Классный журнал

Станислав Николаев Станислав
Николаев

Чистота в большом городе

26 сентября 2018 20:27
Из этой колонки Станислава Николаева, председателя совета директоров компании «Меркатор Холдинг», читатель наконец-то узнает, зачем надо поливать улицы после дождя, или почему фронтальную уборку дорог надо делать в 10 см от тротуаров. Автор, как никто иной, знает, как сделать наши дороги чистыми. По‑настоящему.
Свою колонку хочу начать с простого сравнения. Уверен, все хозяйки меня поддержат и поймут. Когда дома чисто и уютно, никто не думает о том, как много сил тратится на уборку, но стоит оставить под стулом брошенные носки или не помыть посуду, все сразу заметят, что дома беспорядок. Так и с уборкой города. Все гуляют по чистым тротуарам, ездят по убранным дорогам и даже не догадываются, какая «армия» стоит за всей этой красотой. А любая армия состоит из людей и техники. И о том, какой должна быть техника, чтобы многомиллионный город был всегда чистым, я знаю, пожалуй, все.
 
Новая, не побоюсь этого слова, эра в нашей работе наступила в 2007 году, после Госсовета, на котором обсуждали состояние дорог. Странная получалась статистика: дорог строили все больше, а общее их количество по стране сокращалось. Парадокс? Вряд ли. Это загадка по математике для младших классов, потому что ответ был простой: строительство и содержание дорог шли в бюджете одной строкой. Содержание финансировалось по остаточному принципу. А если дорогу не обслуживать, долго она не протянет. Какой подход, такая и техника на уборке дорог. Больно вспоминать: поливомойка, щеточка, зимой так называемые золотые ручки (лаповый снегопогрузчик) — вот и весь ассортимент. И что этим можно убрать?
 
Никогда не забуду, как мы пригласили швейцарскую компанию «Bucher» к себе на производство, когда я только возглавил «Меркатор». Установка была — привлекать иностранные инвестиции. Мы и привлекали: прошлись с ними по смоленскому заводу, где тогда выпускалась техника, они все внимательно посмотрели и говорят: «Хорошо, музей мы уже видели, а где само производство?» Но новая эра уже наступила, а значит, все было впереди. И реструктуризация, и новые модели, и новые контракты.
 
Нашей техникой можно убрать и маленький сквер, и федеральную трассу «Дон». Сейчас у нас завод в Калуге, и самое главное подразделение — это конструкторское бюро. Без него ни о каком усовершенствовании техники нельзя было бы и думать. И первый прорыв — это создание гибридной машины: с импортным оборудованием, но на нашем шасси «КамАЗ».
 
За Москву мы боролись грамотно. Мы пригласили специалистов, которые исследовали городскую среду и предложили технологию уборки. Какие должны быть машины, где и как их использовать и в каком количестве. Это был серьезный труд, в который мы вложили много сил. Передали его в мэрию, где, должен сказать, к нему очень внимательно отнеслись. Ведь чистота в большом городе — больная тема для любого руководства. И после этого была первая поставка. Сразу стало понятно, что здесь нужны машины КДМ, вот здесь — пылесосы, для маленьких улиц — одна техника, для широких проспектов — другая. Это сейчас морфология города изучена и понятна, но 15 лет назад мы были в самом начале этого пути.
 
Наша техника пережила даже чемпионат мира по футболу, но это была уже финальная проверка. До этого мы отработали Универсиаду в Казани, саммит во Владивостоке и, конечно, Олимпиаду в Сочи. И везде техника показала себя хорошо. Должен признаться, как и в любой профессии, в нашем деле тебя тоже подстерегает профессиональная деформация. Как психологи ставят всем диагнозы, а юристы в любом деле видят юридические аспекты, так и у меня: не могу порой спокойно прогуляться по парку — проверяю, как убраны улицы. Иногда специально проезжаю, смотрю, как коммунальные службы работают на нашей технике. Автоматически обращаешь внимание: вот, например, фронтальную уборку нужно делать в 10 см от тротуара, а они упираются прямо в бордюр. Правильная эксплуатация техники — большая проблема. У нас есть обучающий центр, мы учим, стараемся, но тяжело переучивать, если человек привык работать на примитивных машинах, где было два рычага. Сегодня это компьютер, умная техника, которой надо уметь управлять.
 
Пользуясь случаем, не могу не развеять один из самых главных мифов, связанных с уборкой улиц. Дилетанты всегда любят порассуждать о том, чего не понимают. «Что за глупость такая — дождь прошел, а они еще зачем-то водой дороги поливают», — тысячу раз слышал подобное высказывание. И действительно, когда летом идет дождь, уборочные машины выезжают на работу. А тех, кто задает такие вопросы, я бы тоже хотел спросить: а вы когда сковородку моете, вы что делаете? Сначала ее нужно залить, чтобы она отмокла, а уже потом мыть. Это естественный процесс: чтобы дорога была чистой, надо мыть после дождя, когда вся грязь поднимается и ее можно сбить струей воды. Сделать дороги по-настоящему чистыми можно только так, и тогда не придется дышать пылью, как во многих других крупных городах. А сколько вопросов я слышал про зимние пылесосы. Зачем? Что это такое? Пыль какую-то со снегом всасывают! А объяснение простое: после снегоуборочной техники обязательно должен пройти пылесос, чтобы собрать всю грязь и пыль, иначе всем этим мы будем дышать ранней весной. Я много путешествовал и работал за границей и могу с абсолютной уверенностью сказать, что Москва гораздо чище Нью-Йорка, Парижа, Пекина и многих других городов. Убирать такой город, как Москва, — это большое искусство.
 
Символ нашего предприятия — божья коровка. Она «ползает» на вывеске при входе, заменяя собой букву «о» в названии, и в ее цвета мы красим свои машины. Если увидите в городе оранжевые машины с черными пятнышками — это трудятся наши «божьи коровки». У такого выбора есть две причины. Во-первых, у нас подавляющее число сотрудников — верующие люди. Плюс божья коровка — существо, которое ни у кого не вызывает негативных эмоций. Это не какая-нибудь опасная пчела или назойливая муха. А во-вторых, если вы обратите внимание, то заметите: когда божья коровка ползет, например, по столу, за ней никогда не остается пыли. Проползла, полетела, за собой все чисто оставила. Люблю это божье создание… Кстати, и история, которая со мной случилась в дороге (а в номере про дороги обязательно надо рассказать хотя бы одну историю, случившуюся в путешествиях), не знаю как, но связана с Богом. Как и у всех людей, у меня в жизни были счастливые дни: день знакомства с женой, рождение дочери, успехи на работе — все как у всех нормальных людей. Но был у меня в жизни день, который не связан ни с какими важными жизненными ситуациями, но это был самый незабываемый день в моей жизни. Случилось это в Средней Азии, в Туркмении. Мне тогда было лет 27, мы сдавали очень сложный газовый объект. Несколько недель без сна, мучительное ожидание решения комиссии, и вот наконец все позади. Я заехал в управление, чтобы написать заявление на долгожданный отпуск, и в этот момент мне позвонили из Москвы и сказали, что представят меня к государственной награде. А в дополнение к этому подарили мне путевку в санаторий. Под Ашхабадом было замечательное место — как оазис в пустыне: речушка, водопадик, уютные номера маленького правительственного санатория. Я помню, как в первый день проснулся в номере, открыл глаза, и меня пронзило чувство абсолютной свободы и абсолютного счастья. После работы в пустыне, после ужаса сдачи объекта я вышел на террасу, была хорошая погода, доносился шум водопада, там даже было кресло-качалка, на котором лежала книга. Я взял ее в руки, посмотрел обложку — а это «Приключения Тома Сойера», одна из любимейших моих книг. Я сел в это кресло и ощутил абсолютное человеческое счастье. И в это время мимо проходила красивая туркменская девушка в бирюзовом платье — молодая, лет семнадцати. Ничего не произошло, десять дней отпуска прошли совершенно спокойно и непримечательно, но энергетика того момента была такой сильной, что я помню этот день спустя 40 лет.   


Колонка Станислава Николаева опубликована в журнале "Русский пионер" №84. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Все статьи автора Читать все
   
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
84 «Русский пионер» №84
(Сентябрь ‘2018 — Сентябрь 2018)
Тема: дороги
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям