Классный журнал
Алена
Бабенко
Бабенко
Подарочный экземпляр
25 декабря 2018 12:05
В этом номере немало сказано, а можно и еще сказать, восторженных и возвышенных слов о декабрьском юбиляре, Галине Борисовне Волчек. Удивительно, что авторы не повторяются, у каждого (как и у автора этой колонки, актрисы Алены Бабенко) есть своя история про Волчек. Такой уж у нее дар: вершить судьбы.
Дар — без-дар… о, ГБ!!! — это первое, что я написала после звонка из «Пионера» с просьбой написать колонку… Почему это выдала моя голова? Или сердце? Теперь уже две мысли сплелись: дар — это что-то про сердце? А без-дар — это вообще про что? И как вообще писать о дарах… Они же даются тебе даром… внезапно, просто так… вдруг… ни с того ни с сего… Нет, конечно, ты о них всегда мечтаешь и, конечно, надеешься, что, может быть, его величество случай когда-нибудь возьмет тебя за руку и… даже, может быть, однажды проболтаешься о своей мечте… но чаще все это прячется внутри, потому что кажется невероятным и несбыточным… Попасть в театр «Современник», где служат все! Ну все возможные и невозможные звезды… то есть этот театр просто переполнен и, конечно, все места забиты, забиты до отказа, ну то есть это когда ты наверняка знаешь, что на одну роль в театре человека по три точно, остальные стоят в очереди… Короче, там такая недосягаемость, что и не то что сигать, а и думать сигать не стоит, особенно с учетом моего большого потенциала как труса… Только не надо удивляться! У меня тогда было в рюкзачке пара фильмов, на съемках одного из них мне казалось, что я точно напрасно ринулась в артистки (да, это был «ВДВ» — «Водитель для Веры»)… Это потом оказалось, что все вышло довольно неплохо… Театра я вкусила на последнем курсе ВГИКа, когда студенты, как «цыгане шумною толпою», кочуют по столичным театрам, представляя себя на показах, в том числе и в «Современнике», где мне сказали «спасибо», не досмотрев отрывок, потом в Ленкоме, где «счастье было так возможно, так близко»… но в день премьеры меня заменили на другую актрису… Удар был жесткий и, на языке тенниса, плотный, с очевидным букетом последствий в виде психических расстройств под величественным названием «стресс», неверие в себя; слово «никогда», которое никогда для меня ничего не значило, стало написано внутри меня красным стоп-сигналом заглавными буквами: театр — НИКОГДА! Ну а дальше уже — никогда не возьмут, никогда не предложат, ну а если и предложат, то, конечно, я никогда не пройду пробы, и т.д… Простите, что я так долго об этом распинаюсь, хотя… думаю, что это очень кратко… Палитра переживаний включала себя, если уж до конца быть откровенной, черт знает что… Короче, театр улетел в иконку «мечта».
ЕВС — его величество случай — случился 10 лет назад… Как недавно сказал один из моих знакомых, «перебери в голове все поворотные события в твоей жизни, и ты поймешь, что ни в одном из них не было твоего плана»… Истинно так!
2008-й был год — год перемен по всем жизненным фронтам… Лето. Вдруг звонок из театра Райхельгауза «ШСП» («Школа современной пьесы») с предложением главной роли в чудо-пьесе и спектакле, в котором играли Филозов и блистательная Любовь Полищук с песнями Окуджавы — визитная карточка театра — «Пришел мужчина к женщине»… ДАР! В общем… как бы сказать помягче… нормальная актриса ну что-то сделает, чтобы понравиться режиссеру, произвести на него впечатление… Уж точно прилетит с блеском в глазах и будет говорить, плакать, смеяться, хвалить, восторгаться, задавать вопросы… ну то есть добиваться роли, в конце концов! Нет, при встрече, конечно, делала весь этот вид как могла, но внутри металлический вживленный чип с названием «никогда» был могущественным циником, который зудел: «Не получится»… Душа металась и искала спасения… Нужен был чей-то голос… совет… Надо было как-то избавиться от этого противного «никогда»… получить благословение и чтобы кто-то просто сказал: «Не бойся. Если что — звони, я помогу»…
Спектакль надо было репетировать быстро. Я, сама не понимая почему, тянула время, прикрываясь враками, как ребенок, что, мол, щас-щас, жду ответа по съемкам.
И вот «июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света», — писал Александр Твардовский.
Вот так и у меня убывал внутри свет со скоростью света от этой ненавистной нерешимости… Я даже заперлась на два дня дома, задернула шторы в надежде, что в одиночестве придет ответ… Не пришел… Пишу это, и даже теперь не верится, что там, в том 2008-м, была я… Это была я?
29 июля 2008 года, примерно через месяц, я сыграла Машу в спек-такле «Три сестры» в театре «Современник»… И чей это был план?
ДАР!
Я зашла к ней до спектакля… Точнее, мой будущий муж буквально за руку завел меня в комнату, где ГБ принимала своих гостей. Тогда, в июле, он пригласил меня посмотреть «Три сестры», о чем я долго мечтала… И — о дар! — меня осенило! Вот у кого точно надо спросить совета! Она же не только режиссер, но и женщина, к тому же актриса! Кто, как не она, может меня услышать! И я через пять минут выпалила все мои предлагаемые обстоятельства в связи с предложением Райхельгауза, закончив вопросом: «Как быть?» — «Иди, репетируй и не забудь пригласить на премьеру», — спокойно, уверенно, с глазами насквозь сказала Галина Борисовна, и я выдохнула. Самое главное, в этот вечер она сказала, что мечтала бы видеть меня актрисой театра «Современник», но тогда я в это абсолютно не поверила, это было мимо моих ушей все по той же причине моих активных пролетов прежде, и мне уже были известны подобные «мечты» театров видеть меня ихней артисткой… И я сейчас даже не могу вспомнить, в какой момент это было мне сказано — то ли до того, как я начала свой монолог «как быть?», то ли после… Главное тогда — я получила БЛАГОСЛОВЕНИЕ от самой Волчек! И я полетела! И мое крепкое «никогда» рассыпалось вмиг, как будто его и не было. Неделя до начала репетиций — по плану домой, в родной город Кемерово, с семьей к маме с папой. На второй день моего счастливого отдыха, когда я дома по вечерам уже с пьесой «Пришел мужчина к женщине» в руках при лучине с карандашом делаю пометки на полях, фантазирую, придумываю мою героиню, звонок из театра «Современник» с предложением роли Маши в «Трех сестрах»… О боги! Чей это план??? Только в третьем книжном магазине г. Кемерова я нашла книжицу с пьесами Чехова — ровно с двумя: «Три сестры» и «Вишневый сад» — именно теми, которые поставлены ГБ в «Современнике»! Зеленая книжица, с которой на третий день я вернулась в Москву, из аэропорта сразу в театр, сразу в репетиционный зал, все артисты на месте, полная выгородка спектакля с реквизитом, Оля Дроздова — старшая сестра Ольга в спектакле — водит меня за ручку, объясняя мизансцены, на третий день уже на сцене, в гриме, костюме, и через три дня премьера в конце сезона… Зеленая книжица зажгла зеленый свет!)))
Я рассказывала это очень много раз… и всегда без-дарно… потому что могла бы запомнить побольше, поподробнее и рассказать посердечнее и поинтереснее — может быть, получилось бы поталантливее… но дело в том (это мое наблюдение), что именно такие моменты промахивает память… не успевает зафиксировать… ну потому что стремительно просто и даром дается дар… не оставляя момента выбора… не дает думать… Если подумал, то потерял…
Одно врезалось в память отчетливо, надолго, наверное, навсегда: голос — голос ГБ — нет, не интонации, не тембр, не другие какие-либо его особенности — голос сердца, который не на аудиторию, а к человеку, к одному человеку, одинокому, слабому, растерянному, беспомощному, ищущему смысл жизни, у которого внутри много вопросов, мыслей, страстей, веры и неверия и еще всего обычного, человеческого, с чем в одиночку невозможно справиться, и всю жизнь мы ищем кого-то, кто бы ответил на вопрос «как быть?»…
«Дорогая Алена! Я счастлива, что свои первые шаги на сцене ты сделала в “Современнике” с таким успехом! Я в тебя очень верю! Счастья тебе во всем! Благодарная Г. Волчек».
Это ее простые и, наверное, написанные примерно так же не только для меня, но когда-то и другим артистам на первой моей программке 2008 года. ОНА (эта программка) живет у меня в коридоре… Кстати, когда сфотографировала, вспомнила, что там рядом поселила «мой личный кусочек ЗАНАВЕСА ТЕАТРА с Чистых прудов» — спасибо Жене Кузнецовой, которая придумала таким чудесным образом запомнить октябрь 2016 года, когда мы покидали родные стены из-за реконструкции, и мою программку первого спектакля моего 10-го театрального сезона «Поздняя любовь» Егора Перегудова… Вот такой триптих встречает и провожает меня каждый день… А у меня и в мыслях не было подружить их на одной стене… Чей ЭТО был план?
Мечутся, ищутся, но разбегаются мысли в голове… Хочется еще много чего важного, интересного, доброго, нежного, щемящего, веселого, бестолкового вспомнить, но вот слова почему-то жмутся в углу, отвернувшись к стенке, как наказанные дети… Без дара я на поле белого листа… и чувствую себя Элизой Дулитл, о которой говорит Хиггинс в «Пигмалионе» «бессердечная девчонка», а моя Маша из «Трех сестер» на это отвечает: «Вот тут у меня кипит»… Кипят внутри до сих пор мои такие разные и все любимые роли: Маша, Элиза, Ядзя, Тонька, Сюзанночка, Ева, Людмила, Роза, Аннет… А репетиции режиссеров-партнеров и всех, кто делал эти спектакли, память помнит, как фильм на промотке… как титры, которые бегут снизу вверх, а зритель в это время уходит из зала… И за что мне был дан этот ДАР, если так бездарна память!..
Мой педагог во ВГИКе говорил, что если хорошо разобраны предлагаемые обстоятельства и сделаны начало и середина спектакля, то финал родится сам… Вот с ним, с финалом, у меня никак не складывается роман… Да и не хочу я его писать! Ведь это только начало моей пьесы. Ей всего 10 лет. Да и написала ее не я… Чей это был замысел? Чей план? Чей дар? Бог знает! Не получается у меня с ним… Не умею я говорить про дар — слово слишком говорящее! горящее — короткое, емкое, громкое. О боги! Галина Борисовна! Как быть?!!!
Колонка Алены Бабенко опубликована в журнале "Русский пионер" № 87. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
15.05.2017Адинокая 1
-
04.12.2015Чудны дела твои 1
-
29.06.2015Когда ушла Майя 0
-
24.12.2014Лебедь и компьютер 0
-
24.10.2014Пока я — муравей 1
-
16.05.2014Моя нелепая надежда 0
-
31.12.2013Мой личный Ноев ковчег 0
-
23.12.2013Слышимо-невидимое 50
-
0
2609
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 1265Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 3551Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова5522Литературный загород -
Андрей
Колесников8096Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова1 7615Список литературы о лете
-
Андрей
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям