Классный журнал

Ольга Страда Ольга
Страда

Видимый город

18 апреля 2018 11:10
Итальянка Ольга Страда, директор Итальянского института культуры в Москве, приехав в первый раз в Норильск, увидела его таким, каким увидите его и вы, прочитав ее колонку. Город-миф, неопалладианский стиль, Кваренги… Норильск так отчетливо напомнил Ольге Страде Милан, что спорить с ней даже не приходит в голову. Приходит в голову только согласиться.
Для меня это первый визит в город Норильск, первый раз я за Полярным кругом, в вечной мерзлоте, поэтому для меня тут все новое. Я, конечно, кое-что знала, готовилась, что он будет серый, все так некомфорт­но, очень холодно. Знала, что тут, как говорится, город построен на костях, тут был лагерь, все еще повторяли про очень плохую экологию, что Норильск относится к числу десяти самых загрязненных городов России… Мне представлялся он чем-то таким, где экстремальные условия жизни. Конечно, тут эти экстремальные условия жизни есть, но, когда я начала вникать лучше в суть и в историю города, поняла, что не все так просто, стереотипы не помогают. Да и вообще, я не любитель стереотипов и вот таких схем, потому что упрощение — это всегда некая ложь.
 
Мое самое первое впечатление о Норильске сложилось благодаря фильму «Комбинат “Надежда”», который был снят в 2014 году молодым российским режиссером-женщиной, я сейчас не вспомню ее имя… Он был показан на Роттердамском кинофестивале и на кинофестивале в Сочи, на «Кинотавре». Фильм довольно специфический, там история непростая — про молодых людей, которые живут в этом городе, где, конечно, жить нелегко, но у них мечты, как у всех молодых людей во всем мире. Этот фильм, я знаю, создал много разговоров не только в Норильске.
 
Но когда я приехала в эту так называемую вечную мерзлоту, больше всего меня впечатлила архитектура города. С одной стороны, ты из аэропорта едешь и видишь целый район с большими, габаритными домами, в которых уже никто не живет. Раньше там жили военные летчики, и это создает очень художественно-литературное впечатление. Есть такой известный итальянский писатель Итало Кальвино, который написал культовую книгу «Невидимые города». Это такая немного культурологическая книга, в которой он представляет диалог между Марко Поло и Кублай-ханом. Кублай-хану не спится, он воображает определенные города, а Марко Поло, который путешествует, рассказывает о них. Есть, например, Город Тишины, Город Ветров, Хрустальный Город. Многие, конечно, придуманные, но тем не менее ты можешь уловить некоторые детали, которые напоминают реальные города. И когда я увидела вот этот ракурс Норильска, не могла не подумать о рассказах Кальвино. А потом мне начали показывать город, и меня очень удивил неоклассический стиль построек. Дома были возведены в сороковых годах двумя архитекторами, которые приехали из Санкт-Петербурга: Витольдом Непокойчицким и Лидией Минейкиной. Мужем с женой.
 
Еще тут прочитывается неопалладианский стиль. Я думаю, вы знаете, Кваренги ввел стиль палладио в России, и этот стиль стал очень популярным. Очень много дворянских усадеб в неопалладианском стиле. И вот эти постройки, эта архитектура, которая в Норильске, — она тоже в таком стиле. Ну конечно, двадцатого века. То есть в этом городе на севере, где холод, есть балконы. Мне даже рассказывали, что были другие строители-архитекторы, армяне, которые тоже поставили несколько домов с верандами, с большими балконами, такими, какие могли быть в Армении. Но здесь совершенно другой климат, и жители этих домов были вынуждены закрыть потом веранды из-за холода.
Поэтому есть такое ощущение, что этот город — это такой город-миф. Вымышленный. Даже один из самых крупных комбинатов называется действительно «Надежда». И еще другие объекты мы видели: «Мечта», «Будущее». То есть этот город… как будто, с одной стороны, реальность, а с другой — желание. Выйти из реальности, может. Вот есть такое.
 
Существуют города, с которыми у меня возникла любовь. Это, например, Сан-Франциско, очень понравилось там. Рио-де-Жанейро тоже. В Норильске мне оказались близки люди. Те, с которыми я общалась, очень хорошо расположены к собеседнику, — а в России это не всегда есть, тем более в Москве. Я не почувствовала никакого негатива, мол, «отойди», «у меня нет времени». У них есть большой интерес и желание знать больше о довольно далекой итальянской культуре.
 
Но Норильск, он, знаете… как все северные города. Как Милан. Говорят, Милан — некрасивый город. Я всегда злюсь на это, потому что это неправда. Это как бывают такие очень яркие, пафосные женщины, которые… как Рим. Рим — это такая суперкрасивая женщина. А бывают женщины, которые не менее красивы, но сразу внимание к себе не привлекают. Но когда ты начинаешь на них смотреть второй раз, они тебя завораживают больше.
 
Это тонкости, надо уметь видеть оттенки и иногда смотреть за ширмы. Я всегда люблю то, что за ширмой, считаю, что это более интересно. Думаю, Норильск относится именно к такому ряду. Вечная мерзлота. Девять месяцев снег. Но это пятьдесят оттенков белого. 
Оставить комментарий
 
Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии



Комментарии (2)

  • Сергей Макаров
    18.04.2018 13:14 Сергей Макаров
    Лицом к лицу
    Лица не увидать.
    Большое видится на расстояньи.
    Когда кипит морская гладь
    Корабль в плачевном состояньи.
    С. Есенин

    "Архитектурные прогулки" всегда интересны. Несомненно, архитектура Норильска впечатлит любого прибывшего в город и вызовет не только удивление.
    Город - "сказка". Памятник индустриализации страны построенный по воле вождя.
    Самый северный город построен на заводе, на костях заключенных ГУЛАГа.
    Это был самый большой лагерь в системе ГУЛАГа к 1953 году, начавший свою трудовую деятельность в 1935 году.
    И таким "ГУЛАГом" и остается для его жителей, работающих в тяжелых экологических условиях.

    Странно, что путешественницу не удивило небо над городом, с его разноцветьем вечных его дымов содержащих сернистые окислы, вкус серы чувствуется любому вновь прибывающему.

    Норильск не "женщина" в своем аллегорическом образе, а скорее "мужчина" дымящий "папиросой" из дерьмового табака.
    Милан тоже предстает в своем образе скорее "мужчиной" с "внешностью" утонченно чувствующего многолетнего старца, умудренного опытом жизни и понимающего что значит жить и получать удовольствие от жизни.

    Да, это тонкости, и надо уметь видеть оттенки и иногда смотреть за ширмы и уметь понять то, что за ширмой архитектурной истории.
    Это вечная мерзлота. Девять месяцев снег. Вымирающие от экологии население.
    Это пятьдесят оттенков ядовитого дыма из труб его комбината расцвечивающих небо над городом, как небо на картинах художников Возрождения в Пинакотеке Брера в Милане.

    "Архитектурные прогулки" прекрасно обсуждать сидя на верандах сочинского горнолыжного курорта "Роза ветров".
    И не заглядывать за ширму реальности города, где тяжелые условия труда, копеечная, по меркам Севера, зарплата, затяжные сезонные депрессии и постоянный привкус серы.
    Норильск остается трудовым лагерем, каким он был для строивших металлургический гигант зэков, приукрашенный архитектурой со следами неопалладианского стиля.
    Р.С.
    В студенческие годы бывал на этом комбинате, после него воздух Нижнего Тагила с его коксохимом не сравнить, хотя это тоже место "серой" "желтого дьявола" пахнет.
  • Я есть Грут
    19.04.2018 00:58 Я есть Грут
    Итальяшки задолбали!
    Ишь, Норильск облюбовали!
    Подбираются к алмазам!
    Дать пинка бы им, заразам!
81 «Русский пионер» №81
(Апрель ‘2018 — Апрель 2018)
Тема: вечная мерзлота
Статьи по теме
Честное пионерское
Самое интересное
  • По популярности
  • По комментариям