Классный журнал

Марлен Хуциев Марлен
Хуциев

Ты помнишь, товарищ

03 сентября 2019 11:51
Кинорежиссер Марлен Хуциев работал над колонками в «Русском пионере» даже тогда, когда все было слишком очевидно. Но в жизни все равно больше смысла, чем в смерти. Из этих последних набросков режиссера его сын Игорь помог собрать колонку, которая должна завершить цельное, как вдруг выяснилось, повествование, которым стали колонки Марлена Хуциева в нашем журнале за последние годы. Ведь он не пропустил ни одного номера. Не пропустил и этот.


Слово данное нужно держать. Дело чести. Было обещано закончить в сентябре — значит, деваться некуда. Хотя многое и не вошло, — что об этом жалеть? История с какого-то момента начинает жить своей жизнью, спорить с этим бесполезно.
 
И ведь подумать только — два года прошло! Не самых легких, да и жизнь, жизнь, существующая за пределами листа бумаги, жестоко подправила сюжет…
 
Но финал был придуман заранее, так бывает довольно часто. И финал не изменился (а два года — срок немалый), он все обкатывался, обкатывался, как камешки в ручье, — и остался прежним. Даже эпиграф тот же:

Хлудов: Ты будешь тосковать, Чарнота.
Чарнота: Эх, сказал! Я, брат, давно тоскую.

 М. Булгаков. «Бег»
 
Кончено предисловие.

_________________________________________________________
 
Вернулся в Москву Сергей, он же Тугрик. Он вовсе не погиб в 93-м, хотя активно поучаствовал и вполне мог бы… Вернулся он довольно известным писателем, — а так мало изменился. Да и все они (персонажи) мало изменились, ну, может, самую малость. Не знаю, что делать с ними, старыми, пусть существуют как бы вне времени. Пусть так будет.

Тугрик привез кассету, видеописьмо. И вместе с дядей Сеней (мосфильмовский оператор, давний друг «Стаи») они просмотрели эту кассету не один раз.
 
— Ну? — спросил Тугрик.
 
— Не знаю… — задумчиво ответил дядя Сеня, Семен Михалыч, по прозвищу Морж.
А увидели они вот что.
 
Больничная палата. Все белое — слепит глаза. На кровати, если можно назвать это сооружение кроватью, — человек. Весь в проводах, в датчиках. Весь в окружении совершенно непонятных приборов, полностью в их власти… Трудно узнать в этом человеке Леопольда Мильчевского…
 
«Не надо пугаться. — Голос Леопольда негромкий. — Встреча с Богом не состоялась. Хотя все шло к этому… Значит, нужно жить дальше. Вот пытаюсь. Что и как — расскажу при встрече. Теперь о деле. Когда очнулся, когда понял, что скорее здесь, чем там, поклялся… — Леопольд помолчал, говорить ему было трудновато. — Поклялся никогда не садиться за руль. Это первое… А второе — выпить пива на Покровском бульваре, в “Поплавке” посидеть, цыган послушать… Знаю, все изменилось… Другие времена… Но с помощью дензнаков — а их мы не пощадим, считать не будем — хоть на денек, а вернем год, ну, скажем, 67-й… Невозможно? Чепуха! Войдем во второй раз в ту самую реку… Тут главное — цена вопроса. Цена меня не волнует… Два месяца у вас есть… пока будут меня собирать… По системе классика “Шаг вперед, два шага назад”… В общем, с вами свяжутся… Все, устал».
 
— Я, конечно, кое-что слышал, — задумчиво сказал дядя Сеня. — Не знаю, Сергей…
 
— Слышал? Помножь на сто — не ошибешься. Какой сюжет! Ну, Леопольд! Космического калибра парень… Гагарин!
 
— При чем здесь Гагарин?
 
— Долго объяснять… Поехали!
 
— Куда?
 
— В банк!
 
И завертелось!
 
Банк, количество нулей — все произвело на Моржа Михалыча сильное впечатление…
 
— Чего-то заробел я…
 
— Брось, дядя Сеня! Все нормально, берем время в Шенкеля?!
 
— Какой-то Уэллс получается… Авантюра.
 
— Нет. Русский реализм чистейшей воды! И потом — упустить такой сюжет?! Я жадный.
 
— Люди нужны. Толковые люди!
 
Нашлись люди. Один безработный мосфильмовский художник, хороший. И Журов Вячеслав (он мелькнул, когда ставили «Сказки Пушкина»). Журов — мастер на все руки, со своей небольшой, но отборной стройбригадой. Правда, выяснилось, что у него сложный характер…
 
Нашли место, пустырь возле Окружной, отработали макет, составили смету…
 
— Трамвай — понимаю, скамейки, деревья, газон — нет вопросов! — кричал Журов. — Автоматы с газировкой, «Союзпечать», — он размахивал фотографией, — нет вопросов! А при чем здесь «Поплавок»?
 
— Собирательный образ времени, — объяснял ему Тугрик.
 
— Не было «Поплавка»!
 
— Был, на Яузе…
 
— Не было!
 
— Образ…
 
— Он мне толкует! На яблоне золотые яблоки расти могут, — но не груши! Не груши! А на Яузе, если хочешь знать, мамонты водились! Мамонтов не нужно?
 
— Нужно подумать…
 
— Делайте что хотите… Но! Без меня!
 
— Слав, — говорил в таких случаях дядя Сеня. — Придержал бы нервишки…
 
— Да я вырос здесь! У меня совесть есть. И честь, между прочим! Рабочая и профессиональная!
 
— Успокойся!
 
— Самодеятельности не потерплю!
 
Вот такой он, Славка Журов, шумный парень, но отходчивый.
 
— Да мне-то что…


 
И ушел. Заниматься фасадом иранского посольства…
 
Пришло по почте приглашение. Бристольский картон, золотой обрез.
 
«Дорогие друзья! Приглашаем вас провести с нами вечер-праздник “На Покровском бульваре”». Подпись — «Стая».
 
Приглашение было на два лица…
 
Потом — телефонный звонок.
 
— Приглашение получили?
 
— Да.
 
Голос был знакомый.
 
— Мы заедем за вами…
 
— А кто это говорит?
 
Пауза.
 
— Орехов Николай Алексеевич. Помните такого?
 
(Колька Орехов! Он тоже отметился на страницах «Русского пионера». В «Сказках Пушкина».)
 
Ну как не поехать!
 
Орехов прибыл минута в минуту.
 
Взрослый дядька, солидный, костюм, галстук…
 
— Хотел Журов заехать, но у нас ведь как? Все в последнюю минуту… Зачем его отвлекать… Я им оставил своего заместителя — все лишние руки…
 
Да, значителен, сдержан был Орехов, а взгляд все тот же, с прищуром, чуть затуманенный, шпанистый, с льдинкой…
 
— Чего они там затеяли?
 
— Да уж, размахнулись… Меня вот привлекли… Как консультанта… и очевидца…
Действительно, было на что поглазеть. Стоял Покровский бульвар, ездил трамвай, играл духовой оркестр. Ну конечно, газировка, эскимо, пиво — само собой…
 
Приходится прощаться. Не так это легко… Я привык к ним, а они уходят, вот пара страниц — и совсем исчезнут…
 
Был большой сбор. Были все — за исключением… Но тут уж что поделаешь?
 
Последним прибыл Леопольд. Его вывезли в коляске и везли вдоль бульвара до «Поплавка». Он изменился: на одном глазу была черная повязка, кисть руки в черной перчатке, волосы — светлые, а ведь были темные… Но все это ему очень шло. И конечно же — клетчатый пиджак…
 
У «Поплавка» Леопольд легко встал с кресла, легко взбежал по лестнице на палубу. Принял у охранника бокал:
— За это все, — сделал широкий жест, — вот это все наша память. А наша память — наша честь! И всё, всё мы заберем с собой: этот вечер, бульвар, — он запнулся, — ваши лица… Ура!
 
— Ура! Ура! — кричала массовка.
 
— Пью за русский народ! — снова поднял бокал Леопольд Мильчевский.
 
— Ура!
 
— Я не кончил! Хотя… что тут прибавишь?! — Голос его дрогнул. — За Родину, за великую честь быть ее сыновьями и дочерьми!
 
— Ура! — кричала массовка. — Ура!
 
Что было дальше? Пели, пили, снова пели… Не стесняясь, плакали.
 
Большой начальник — он тоже оказался здесь — подошел с рюмкой к Леопольду:
— У вас философский склад ума! А позвольте спросить, кто вы по образованию?
 
— Детдомовец, — ответил Леопольд Мильчевский и чокнулся с Большим начальником…
И вот уже вечер, и надо расходиться…
 
В темном небе повисли корзинки фейерверка, полетели искры, затрещала, задымилась декорация. Рванулась массовка в разные стороны…
 
И вот уже нет ничего — все пожрало пламя. Не знаю — может, так и было задумано… Не знаю.
 
Пели цыгане. Пели «Невечернюю». Ко мне подошел дядя Сеня, Морж Михалыч:
— Вы меня, наверное, не помните?
 
— Ну как не помню!
 
— Я не про «Мосфильм». Я у вас на студии Горького фотографом работал… Правда, недолго…
 
— На «Заставе»?
 
— Да. Но ведь сначала было другое название.. Вы еще сомневались, какое выбрать…
 
— Я и сейчас не знаю, правильно ли поступил…
 
— «Ты помнишь, товарищ»?
 
— Да, «Ты помнишь, товарищ»…

_________________________________________________________
 
P.S. Как и было обещано. Последняя строчка — название всей истории. Пусть так будет. А протянулась эта история от 67-го до 2017-го. Шутка сказать — пятьдесят лет! 
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
92 «Русский пионер» №92
(Сентябрь ‘2019 — Сентябрь 2019)
Тема: честь
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям