Классный журнал

Андрей Макаревич Андрей
Макаревич

Очень тихий голос

06 марта 2019 09:26
В жизни музыканта Андрея Макаревича было столько всяких шансов, которые он сам себе создавал, а потом то ли использовал, то ли нет, что пришлось помогать ему вспоминать. Поэтому мы и публикуем перед колонкой его вотсап-разговор с главным редактором. Но когда уж он разгорячился, то вспомнил все и даже больше.


15 февраля 2019 г.

К.: Шанс пишется?)
М.: Честно – не очень(
К.: А надо
К.: Напиши историю про то, как ты какой-то свой шанс не использовал
М.: Да знаю… В ступоре
К.: Жалеешь до сих пор
К.: Что-то личное
К.: Кем ты не стал?
М.: Пытаюсь вспомнить
М.: Вот противно – кем хотел, тем и стал)
К.: Шанс стать хорошим человеком использовал?
К.: Не упустил ли?)
М.: А я, значит, г… на палке?
К.: Я не говорил
К.: Может, использовал
К.: Но вот об этом подумать.
М.: Вот, понимаешь…
М.: Думаю
К.: Чего-то не сделал явно
М.: А надо было?
К.: Счастья-то все равно нет
М.: У кого как)
К.: А вот почему?
К.: Нет, ну что ты, счастливый человек?!!
К.: Так не бывает у думающих
М.: Это интересный вопрос. Но это не про шанс
М.: Практически счастливый
М.: Мне скорее везло, чем я использовал шансы
К.: Друзей, может, растерял и жалеешь
М.: Нет)
К.: Из детства даже
М.: Нет)
К.: Не жалеешь?))
М.: Ни о чем)
К.: В девушку влюбился в 14 лет, и ничего не было
М.: Скажи, урод?
М.: И слава богу!
К.: Пока выясняем
К.: Но тревожно. Ни о чем не жалеешь?
М.: Нет
К.: Все правильно? Без ошибок?
К.: Ни одной?
М.: Ошибки шли на пользу. Поэтому ошибки ли они?
К.: Но было же то, чего не можешь себе простить
М.: Нет)
К.: Да, вот теперь мне не по себе
К.: Беспокоюсь за тебя.
М.: Ну прости)
К.: Нельзя быть таким морально здоровым!
М.: Так вышло)
К.: Тогда так. Что ты закончил?
М.: Архитектурный
К.: Ну! А архитектором-то не стал
М.: Слава богу
К.: Про это тогда, может? Хотел же. Шанс стать архитектором упущен. Да, слава богу. Но почему?
М.: Кое на какие забавные рассуждения ты меня навёл)
Именно в эту сторону
К.: Ждем тогда))

 
Дед мой Григорий верил в теорию скачка. Заключалась она в том, что каждому человеку в течение жизни однажды дается возможность проявить свои способности в полной мере — со всеми последующими результатами. Просто длина этого волшебного отрезка у всех будет разной: у гения, например, он может составить почти всю жизнь, а у кого-то уложится в несколько месяцев, а может, и дней. И самое главное тут — не просмотреть, не упустить этот момент. Ибо это и есть шанс.
 
Многие мужики, насколько я замечал, очень любят вспоминать какие-то моменты своей биографии, связанные с упущенными, как им кажется, шансами. И сладко горевать по этому поводу. Подозреваю, что у женщин то же самое, просто это случается в женской компании. Если в реальной жизни таких историй не произошло или они были недостаточно яркими, их, как правило, дописывают или придумывают целиком. На самом деле это чудесное оправдание собственной неисключительности, и огромному количеству людей, страдающих комплексами, это оправдание — мед на душу. «А ведь я литературный окончил! — привычно сокрушается мой товарищ, комментатор-пропагандист. — Мог бы Толстым стать! Достоевским! А тут вдруг жена, дети — и все!» Здесь все сочувственно покачивают головами и выпивают — за его нерастраченный талант. Да нет, дорогой мой, в который раз думаю я, не стал бы ты Толстым. И Достоевским бы не стал. Ровно потому, что не стал. Ни тем, ни другим. И живешь, вполне довольный своей профессией. И женой, кстати. И дети вон какие замечательные.
 
Беседовал я тут с одним священником по поводу Божьего промысла, иначе говоря — судьбы, и возможного участия человека в этом процессе. Очень этот вопрос меня с детства волновал. Фатализм там, всякое такое. Ну правда, если путь твой заранее предначертан, значит, выбора никакого и нет? И можно успокоиться и вообще не совершать телодвижений? Но ведь каждую секунду дорога перед тобой раздваивается, и ты выбираешь одну из двух — так, нет? И вот что этот мудрый человек мне ответил. Представь себе, сказал он, чтоб тебе было понятнее: вот режиссер снимает фильм. Сценарий его утвержден и изменениям не подлежит. Роли тоже прописаны. Но от актера зависит, каким будет его герой — обаятельным или неприятным, смешным, трогательным или трагичным. Он может менять слова в написанном для него тексте, на фабулу и сюжет картины это не повлияет — разве что на качество. Вот и весь твой люфт. Не думайте, кстати, что это ерунда — для актера это очень важно: роль была такая серая, такая безликая, и диалоги г…, а он вывернулся наизнанку и вон что из нее вытащил! Но то, что действует его персонаж по плану, который не обсуждается, — это само собой. Вот примерно так.
 
Да нет, мечталось иногда и мне, маячили призраки на горизонте. Всемирная организация подводников PADI предлагает опытным дайверам такую работу: тебя забрасывают на маленький необитаемый тропический остров. С собой у тебя акваланг, компрессор, моторная лодка, запас провизии, лекарства, радиосвязь, даже маленький сборный домик, если надо. Твоя задача — обследовать подводный мир вокруг острова, найти наиболее интересные места (они называются «сайты»), и если вдруг какие-то туристы-дальнобойщики к тебе причалят (а их могут к тебе и направить) — быть им гидом под водой. С учетом того что островки эти расположены вдали от берегов и туристических маршрутов, такие гости — большая редкость, чаще всего вообще никого нет. Срок пребывания — полгода. Или год. Ух, как мечталось! При этом краешком головы я отлично понимал, что никуда не поеду — просто эта история не из моего сценария жизни. А бывало, что бросался все же за каким-нибудь ослепительным, как казалось, шансом и вскорости понимал: не надо было.
 
Много лет я мечтал об удаве. Я с детства любил змей, и жили у меня постоянно всякие полозы и веретеницы. Но удав — это же совсем другое дело! И вот однажды некая язвительная девочка прервала мой постылый монолог и сказала: а что тебе мешает? Или тебе просто нравится ныть по этому поводу? Я страшно удивился — правда, ничего не мешало. Кроме того, что это была история не из моего сценария. Но я это понял потом.
Я заказал огромный дорогой террариум — в полкомнаты. Молоденького удава мне подарил мой друг Юра Дуров. Радости не было границ. Потом начались проблемы. Сначала надо было найти поставщика живых крысок — удавы ими питаются. Это оказалось непросто. Потом вдруг обнаружилось, что змея, террариум и практически вся комната покрыты ровным слоем крохотных клещей — видимо, пара их приехала в дом на удаве, и они размножились с невероятной скоростью и размахом. Я лечил бедную змейку и проводил дезинфекцию. Но не это главное. Удав оказался девочкой. В юном возрасте пол у них определить практически невозможно. Так вот, мальчики растут в среднем до двух метров, девочки — до семи-восьми. Девочка моя (я назвал ее Брунгильдой) ела крысок и росла как на дрожжах. Скоро она уже с трудом умещалась в террариуме и лежала там в три слоя, занимая все пространство. Поднять ее я уже не мог. Было понятно, что скоро она попросит отдать ей всю комнату. Пришлось отвезти Брунгильду в замечательный океанариум города Воронежа — она живет там в огромном застекленном вольере и, говорят, уже не скучает. Все собираюсь навестить.
 
В другой раз я поддался искушению в Камбодже, когда наша веселая дайверская компания вдруг решила взять напрокат скутеры и поехать смотреть заброшенные буддийские храмы. Такой шанс, это же наверняка раз в жизни! Скутеры были старые, битые-перебитые, резина напоминала самолетное шасси. «Не садись, — устало шептал мне мой хранитель. — Навернешься». (Он использовал другое слово, похожее, но более точное.) И я уже почти отказался, но моя тогдашняя жена посмотрела на меня с таким презрением, что я плюнул и поехал. Разумеется, навернулся. На ровном месте. Порвал связки на ноге.
 
В общем, я полагаю, что все эти шансы — красивые заманухи, не более того. Скорее всего, навернешься, да еще и сладко жалеть впоследствии будет не о чем. Предлагаю вместо этого предельно внимательно слушать своего ангела-хранителя — он знает, куда поворачивать. Только имейте в виду: у него очень тихий голос.  


Колонка Андрея Макаревича опубликована в журнале "Русский пионер" №89. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Алла Авдеева
    7.03.2019 06:29 Алла Авдеева
    Подавляющее большинство людей никаких ангелов не слышат. Демоны – губители орут громко, предлагая в хранители себя.
    •  
      Сергей Демидов
      11.03.2019 13:58 Сергей Демидов
      дуру гонят насчет ангелов.... упустил макаревич свой основной шанс... причина известная - в конуре своей просидел по молодости, а по старости забыл узнать - мир я забыл познать...
89 «Русский пионер» №89
(Март ‘2019 — Март 2019)
Тема: шанс
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям
 
Новое