Классный журнал

Дарья Белоусова Дарья
Белоусова

Страшнее трех загадок Турандот

10 февраля 2019 06:56
Главная тема номера задела колумнистов «РП» за живое. Актриса Дарья Белоусова так горячо и страстно преподносит читателю свое понимание воли, что как будто на сцене играет. Но при этом так правдиво и начистоту, что как будто это и не игра. Что скажет Станиславский?


Я верю в путь. Верю в то, что каждый из нас где-то глубоко внутри обладает знанием. Знанием своего пути. И знание это первобытно. Оно как код всех цивилизаций, ключ, но оставленный только для тебя одного. Ключ к тебе. Истинному. Ключ к своему предназначению. Ведь совершенно очевидно, что предназначение — дело нелегкое. Всё вокруг нас отчаянно сражается с нашим предназначением. Тем более в современности. Хотя откуда мне знать, как оно было не в современности. Есть я и мироздание. Есть я и те, кто мне повстречался с той же системой координат (счастье, если они есть). Есть я и окружающий мир. Есть я и внешний враг, который по факту своего рождения направлен вилами на меня. Не потому, что он осознанный антагонист или плохой герой, а просто потому, что мы живем будто в разных кинокартинах. Часто… а особенно часто в минуты трудных внутренних ситуаций я ощущаю себя героем. И в этом нет никакого превосходства. В этом есть метафора жизни. Я — герой. И я живу, предположим, в античной трагедии, а вокруг то Симпсоны, то Губка Боб квадратные штаны, то (и это в лучшем случае) герои из «Завтрака у Тиффани». Наши жизни будто снимаются разными режиссерами, в разных жанрах. Ты даже местами любишь эти фильмы. Они даже бывают забавны, милы, но они совсем о другом. И по большому счету они тебе скучны. Потому что твое «я» — это все же античка. И где-то внутри ты всегда это знаешь. В эти моменты ты почти сходишь с ума, погружаешься в миры Софокла, Еврипида и Эсхила в поисках ответа и даже находишь его в этих мирах. Ты понимаешь, что твой путь — это непрерывный диалог с тем, что выше. Твой путь — это созидание. Твой путь — это долг. Долг этому твоему пониманию. Долг, который не ты первый платишь, но который является твоей симфонией. И она исказится, станет ничем, если не держать эту планку. Для кого-то смешную или непонятную, но ты всегда знаешь, где-то внутри себя, во имя чего ее надо держать. Строгий спрос.
 
Если верить в карму (хотя это слово, как любое слово религиозного лексикона, приобрело неверную растиражированную окраску), но тем не менее если верить в то, что называется кармой, то каждый твой выбор определяет дальнейшего тебя. Неправильный выбор, несоответствие себе искажает ее. Нужна воля к тому, чтобы быть собой. Это и есть единственное и самое важное условие большой Игры, которую ведет с нами мироздание. Но часто мы забываем про подлинный контекст этого слова.
 
Глобализация в человеческом смысле навязывает нам иное восприятие: воля как способ только лишь «взять себя в руки». В достаточно бытовом контексте. Воля в ординарном смысле используется в вокабуляре, когда надо, к примеру, похудеть, или бросить курить, или пойти на йогу, или начать богатеть, или разлюбить. Вот что уж совсем глупо, так это последнее. Вообще, ряд тривиальных, так называемых народных мудростей всегда меня обес-кураживали. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — ну полная же чушь, если представить, к примеру, Моцарта или Пушкина. То есть в контексте, к примеру, ординарных писак это, может, и применимо. Корпишь-корпишь, да, глядишь, и строчку неплохую накорпишь. Но это же не цель, не талант, не вдохновение, не Пушкин! Это вообще скукота смертная. И смысла нет никакого. Если нет внутри чего-то, что нельзя объяснить, неуловимой частицы «ши», то трудись не трудись, а «Реквием» не напишешь. Или вот, к примеру, знаменитое «полюбил — отпусти». В смы-ы-ысле? Как будто ты машина, которая способна переключать скорости. Или переключатель света, где написано: «вкл/выкл». Если так, то это рацио и это вообще не про любовь. Это вообще не про божественное нечто, которое посетило тебя, и ты ничего с этим не можешь поделать до тех пор, пока не придет срок. Какой срок — кто его знает. И кто его определяет, тоже не ясно, но уж точно не ты. Если вдуматься во все эти пословицы-поговорки, то диву даешься тривиальности. Будто это рассчитано на серую безличностную массу, которая в принципе ничего не понимает в полете. «С завтрашнего дня ставлю внутри блок, и все. А далее подставляй что угодно: не ем, не курю, бегаю, разлюбляю». Интересно, а это вообще у кого-то работает? Только у меня нет? И о какой воле мы тогда говорим? Воля во всех этих случаях означает только одно — недостаточное желание. А недостаточное желание, в свою очередь, тождественно отсутствию его вовсе. Если можешь отказаться — значит, в принципе не хочешь. Вот и все. Пыль. Труха. Бессмысленное времяпрепровождение.
 
Разве мог Дон Кихот отказаться от Дульсинеи? А Дон Жуан от наслаждения открывать любовь в каждой последующей? А Татьяна от Онегина могла? Да! — скажете вы. Она же так и сделала. А вот тут вопрос. Отказалась. Да. Но это не решило судьбу чувства, как мы знаем. Чувство никуда не ушло. Не оборвалось. И это подтверждает, что не мы решаем. Мы можем проиграть чувство. Это да. Оно может отобраться, как отбирается талант. Но это снова не наше решение, это решение кого-то свыше, вызванное чередой нашего неумения обращаться с этим чувством. И вот тогда дело совсем плохо. Бетон внутри еще никого счастливым не сделал. А уж тем более не сделал счастливым того, кто познал это самое чувство. Отсутствие которого означает сиюминутную старость и творческую импотенцию. И начинается новое, еще большее мучение — извечный вопрос «будет еще? или нет? будет? или нет?». Как просветленный, которого заколдовал кармический исполин пребывать в теле уродца, вопрошает некогда чувствовавший: что сделать, чтобы снова вернуться в свое обличие? А ответ только наверху. И это пострашнее трех загадок Турандот. Поэтому с волей в данном контексте я была бы поосторожнее.
 
Единственное и, на мой взгляд, самое стоящее применение воли — это все-таки быть самим собой. Для этого, конечно, неплохо понять, кто ты. Но это и есть самое интересное.  


Колонка Дарьи Белоусовой опубликована в журнале "Русский пионер" №88. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
       
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал