Классный журнал

Роман Старовойт Роман
Старовойт

Крепкие и прочные, как люди

21 сентября 2018 09:42
В этой колонке глава Росавтодора Роман Старовойт рассказал о первом тактильном контакте с асфальтом, о «барьерке» образца 1942 года, сделанной из колымской лиственницы, а также о своем первом e-mail адресе, который оказался пророческим.


 
Когда я слышу слово «трасса», первое, что представляю, — лыжероллерная дорога в Сосновом Бору Ленинградской области, где я вырос. Как сейчас помню: лето, солнце, я-семиклассник в майке и шортах несусь на скорости под 40 километров в час на маленьких колесах, прикрепленных к ногам. Это мой первый тактильный контакт с асфальтом, ведь полеты сменялись падениями. До своего прихода в биатлон я чем только не занимался. Были и дзюдо, и бокс, но когда ты, мальчишка, берешь в руки винтовку с боевыми патронами, что-то в тебе сразу меняется, это переход на другой уровень ответственности. Кроме самой стрельбы ты должен ухаживать за винтовкой, чистить, относить в оружейку.

Сейчас понимаю, что случайностей не бывает, потому что позже поступил в Военмех, в стенах которого спроектировал самоходную 122-милиметровую гаубицу — это был мой диплом. Но на дворе стоял 1994 год — развал всего, и такие разработки были не нужны. Интересно вот еще что: с ребятами, с кем бегали, стреляли, до сих пор общаемся. В этом виде спорта есть наиболее зрелищная дисциплина — эстафета, где каждый отвечает за общий результат. Упасть, промешкаться, промахнуться нельзя, потому что вы все вместе. Это главное, что дал нам биатлон, — умение быть одной командой.

В моем детстве было много автомобильных путешествий. У нас был оранжевый «запорожец» — ушастый, как его называли. До сих пор не понимаю, как в такой машине умещались шесть человек: мама, папа, я с братом и бабушка с дедушкой. Шок и трепет. Такой командой мы преодолевали путь из Ленинградской области до Одессы. Ехали долго, с остановками в поле, на берегу реки или в кафе. Помню этот слегка «машинный» вкус еды, приготовленной на примусе. Еще было хорошее время, когда незнакомые люди объединялись в группы и на своих автомобилях отправлялись в дорогу одной большой колонной. Отец тогда уже управлял «четверкой». И вот мы едем: Ростов, Владикавказ, Приэльбрусье, Военно-Грузинская дорога, Тбилиси, Абхазия, Аджария и так до Гагр. Путешествие занимало недели три. Кстати, все основные автомобильные трассы были построены за сравнительно короткий период времени в 1960–1970-х годах. Понятно, что речь идет о двух полосках, но масштабы потрясают. Впрочем, тогда я об этом не знал и не задумывался. Странно, но дороги тайно проникли в мою жизнь, и не как следствие этих замечательных поездок, а благодаря интернету. Примерно в 1998 году я создал себе электронный ящик с логином rusroad. В то время я никак не был связан с дорожным хозяйством. Почему так вышло? Не знаю. Но ящиком этим пользуюсь до сих пор.
Я объехал всю страну, много путешествовал на автомобиле, но до сих пор ничто не поразило меня так, как федеральная дорога «Колыма», соединяющая Якутию и Магаданскую область. Сегодня ее протяженность — 2200 километров. Проходит трасса через Оймяконский район, расположенный в полюсе холода, где температура воздуха опускается до минус 70 градусов, а то и ниже. Холод и сложный ландшафт — в рес-публике немало крутых ущелий и горных рек — осложняют работу дорожников здесь сегодня, а как работали 70–80 лет назад?



Якутск — красивый благоустроенный город с развитой инфраструктурой, но стоит выехать из него по федералке, и взору открываются фантастические виды. Так, на трассе «Колыма» можно встретить плетенные из лиственницы изгороди, защищающие дорогу от снега, которые остались нетронутыми с 1942 года. Очевидно, что они сделаны вручную, как и бревенчатые мосты, рассчитанные даже под движение танков. Конечно, все деревянные мосты мы уже заменили на железобетонные, но так как дорога получила новое направление, несколько бревенчатых переправ на старом решили оставить. На память.

Однажды с коллегами спускались к основанию такого сооружения, и там мы увидели сделанные заключенными женщинами гайки и болты. На них и держится вся конструкция. Рубленые четырехгранные гайки с нарезанной резьбой можно сегодня открутить голыми руками. Какими людьми и из каких материалов это сделано? Если есть на свете памятники дорожникам, то вот они — эти мосты. Крепкие и прочные, как люди, их построившие.  


Колонка Романа Старовойта опубликована в журнале "Русский пионер" №84. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (0)

    Пока никто не написал
84 «Русский пионер» №84
(Сентябрь ‘2018 — Сентябрь 2018)
Тема: дороги
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям