! Ура! — кричала массовка.
— Пью за русский народ! — снова поднял бокал Леопольд Мильчевский.
— Ура!
— Я не кончил! Хотя… что тут прибавишь?! — Голос его дрогнул. — За Родину, за великую честь быть ее сыновьями и дочерьми!
— Ура! — кричала массовка. — Ура!
Что было дальше? Пели, пили, снова пели… Не стесняясь, плакали.
Большой начальник — он тоже оказался здесь — подошел с рюмкой к Леопольду:
— У вас философский склад ума! А позвольте спросить, кто вы по образованию?
— Детдомовец, — ответил Леопольд Мильчевский и чокнулся с Большим начальником…
И вот уже вечер, и надо расходиться…
В темном небе повисли корзинки фейерверка, полетели искры, затрещала, задымилась декорация. Рванулась массовка в разные стороны…
И вот уже нет ничего — все пожрало пламя. Не знаю — может, так и было задумано… Не знаю.
Пели цыгане. Пели «Невечернюю». Ко мне подошел дядя Сеня, Морж Михалыч:
— Вы меня, наверное, не помните?
— Ну как не помню!
— Я не про «Мосфильм». Я у вас на студии Горького фотографом работал… Правда, недолго…
— На «Заставе»?
— Да. Но ведь сначала было другое название.. Вы еще сомневались, какое выбрать…
— Я и сейчас не знаю, правильно ли поступил…
— «Ты помнишь, товарищ»?
— Да, «Ты помнишь, товарищ»…
_________________________________________________________
P.S. Как и было обещано. Последняя строчка — название всей истории. Пусть так будет. А протянулась эта история от 67-го до 2017-го. Шутка сказать — пятьдесят лет!
- Все статьи автора Читать все
-
-
19.06.2019Черновик 1
-
02.04.2019Некролог 0
-
19.03.2019Конец «Шанса» 2
-
06.02.2019Монолог плохого человека 0
-
03.01.2019"С новым годом, пионеры!" 1
-
28.12.2018Волчица с Чистых прудов 0
-
10.12.2018Пепел рисовой бумаги 0
-
04.11.2018Вновь я посетил 0
-
11.10.2018Каждое 14-е число 0
-
04.09.2018В развитие темы 1
-
10.06.2018Цап-Цап-Цап 0
-
12.05.2018Compromissum 1
-
0
2584
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 3189Танцы. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников2 7794Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 12202Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 14195Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова13218Литературный загород
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям