Классный журнал

Запашный
Что-то грандиозное
24 сентября 2018 09:06
Знаменитый дрессировщик и укротитель Аскольд Запашный за неделю путешествует столько, сколько иные граждане не успевают за всю жизнь. То есть Аскольда Запашного смело можно назвать укротителем дорог. Вот только, как явствует из его колонки, не все дороги поддаются укрощению. Одно слово: стихия.
Моя жизненная дорога в какой-то степени была предопределена с рождения. Наверно, во всех династийных семьях есть эта предопределенность. Но поверьте, в этом нет никакой маниакальности, это всего лишь здравый смысл. В моей жизни есть мощный фундамент, который строили мои родители, который строим мы с братом каждый день, так почему бы нам не передать его нашим детям?Сестры Запашные… Вообще-то, в первую очередь я цирковой артист, и мои основные жанры никак не связаны с хищниками — ни у меня, ни у брата. Хищники появились в нашей жизни только после 18 лет. Конечно, мы стали известными именно как дрессировщики, но это не единственное дело, которое мы делаем хорошо. Если честно, я не хочу, чтобы мои дети заходили в клетку, потому что у меня две девочки. Конечно, если они захотят, я сделаю все, чтобы они работали, но я их вижу в этой профессии только в паре с мужчинами. Я видел много женщин-дрессировщиц в своей жизни и могу сказать, что все они рано или поздно черствеют, становятся жесткими — иначе просто никак. Я воспитан так, что женщина — это цветок, а мужчина — это большая обезьяна, которая должна этот цветок оберегать. Поэтому я хочу вырастить женщин, а не существ, которые вынуждены бороться за выживание, принимать на себя две роли — и мужчины, и женщины. А самостоятельная работа в клетке вынудит их быть такими. Прежде всего я хочу передать им свою безумную любовь к цирку, но дальше, как говорится, по обстоятельствам.
Жизнь вообще непредсказуема, в ней много сюрпризов, поворотов, незапланированных остановок… Если сравнить мою жизнь с дорогой, то, конечно, это хайвей, но есть на моей карте и проселочные дороги, и запутанные развилки без указателей. А иногда и карты нет, просто отправляешься на поиски чего-то нового и сам прокладываешь новые дороги.
Тема пути мне очень близка. Моя жизнь началась в дороге: я родился в Харькове, когда родители были на гастролях, мой брат — в Ялте, но его даже не успели зарегистрировать, поэтому свидетельство о рождении он получил в Кривом Роге. До того как мы начали управлять московским цирком, вся моя жизнь проходила в дороге — каждый месяц новый город, — и так было всегда, сколько я себя помню. Моя профессия — это образ жизни. Часто люди говорят: Аскольд, ты за неделю путешествуешь столько, сколько я не путешествовал за всю свою жизнь. Люди, которые ощутили вкус путешествий, просто не смогут жить без новых ощущений. Дело в планке. Если я за свою жизнь столько всего видел и испытал, что должно заставить меня остановиться?
Со мной случалось столько приключений в дороге, что хватило бы на целую книгу. Я пережил землетрясение, побывал в шторме, были и в воздухе «приятные моменты»: однажды летел в Германию, и, когда самолет уже начал снижение, рядом с нашим иллюминатором шарахнула молния и что-то отлетело от самолета. В салоне была гробовая тишина. Все старались не смотреть друг на друга, иначе пришлось бы спросить: а как вы думаете, что все-таки отвалилось? Никто не произнес ни слова, и все ждали только одного — сядем или нет? А в Ницце прямо на взлете, стоило только оторваться от земли, сразу попали в воздушную яму. У меня промелькнула мысль: сейчас упадем в море, а весь салон одномоментно, не сговариваясь, как по команде, выкрикнул: «Боже, нет!»
Самая тяжелая в моей жизни дорога длилась 39 суток, когда мы возвращались в 1996 году из Китая в товарных вагонах. Китайские служащие не могли отправиться с нами в Россию, поэтому мы ехали вместе с животными, чтобы ухаживать за ними, — это был единственный способ их довезти. Сибирь, морозы… Мы топили печки, чтобы согреться. Каждый день в этом путешествии шел за год. Ты едешь, и тебе кажется, что это никогда не закончится. И это не путешествие в Восточном экспрессе в уютном купе — это 39 суток в товарных вагонах, где всего один раз была возможность принять душ. Это ужас, который невозможно описать.
В 90-е очень часто на дорогах нас останавливали бандиты с «калашниковыми» в руках. Перекрывали дорогу, узнавали, что везем. Охотились в основном за фурами, которые перевозили технику, а у нас животные — что с нас взять? Всегда отпускали.
Отдельная история — это перевозка животных на корабле. Мы шли из Владивостока в японский порт Фусики-Тояма и попали в шторм 7,5 балла. Кстати, корабль «Антонина Нежданова», на котором мы плыли, потом затонул. К счастью, это было без нас, потому что второй шторм в своей жизни я бы не выдержал точно. Все ходило ходуном, у всех морская болезнь, кругом все залито водой. Я впервые видел, чтобы нос корабля поднимался так высоко, а когда он опускался, мы видели, что до воды 20–30 метров, мы падали в этот провал, и было полное ощущение, что мы уходим под воду.
В детстве пережил землетрясение в Кишиневе. Помню, было раннее утро, все вокруг орут, суетятся, выбегают из здания. А я проснулся и начал надевать носки. Все до сих пор в семье это вспоминают и смеются.
Я всегда открыт для новых впечатлений и много путешествую не только по работе. Однажды дикарем ездил на Гавайи, брал джип и смотрел разные пляжи. Там есть очень необычные места — например, черный пляж с вулканическим песком и особенно редкий — зеленый, их всего несколько в мире. Я был уверен, что в Америке не осталось нецивилизованных мест. Каково же было мое удивление, когда я понял, что до этого зеленого пляжа можно добраться только на ржавом грузовике, у которого вместо кузова — прибитые дырявые одеяла и мальчик-мексиканец за главного.
— Как добраться на зеленый пляж? — спросил я его.
— Вот туда две с половиной мили. Могу отвезти.
— Давай. — Я обрадовался. — Сколько стоит?
— Тридцать долларов, но нужно ждать, пока весь кузов набьется.
Я оглянулся — вокруг никого.
— Это мы долго еще будем ждать. А пешком туда можно дойти?
Он как-то косо на меня посмотрел и говорит:
— Ну, в принципе, можно.
И улыбнулся как-то странно. Я пошел. Нет ни указателей, ни нормальной дороги. На джипе тут не проехать — только на грузовике. Дорогу развезло от дождя, все это засохло и превратилось в непроходимые буераки. Наконец показались люди, которые шли навстречу. Я поинтересовался у одного мужика, далеко ли до зеленого пляжа, он ухмыльнулся и пожелал удачи. Только когда я прошел полпути, я понял, какой же я дурак. Я в абсолютно диком месте, нещадно палит солнце, а у меня с собой нет даже воды. И вот одна девочка, которая шла навстречу, наверно, поняла, что я сейчас упаду в обморок от солнечного удара, и дала мне бутылку воды. Когда я прошел уже больше половины пути, за спиной затарахтел грузовик. Я его остановил:
— Подвезете?
Мы чудом не вылетели из этого кузова, потому что трясло нас, как картошку. Сельская разбитая дорога без единого указателя, водитель — мальчик-подросток, и мы едем непонятно на чем. Я думаю: мы точно в Америке? Но до зеленого пляжа я все-таки добрался — там и правда очень красивая лагуна и действительно зеленый песок.
Есть много интересных мест, которые меня восхищают. Я хотел бы еще раз вернуться в город Сиань в Китае, где находится уникальный мемориальный комплекс — армия из терракотовых вои-нов, которые были зарыты под землей. Терракотовые статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди. По его замыслу, статуи должны были сопровождать его после смерти и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. Хотя вместо живых воинов — вопреки традиции — вместе с императором были похоронены их глиняные копии, также были закопаны, по разным оценкам, до 70 тысяч рабочих вместе с их семьями. Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 км на восток от гробницы императора. Абсолютное ощущение, что попал в мир мертвых.
Самое большое разочарование от путешествия я испытал, наверно, в Америке. Я связываю это с завышенными ожиданиями и детской психотравмой. Мы росли в 90-е годы на голливудских фильмах, и было неприятно узнать, что многое, что нам показывали, — это просто фейк. Я приехал в Америку с потрясающим настроением, я хотел увидеть удивительную страну. И сразу первое разочарование — Майами. Я представлял, что это очень молодежный, веселый, счастливый город, но увидел рутину, бесконечные машины и небоскребы, которые борются друг с другом за место у воды. Я попросил гида показать мне самые интересные места по версии жителей Майами, и он мне показал бетонную плиту, из которой торчит американский флаг, в каком-то маленьком национальном парке, где водятся крокодилы. А второе место — дом, где любовник модельера Джанни Версаче застрелил его на пороге. Я был в шоке. Пришел на пляж — там развевается флаг гендерных меньшинств. Куда я вообще попал?
Следующее разочарование ждало меня в Вашингтоне. Я спрашиваю у гида:
— А когда мы увидим Белый дом?
Он говорит:
— Так вот же он.
— Где?
Я вам клянусь, что стоял рядом с Белым домом, но я бы никогда не поверил, что это маленькое неприметное здание и есть тот Белый дом, который показывают в фильмах. Это отсюда они нас постоянно учат жизни?
Я предвижу, что мои впечатления от Америки могут вызвать бурную критику, особенно у людей с комплексом мигрантов, которые, уехав из России, начинают говорить гадости о своей стране, чтобы оправдать свое пребывание за границей. Если прочитают, то обязательно скажут: ты не туда поехал, да кто тебя там возил? Я рассказываю абсолютно непредвзято. У меня никогда не было антиамериканских настроений. Наоборот, я ехал в эту страну с прекрасным настроением, но завышенными ожиданиями. Взять, например, Лос-Анджелес. Одно название этого города рождает массу ассоциаций: кино, звезды, Голливуд, в конце концов. И что я вижу? Пыльный загазованный город с разбитыми дорогами. Думал, знаменитые на весь мир буквы на холме спасут ситуацию, но вот пришел я на этот холм, ветер свистит, ни одного человека, и стоят эти картонные буквы, на которые весь мир молится, а смотреть-то там не на что. А главное — атмосфера. Она никакая, ее просто нет. Добила меня Аллея славы с отпечатками рук голливудских звезд. Кривые плиты, все какое-то неухоженное и заброшенное. Такое ощущение, что закончили снимать фильм, остались одни декорации.
Была последняя надежда — Нью-Йорк. Ждал чего-то особенного, поселился в небоскребе, и опять как-то дискомфортно: бетон, асфальт, жуткие пробки круглые сутки. Мы жили в Советском Союзе и смотрели на Америку как на чудо, а никакого чуда я там не увидел. Мне было досадно. Оказалось, что это плюшевая, ненастоящая страна. После этого я готов обнимать каждый угол и в Москве, и в Питере. У нас что ни здание, то целая история.
Мы идеализируем западный образ жизни. Но у них не меньше проблем, чем у нас. Однажды в Монте-Карло мне стало плохо: поднялась высокая температура, все время тошнило, что делать — непонятно. Сотрудники отеля вызвали «скорую». Через два часа приехали… пожарные и спрашивают:
— Вы зачем нас вызвали?
Я лежу, мне плохо, не понимаю, что происходит. С трудом отвечаю:
— Я вас не вызывал.
— А зачем тогда звонили?
А звонили даже не мы, а сотрудники дорогого отеля, которые, наверно, так описали ситуацию, что вместо врачей прислали пожарных. Они стоят в номере со шлангами. Я уже не выдержал:
— Ну тушите! Я горю!
И дальше они говорят потрясающую вещь:
— Мы можем вам померить температуру.
У них с собой аптечка, а в ней, наверно, градусник. В итоге померили мне температуру, кивнули и ушли. И только на следующий день ко мне пришла женщина. Она померила давление, температуру, дала аспирин и взяла с меня 400 евро. Я не мог поверить, что все это происходит в Монте-Карло. Ребята, я не хочу здесь жить.
Если говорить о том, куда меня выведет дальше моя дорога, то есть у меня две мечты: хочу снять художественный фильм и сделать наш цирк лучшим цирком в мире. Буду и дальше наносить на свою карту новые дороги, на которых, конечно, будут и перекрестки, и крутые повороты, но это в жизни и прекрасно, что, несмотря на все наши грандиозные планы, у жизни всегда есть для нас что-то еще более грандиозное.
Колонка Аскольда Запашного опубликована в журнале "Русский пионер" №84. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
0
2348
Оставить комментарий
Комментарии (0)
-
Пока никто не написал
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников1 1308Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 6273Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 8284Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова8977Литературный загород -
Андрей
Колесников12689Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
- Новое
-
-
19.02.2025Мы
-
19.02.2025Метеорологическая весна придет в столичный регион вместе с календарной
-
19.02.2025История Сфинкса
-