Классный журнал

Фохт
Слава Герострату
16 марта 2018 10:48
Историческая миссия. Это такая миссия, которая выполнима — по крайней мере, на страницах «РП», где из номера в номер наш обозреватель и следопыт Николай Фохт переписывает человеческую историю и заставляет под другим углом взглянуть на человека, с которым, казалось бы, все ясно. Как с героем этой истории.

Все-таки нелегкое это дело, мое.
С одной стороны, заманчиво. Подставляю плечо, стелю соломку, распутываю, а не разрубаю узелки. Если смотреть поверхностно, безусловное благо. Если углубиться на пару дюймов, вникнуть и задуматься на пару минут, не все так очевидно.
Поэтому, с другой стороны, пустое, напрасное занятие. Может быть, даже вредное и даже оскорбительное.
Ведь предупреждали меня православные и даже не очень друзья: вот ты спасешь Иисуса Христа — а нам куда? Ну то есть евреям хорошо, с них снимут обвинения в том, что Христа распяли, а прочие христиане? Остался жив пророк, и учение его как минимум стало менее сакральным. Вся эта гуманность еще большим боком выйдет: не будет христианства, не станет предпосылок для гуманизации человеческой цивилизации. И кому хорошо?
Или динозавры: вдруг, если бы не вымерли эти прекрасные, бессмысленные животные, глядишь, и не расправили бы плечи пургаториусы, не встали бы со своих корточек плезиадаписовые — и тупайи, и шерстокрылы. А значит, если их спасать, не вылупится в результате эволюции какой-никакой человечек.
Короче говоря, не все гладко на моем пути. И необходимо в этом месте публицистическое отступление. Поучительное.
Буквально перед очередным броском в исторические недра, во тьму и неразбериху, произошла странная и довольно поучительная встреча.
И разговор на этой встрече — еще более поучительный и знаковый.
В общем, у меня есть давняя знакомая. Все рассказывать не стану, да, если честно, нечего там рассказывать, кроме того, что Маруся однажды уехала в Канаду. Она и хотела в Канаду, никаких там пересадок на другие рейсы, в другие, более теплые места. Уехала не одна, разумеется, с семьей — муж с дочерью тоже мечтали именно о стране озер. Поселились в Ванкувере — несколько лет назад я оказался в этом прекрасном, экологическом месте. Тогда-то, можно сказать, наше знакомство и возобновилось. А потом она зачастила в Россию: Маруся внезапно из врача-генетика стала художницей. И в Москву она приезжала на такие небольшие выставки, сначала сборные, потом дело дошло и до персональной.
Короче говоря, примерно раз в полгода видимся. И вот совсем недавно созвонились, договорились кофе попить. Общий разговор, последние новости, как общие знакомые поживают по обе стороны океана. Экономика, санкции, допинг. Еще она с интересом расспрашивает про мою работу, делится впечатлением от прочитанных заметок — это моя любимая часть. Потому что в основном отзывы у Маруси положительные. Слово за слово, доходим до глобальных и актуальных тем.
— Скажи, как ты относишься ко всей этой истории с Вайнштейном?
Разумеется, я не почувствовал никакого подвоха.
— Ну как, я против любого насилия. Плохо он поступил.
Марусю ответ не удовлетворил. Она продолжила, выступая, как я понял, адвокатом дьявола. Я, пытаясь, в общем-то, угодить своей красивой брюнетке с легкой, очень пикантной косинкой, всячески вставал на сторону обиженных актрис, распалялся все больше и больше и даже сам заметил, что несу какую-то ханжескую и чересчур политкорректную ахинею. И вот тут я поймал на себе холодный Марусин взгляд. Это был взгляд амазонки, загнавшей бизона в ловушку: осталось только спустить тетиву.
— Это все хорошо. А вот скажи, если ты так уважаешь женщин, если ты против сексизма вообще, почему спасаешь только мужчин?
— В каком смысле?
— Ну, в твоих статьях, там одни мужики. Из женщин я видела только Мэрилин Монро.
— Ну погоди, а Маколифф, которая на «Челленджере»?
— Да, Маколифф и Резник — но там еще плюс пять мужиков-астронавтов. Что, достойных для спасения женщин не хватает во всей мировой истории?
Мне стало как-то не по себе и даже немного стыдно. Действительно, нехорошо получается.
— Погоди, Маруся, ну кого, например, спасти, из женщин-то?
— Да хоть княжну Тараканову.
Это было совсем неожиданно.
— Но Тараканова — она ведь все равно что Мата Хари. Она, можно сказать, аферистка, задумала государственный переворот в России. Самозванка, Пугачева признавала наследником. Что в ней хорошего, какой толк и польза для человечества спасать террористку и, мягко говоря, содержанку?
— Во-первых, я не считаю, что достойны спасения только важные, лучшие и достойные исторические личности. Шпионка она или не шпионка, какая разница? Она незаурядная наверняка была баба, с живым умом, с амбициями. Тогда женщинам вообще трудно было себя реализовать, Тараканова использовала имевшийся у нее арсенал. Плюс она совсем юная, ей двадцать с чем-то было, когда она умерла. Так что многое простительно по молодости. С Орловым история непонятная, но я верю в то, что она правда в него влюбилась, ведь авантюристки тоже влюбляются, тем более такие молодые. И если представить, что она ему поверила, и его любила, и думала, что он за нее, а он ее обманул: обещал женится, на трон посадить… А сам заманил на корабль и сдал Екатерине. Ну это ужас! И ее очень жаль. И она мучилась потом в этой тюрьме, умирала от чахотки, беременная.
— Да вроде не беременная она была… Не важно. Вот если я ее спасу, она же за старое возьмется. Мне кажется, она даже не очень была умной и точно без особых моральных планок…
— Ну ты даешь, планки моральные. Тараканова не была ни высокоморальной, ни очень хорошей — но это ничего не меняет. Она такая живая. Спасти — это порыв. И если слабая, несчастная (и тут не так важно, заслуженно или нет) молодая баба гибнет в тюрьме, ее хочется вытащить. Ну должно хотеться. Это по-мужски, да и по-человечески.
В образовавшейся паузе я, разумеется, представил себе анахроничную картину Константина Флавицкого (в реальности княжна умерла до питерского стихийного бедствия). Наводнение, крысы, условно беременная княжна.
Действительно, кошмар.
Разумеется, мы не поссорились — поговорили еще о последнем Вуди Аллене, о «Трех билбордах», Маруся с удовольствием слопала кусок киевского торта — таких в Ванкувере не делают.
Но Тараканова запала мне в душу. Может, я правда живу как сексист какой, смотрю на мир сквозь свою маскулинную призму и не вижу дальше носа? Тараканова, Мата Хари — эти в общем-то несчастные исторические женщины не достойны разве спасения, избавления от мук? Маруся права, какая-то варварская смерть им была уготована, может быть, даже неадекватное совсем наказание. И да, пора бы проявить свои лучшие качества, может быть, даже мужские — спасти не из предстоящей выгоды для человечества, а просто так, из милосердия — как Маруся посоветовала.
Я долго размышлял над жесткими, но в чем-то справедливыми словами Маруси, над казусом Таракановой, долго думал над ее возможным спасением — и решил помочь Герострату.
Потому что мне видится в истории бедолаги Герострата еще большая несправедливость.
Что мы знаем? Мы знаем, с одной стороны, совсем немного, с другой стороны, это немногое буквально вопиет. Итак, в 356 году до нашей эры рыночный торговец Герострат поджег в Эфесе храм Артемиды. Надо сказать, что этот храм был градообразующим предприятием всей местности: сюда стекались греки, да и не греки — все сочувствующие граждане из окрестных районов. Поклонялись, просили у богини плодородия и охоты соответствующих милостей и благ. Паломники создавали приятный для торговой ситуации и казны города трафик. Ну и слава росла. Не забудем, что Эфес находился под протекторатом Персии, то есть ситуация была непростой. С другой стороны, персидский наместник был заинтересован именно в процветании храма и культовой активности: деньги как раз частично (а может, и целиком) уходили в метрополию. Ну и вообще, наверняка, с точки зрения оккупантов, Артемида гармонизировала ситуацию вокруг, усмиряла умы, охлаждала порывы — все-таки у греков присутствовали реваншистские настроения.
И вот храм сгорел. Злоумышленника поймали. Его казнили. При этом был издан указ ни при каких обстоятельствах не упоминать, не произносить имя поджигателя. Потому что мотивом преступления объявлена жажда славы: Герострат уничтожил святыню, чтобы имя его осталось в веках.
Ну и чем, скажете вы вместе с Марусей, этот ничтожный, жалкий человек лучше Таракановой?
Да подозрительно потому что. Историк Феопомп, который сохранил эту историю, не скрывал, что признание у Герострата выбили — его пытали. И мотив, если приглядеться, уж больно замысловатый для простого торговца: мол, соблазнила его всемирная и вечная слава. Лично я сразу подумал, что причину за Герострата придумали. А такая непростая она потому, что нормальной просто быть не могло — у грека, у жителя Эфеса, в котором господствовал культ Артемиды. То есть все по законам пропаганды: чем невероятней ложь, тем легче в нее поверит народная масса. И чтобы развить сюжет и, не побоюсь сказать, еще больше потешить, занять горожан, персидский сатрап (а может быть, подвластный ему суд) издает указ, который не просто невозможно исполнить — он прямо провоцирует распространение всей истории про Герострата. Как это у нас называется — эффект Стрейзанд. Чем больше запрещаешь, тем запретный плод слаще. Разумеется, это прикрытие неправосудного, несправедливого решения.
Так мне кажется.
И совершенно естественно встает вопрос: а вообще, виноват ли Герострат? А не оболган ли он? Может быть, имя этого несчастного человека напрасно опозорено в веках? Разумеется, если все так, как спасти — и человека, и его имя?
Зачем?
Ну хотя бы затем, чтобы убрать из истории человечества «феномен Герострата», купировать деятельность подражателей. Не было до Герострата прецедента — и, вполне возможно, после него тоже никогда не будет. Вот в чем смысл. Наивно? Иногда проходят самые наивные штуки, замыслы, предприятия.

Теперь главное: как это сделать.
Действительно, кроме скупых слов Феопомпа (к слову, если не очевидца, то как минимум современника событий) в пересказе более позднего и римского Валерия Максима, о событии ничего не известно. Ну еще что храм потом отстроили, он стал краше прежнего и получил звание чуда света (именно перестроенный, а не тот, сожженный, был чудом), помогал в строительстве в том числе и Александр Македонский: по преданию, он родился в день, когда храм Артемиды подожгли. Вот, в общем-то, и все сведения.
Самым, можно сказать, полным документом, свидетельством, источником знаний стала пьеса Григория Горина «Забыть Герострата». Ее до сих пор ставят, по всей стране.
В пьесе не все так просто, но и все-таки довольно прямолинейно. Главное — Герострат реальный поджигатель и даже хуже, чем ненормальный честолюбец. Он у Горина вообще злодей, каких мало. Даже совершив свое черное дело, этот неприятный человек продолжает интриговать. Он из-за решетки искушает человечество. Охранника подкупает, Клементину, жену Тиссаферна, персидского сатрапа, соблазняет (пообещав, что перед казнью крикнет, что поджег храм из-за любви к ней), самого Тиссаферна шантажирует тем, что расскажет, как соблазнил жену. При этом, как всякий уважающий себя серийный подлец, пишет мемуары и продает их за хорошие деньги. Часть гонорара пускает на пиар (отдает пьяницам, чтобы те пили и славили имя Герострата), часть идет на подкуп охранника. То есть драматург ни разу не усомнился в низости своего героя и с удовольствием транслировал, даже усилил этот скверный анекдот. И главное, это совсем не комедия, не социальная или философская драма — это плотное морализаторство, облокотившееся на, скорее всего, фейк. Как у Пушкина про Моцарта и Сальери.
Но сгодится и Горин — я решил зацепиться за один эпизод пьесы. Засомневавшись в мотивах Герострата, Тиссаферн посылает делегацию в Дельфы, к оракулу, который сильнее, авторитетней (по Горину) эфесского суда. Да, исторически тут не все гладко (хотя бы потому, что к 356 году до нашей эры Тиссаферна самого уже казнили), но я увидел слабое звено: дельфийский оракул — вот куда можно вклиниться и выправить ситуацию.
Дверь мне открыла немолодая женщина, укутанная в огромный войлочный платок — так мне показалось.
— Хайре, хозяйка. Прости, что поздно стучусь в твой дом. Я в городе по неотложному делу, да вот не рассчитал: у моей повозки раскололось колесо, в десяти километрах отсюда. Вот, решил, что успею засветло, да не рассчитал, давно не путешествовал пешком. Дома ли муж, пустите ли меня на ночлег за три драхмы?
— Хайре, путник. Приветствую тебя в городе Артемиды, покровительницы нашей родины, лучшей и справедливейшей из богинь. Позволь узнать прежде, кто ты? По виду и по речи твоей, не грек. Но и не перс — стал бы перс предлагать деньги за постой. Прости, Артемида, за мою недоброту и негостеприимство.
— Да ничего, все понимаю. Времена у вас неспокойные, горькие времена.
— Да уж, странник, славься, Артемида, богиня богинь. Горе в нашем городе. Слышал, наверное, сгорел наш храм, гордость и опора Эфеса.
— Так, хозяйка, я, можно сказать, по этому делу и пришел в ваш великолепный и цветущий полис, да будет славиться в веках Артемида, богиня всех богинь.
— Сейчас, погоди, кликну Онезифороса, мужа моего.
Ловко я ушел от ответа про национальность, вот что-то не придумал себе легенду на этот счет. Вечная спешка.
Добрые люди Онезифорос и Ифигения пустили на ночлег. Налили кружку вина, дали утреннюю, свежую еще лепешку, вывалили на стол фрукты — я сразу потянулся к инжиру, уж больно хорош на вид. Сразу рассказали про себя: у Онезифороса на заднем дворе мастерская, делает украшения из серебра и меди. С персами в хороших отношениях, покупает у воинов из администрации самоцветы недорого, а иногда и настоящие драгоценные камни. Сыновья, близнецы, в Афинах — подались в ученые, философствовать любят. И тут учителя имеются, но Афины есть Афины. Дед хозяина тоже ювелир, еще молодым человеком украшал храм Артемиды. А теперь вон что, такая беда… Ну и конечно, набросились с расспросами на меня.
— Дорогие, благочестивые и светлые граждане Эфеса Онезифорос и Ифигения, не могу я рассказать всего. Скажу только, что направляюсь к вам из Дельф с важным документом.
— Уж не с решением оракула Аполлона по несчастному Герострату?
— Ифигения, не пытай, не скажу. А почему же Герострат бедный? Я думал, в городе его ненавидят за то, что сотворил он.
— Ох, Артемида-заступница, да не делал он этого!
— Ты бы, женщина, прикусила язык. Нашему гостю еще не хватало базарные слухи собирать… Но, уважаемый Николаос, доля правды в ее словах есть. Какой Герострат поджигатель? Я его с детства знаю. Странный был мальчик, а вырос в очень странного мужчину. Он ведь с моими сыновьями ходил на философский кружок, как раз в храме они собирались. Всегда только слушал, ничего не спрашивал у наставника. Дети мои говорили, он и не понимал ничего, учитель терпел его из жалости, из уважения, что мальчик стремится к чему-то… А когда ребята мои уехали, он тоже забросил посещения кружка, стал на рынке торговать овощами, сандалиями, повадился на петушиные бои ставить. И, надо признать, удачливым игроком был, знал толк в бойцовых птицах. Я так скажу, его уже стали приглашать, чтоб он цыплят отбирал, давали ему петушков на воспитание. Он, можно сказать, известным и важным человеком стал. И драхмы у него в сумке водились. Зачем ему храм поджигать? Это как свой собственный дом поджечь.
— Так ведь его схватили на месте преступления. И он признался.
— Да какое место преступления — Герострат прибежал первым, чтобы тушить пожар! Он же на рынке и ночует, устроил себе холостяцкую лачугу — ближе всех был, вот и бросился голыми руками разбирать вспыхнувшие деревянные перекрытия.
— А говорят, он там, в пылающем храме, и стал кричать: «Это я поджег».
— Да ничего подобного, муж все правильно рассказал — Герострат не мог этого сделать. Ну это же смешно: парень двух слов не мог связать, а тут такую причину придумал — чтобы прославиться! У нас весь базар смеялся. Тиссаферну, да и Клеону просто выгодно все свалить на грека. А тут так удачно подвернулся Герострат. И всем очевидно, что Клеон и придумал причину для Герострата — сам спит и видит себя сатрапом Эфеса.
— Клеон — это архонт Эфеса?
— Да, странник, когда граждане его выбирали, всем казалось, что нашли мудрого, праведного судью, который будет беспристрастно решать наши проблемы. А он почти сразу сдружился с Крисиппом, который даром что ростовщик — всеми деньгами в городе заправляет, всех купил. И мой муж, Онезифорос, не даст соврать: именно Крисипп хвастался перед народом, что на севере, совсем недалеко, нашли мрамор. И, мол, мрамор этот намного лучше и дешевле будет, чем тот, из которого построен храм. И что пора наш храм улучшить, чтобы порадовать Артемиду… Ага, порадовать — он хочет подряд получить на строительство. Представляешь, Николаос, как разбогатеет Крисипп на строительстве, если мрамор такой дешевый?
— Думаете, он все подстроил?
— Нет-нет, что ты, я такого не говорила, Артемида свидетельница! Я говорила, что Герострат не виноват ни в чем. Бедный мальчик! Я теперь за него болею, как за своих сыновей.
Мы еще немного посидели, пока не задрожал фитиль в плашке с оливковым маслом — верный признак, что пора ложиться спать.
Утром я спросил у своих добрых хозяев, где после пожара живет Эрита, жрица храма. У сестры, ответила Ифигения и проводила до дома на окраине полиса, сразу за тенистым кедровым пролеском.
— Хайре, Эрита.
Она сразу мне понравилась. Неподдельным своим горем, трауром и при этом ясным, пронзительным, нездешним каким-то взглядом.
— Хайре.
— Я принес пророчество оракула из Дельф.
— Почему ты? Тиссаферн посылал своих людей, воинов из личной гвардии.
— Они все еще в Дельфах, им сказано, что пророчество и его толкование дело небыстрое. Пифия решила, что ответ должен привезти грек, а не персидский солдафон.
— Ха! Откуда мне знать, что ты тот самый грек и пророчество не фальшивка?
— А ты взгляни вот на это.
Я достал из своей кожаной сумки пергаментный свиток. Стоил он мне три тысячи рублей, включая тиснение и прорисовку водоотталкивающими чернилами текста предсказания. Такие делают в мастерской на Волгоградском проспекте.
— Артемида-заступница, что это, пергамент?
— В Дельфах могут себе позволить. Теперь все пророчества оракула записываются не на папирус, а на пергамент. Чудесной краской, которая даже уксусом не смоется.
— Дай-ка посмотреть. Красота какая. Я могу прочитать решение?
— Да, это же тебе и адресовано.
— Почему не Тиссаферну или Клеону?
— По той же причине.
— Но Клеон грек.
— У нас уже так не считают.
Эрита с детским благоговением коснулась своими смуглыми, немного коротковатыми пальцами свитка. Погладила фактурную поверхность, придирчиво осмотрела протокол, «обложку» свитка и удивилась штемпелю «Дельфийский оракул». Тут я, конечно, немного перебрал — такие печати стали ставить позже. Но мне надо было произвести впечатление, пустить пыль в глаза — и, кажется, получилось.
Наконец она развернула пергамент.
— «Артемида, богиня, ушла встречать появленье героя. В пустующий дом заявился Гефест, брат наш любимый. Хотелось ему порадовать сестру ненаглядную, выковать он решил ей лук золотой и стрелы. Искры огня скатились на пол деревянный. Вспыхнул весь дом богини прекрасной. Гефест спешно покинул дом Артемиды. Смертный отважно боролся с огнем в одиночку. Хоть и не спас он священное место, богиня его не забыла и видит все, что творится с несчастным Г.». Что это значит, какой Г.?
— Как звали смельчака, который в одиночку бросился тушить огонь?
— Никто не тушил огонь, так полыхнуло, что бессмысленно было. Там только Герострата поймали. Но он поджег… Или он… тушил? И он тот самый Г., которому дарует защиту сама Артемида? Ведь он признался в преступлении.
— Так под пыткой, Эрита, под пыткой.
— Ну да, я тоже не поверила, что Герострат мог сделать это ради какой-то славы. Он любит Артемиду. И вот теперь она его покровительница. Но как мы все исправим? Клеону выгодно, чтобы Герострат был виновен. У них с Крисиппом грандиозные планы: еще пепелище не остыло, приходили ко мне обсуждать строительство нового храма. «Это будет великий храм!» — как будто прежний был плохим.
— Поэтому я у тебя, а не у Клеона. Пифия оракула дельфийского проинструктировала меня…
В таких делах нельзя тянуть. Эрита умылась, оделась в светлые, торжественные свои одежды и поднялась на холм, где чернели треснувшие колонны святилища.
Она прошла через рыночную площадь так, чтобы ее видели граждане. А тем временем мы с Ифигенией призывали народ эфесский пойти на руины и выслушать пророчество дельфийского оракула.
Она читала мой пергамент вдохновенно, можно даже сказать, экстатически вдохновенно. До мурашек. И после, когда над толпой пронесся вздох, Эрита четко, просто и однозначно растолковала послание. Гефест устроил пожар, но они сами разберутся, на Олимпе. А Герострат невиновен, он герой, а не злодей. Слава Герострату! Герою эфесскому слава. А дальше, как и рекомендовала пифия дельфийская, Эрита с толпой граждан направилась к резиденции Тиссаферна.
Вечером Герострат, действительно аутичный молодой человек, ужинал в доме Онезифороса и Ифигении. Меня горячо звали, но я дал обет ни на секунду не задерживаться в Эфесе без дела. А дел у меня осталось только попрощаться с Эритой.
Эрита сияла: все руководство города подтвердило готовность поддержать строительство нового, великолепного храма, который принесет новую славу Эфесу.
— Скажи, посланец, а что же это за герой, которого отлучилась встречать Артемида?
— О, это будет великий человек. И он тоже поможет в строительстве нового храма.
— Как его зовут?
— Его зовут Александр. Он будет так велик, что все эфесцы поймут: жертва была не напрасна. Ну все, мне пора. Прощай, Эрита. Слава Артемиде!
— Герострату слава!
А Тараканова… Ну что Тараканова? Как-нибудь потом, когда будет много свободного времени. А, да, вспомнил, что еще Кассандру ведь спас во время троянской экспедиции.
Так что не такой уж я пропащий.
- Все статьи автора Читать все
-
-
16.07.2022Месть хаоса 0
-
08.07.2022Одиссей. Ευαγγέλιο 0
-
25.06.2022Кекс идеальных пропорций 0
-
17.05.2022Как мы все прозябали 1
-
08.05.2022Вавилов 1
-
30.04.2022Сотворение шакшуки 1
-
24.03.2022Король в пустыне 2
-
10.03.2022Баланда о вкусной и здоровой 10
-
23.02.2022Посмертный бросок 0
-
27.12.2021Котлетки для медитации 2
-
22.12.2021Одиссея «Капитала» 1
-
26.11.2021Порцелиновая справедливость 2
-
10
3167
Оставить комментарий
Комментарии (10)
- Честное пионерское
-
-
Андрей
Колесников2 3518Февраль. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 8400Доброта. Анонс номера от главного редактора -
Андрей
Колесников1 10350Коллекционер. Анонс номера от главного редактора -
Полина
Кизилова10453Литературный загород -
Андрей
Колесников14646Атом. Будущее. Анонс номера от главного редактора
-
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
Греческий историк Феопомп утверждал, что это признание Герострат дал под пытками.
Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.
Герострат ремонтировал храм, но кто-то из купцов или заинтересованных лиц организовал поджег.
Герострата застали пытающимся потушить пожар, и обвинили в поджеге.
В храме хранилась "библиотека" карт, и самое важное, записи вырождений - древа жизни правителей, что могло повлиять на передачу власти.
Там была библиотека с социальной информацией об укладе жизни того времени.
В ходе пожара все основные носители информации об истории того времени были уничтожены.
А Герострата, как и всегда, невиновного наказали, виновные получили свое - уничтожили ценную информацию...
На мой взгляд, "легенда" о Герострате, как поджигателе с целью прославиться в веках,такая же история великих заблуждений, как кто убил Кеннеди - Освальд, и т.д. и примеров таких много... Княжна Тараканова и далее по списку ....
----
Да, пожалуй стоит продолжать "историю" великих заблуждений, не забыв о первых людях на Луне и далее по списку...
Хотя, вот недавно, по первому каналу мультфильмы показали о "звездных войнах" и "чудо оружии", и вы знаете, многие верят ... ну что поделать.
"Чтобы отрицать то, что было, нужно быть не только глупым, но и наглым. К сожалению, эта наглость сегодня, как и 70 лет назад достигает своей цели. Как говорил Йозеф Геббельс, который был талантливым человеком и всегда добивался своего, "чем чудовищнее ложь, тем скорее люди в нее поверят"; - заявил Владимир Путин во время встречи с главами еврейских общин.
На сегодня нет единого официального ответа: - Кто убил Кеннеди.
Кое какие материалы дела на сегодня рассекретили, но не на долго,
А пока есть только разные предположения, многие из которых не лишены логики и здравого смысла: - одно для примера:
https://inosmi.ru/world/20131121/214938685.html
---
Р.С. Николай, вы верите всем заявлениям МИД РФ?
Насчет самолета сбившего МН-17, мальчика распятого в Одессе, отсутствие многочисленного убийства россиян в ЧВК или последнее покушение на убийство в Англии дело рук "закуклисы"?
..................
Я тоже так подумал, вы же в здравом уме и твердой памяти.
---
Николай, вы ходили в цирк? Или на представление фокусников?
Я тоже. И вы, как и все зрители понимаете, что вас просто обманывают показывая лишь часть того, что вам надо видеть.
Так и в любом расследовании, мало видеть что на виду у всех, есть то что вам пока не "показывают".
Меня когда-то учили; - Если хочешь что-то спрятать - "положи на видное место", в прямом и "срытом смысле".
Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой.
...Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе - это варвар, т.е. существо инстинктивное.
Легкость, с которой распространяются иногда известные мнения, именно и зависит от того, что большинство людей не в состоянии составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях.
"Психология народов и масс" Гюстав Лебон
Здесь ни к чему Колю неволить.
Пойдёт ли он голосовать?
Вот где приходится гадать...
Хорошее дело скорее всего...
Есть возможность узнать что-то новое...
Но зачем так далеко улетать?
Надо в пределах десяти лет летать...
Где-то... Кто-то ...
Взял бумагу и написал
ПЛАН...ПЛАН...
Одним из пунктов было написано...
Русский пионер....
Редактор....
Тематика...
Цель ....
1. Путин...
2. ..............
3. .............
4. ..............
И началась работа по созданию того, что можно назвать одним словом
Пустота или голые