Классный журнал
Иван
Вырыпаев
Вырыпаев
Одно «но»
27 мая 2018 12:00
Режиссер Иван Вырыпаев авторским театром считает тот, где царит драматург, а не режиссер, а себя — последним драматургом эпохи, и не согласен на компромисс. Это, конечно, надо доказать, и Иван Вырыпаев доказывает: не только в колонке, но и в отрывке своей будущей пьесы, который мы публикуем в рубрике «Внеклассное чтение». А с другой стороны, разве надо это доказывать? Такому можно только верить.
Драматургия умирает. Я последний из драматургов. Современный театр — не авторский, он — режиссерский. И этот театр так устроен, что зритель, приходя в зал, видит не Шекспира или Чехова, а наблюдает за самовыражением того или иного режиссера. В современном театре, придя на пьесу Мольера, вы никогда не узнаете, что написал этот драматург. Только есть одно НО. Для драматургии все-таки есть спасение — это рынок. Я за продюсерский театр и за рынок. Например, у меня есть пьеса «Солнечная линия». Коммерчески поставить эту пьесу очень выгодно, потому что это смешно и актуально. Если вы ставите ее скучно и несмешно, это просто не имеет смысла. Умный продюсер, покупая у меня пьесу за большие деньги, поставит ее так, как Иван написал, потому что я являюсь гарантом коммерческой стоимости. «Пьяные», «Dreamworks», «Летние осы» — это пьесы, на которые продаются дорогие билеты. Это коммерческие пьесы, а я коммерческий автор, поэтому какой смысл меня интерпретировать? Ставя именно так, как я написал, ты получаешь гарантию коммерческого успеха. Именно это и есть шоу. Я уже обеспечиваю шоу своей драматургией. Нужно быть безумцем, чтобы взять мою пьесу, заплатить мне столько денег, а потом взять и сделать ее плохо — зачем?
Представьте, что вы, например, написали письмо и хотели сказать в этом письме что-то очень важное. И теперь вы упаковали это письмо в конверт и отдали мне, чтобы я передал тому человеку, которому вы написали. А теперь представьте, что я открыл это письмо, взял ручечку, и с чем-то я внутри этого письма согласился, с чем-то нет, что-то дописал, что-то убрал. Оставил вашу фамилию и передал конверт адресату. Разве вам понравится? Все-таки вы сказали одно, а я передал совсем другое. Так же и автор. Когда я пишу пьесу, я хочу сказать одно, а режиссер разве может взять и поменять то, что я говорю? Дело не только в формальном сохранении текста, но и в его конструкции, интонации, в смысле акцентов. Это же как письмо. Пьеса — это и есть авторское искусство. В пьесе я и есть автор, не режиссер автор, а я. Вы же не читали мою пьесу, вы ее не знаете. Вы видите только то, что на сцене, и это должен быть я, а если это не я, как вы узнаете, что я написал? И так я живу всю свою жизнь. Мои пьесы ставят по всему миру, и никто не знает, о чем я написал, потому что каждый режиссер их искажает. Почему-то они думают, что надо что-то обязательно придумать еще сверху. Вы придете в театр на «Пьяных», но вы не узнаете, о чем я написал. Там стоит моя фамилия, но вы даже не поймете, что я за автор.
Это ремесло. Пьесу поставить сложно, потому что нужно ее проанализировать, понять, о чем она, и реализовать ее. Если «Солнечная линия» — это комедия, то, значит, должна быть комедия. Конечно, интерпретации неизбежны, и когда я ставлю в Варшаве «Дядю Ваню» Чехова, я имею в виду, что существует некий механизм этой пьесы, который свойствен этой пьесе во все времена. Конечно, реализация чуть-чуть меняется в зависимости от времени, но механизм пьесы Чехова остается всегда одним и тем же. Если вы хотите поставить Чехова, вы угадываете, о чем он. И это можно легко узнать с помощью анализа пьесы, просто никто этим не занимается. Современная режиссура вообще про другое.
Живя и работая в Польше, очень скучаю по русскому зрителю. Русский зритель — это драгоценность. Русский театр, я убежден, — это лучший театр, потому что он живой. В Польше театр мертвый — для меня по крайней мере. В Польше я не могу посмотреть ни один спектакль, после 15 минут я просто ухожу. Русский театр — это величайшее явление, а русский зритель — это зритель, которого мы должны ценить. Он требует смысла, он требует жизни, он требует чувственности, а не концепций.
«Иранская конференция» — моя новая пьеса о современной системе, она размышляет на тему современного эволюционного развития. Это пьеса о том, как взаимодействовать культурам и что самое главное во взаимодействии культур. Нельзя подавлять, нельзя навязывать другой культуре свои ценности — даже тоталитарному режиму свою демократию. Это пьеса о том, как нужно искать контакт. Я попытался соединить людей из Кремниевой долины, которые изобретают гаджеты, айфоны и фейсбуки, тем самым физически меняя мир, и театр как духовную структуру.
Я очень хорошо отношусь к рынку и глобализации, а также к технологиям. Осознанность заключается в том, что ты понимаешь свою подлинную природу, независимость от внешнего мира. Глобализация и бизнес — это очень хорошо, потому что они помогают нам выстраивать взаимоотношения. Сегодня государства являются главной проблемой человека. Государства — старые, неповоротливые — они только мешают. А бизнес и технологии — это то, что развивает людей, заставляет их коммуницировать быстрее. Но бизнес и гаджеты — это как нож в руках ребенка. Нужно быть просто внимательным, чтобы не порезаться. В самом ноже ничего плохого нет, только нужно уметь им пользоваться. Дело не в гаджетах, а в нас. Это как с шоколадкой: можно съесть один кусочек шоколада, а не есть сразу четыре плитки, от которых взрывается печень. Можно выпить два глотка виски, а не две бутылки. Просто нужно быть осознанным в отношении того, что ты потребляешь.
- Все статьи автора Читать все
-
-
05.06.2018Иранская конференция 2
-
16.02.2018Не улетать 2
-
28.02.2016Блиц-опрос в ожидании "Оскара" 0
-
03.01.2015Ну сколько же можно спать! 1
-
10.11.2014Не улетать 0
-
1
2729
Оставить комментарий
Комментарии (1)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
- Новое
-
-
2.12.2024Доброта. Анонс номера от главного редактора
-
2.12.2024Исследование: 99% жен в России занимаются приготовлением еды и мытьем посуды, почти 90% — стиркой. За продуктами также в основном ходят женщины
-
2.12.2024Идиома Brain rot («гниение мозга») стало словом года по версии Оксфордского словаря
-
Вы о чём, едрёна мать?!
Для стирания границ
Надо шлёпнуть группу лиц,
Всё стремящихся узнать,
Как нас проще свежевать.
Мир пока что не готов
Сбросить бремя сих оков.
И дело здесь не в дозировке,
А в вопроса постановке:
Блага для всех? Или для тех,
Кто решил всё и за всех?